Эльф с глазами олененка
-Таких не бывает!
Как девушка, считающая себя гадким утенком и всю жизнь стесняющаяся собственной худобы, стала столь популярна и любима зрителем? Потому ли, что слишком сильно выделялась на фоне знойных красоток Голливуда того времени – Риты Хейворт, Грейс Келли, Мэрилин Монро?! А может благодаря своей стройной фигуре с талией в 50 сантиметров и кошачьей поступи. Или все дело в ее непосредственности и искренности, которая пробуждала в мужчине не столько сексуальное влечение, сколько чувства благородных рыцарей?!
Ее звали Одри Хепберн. Хрупкая и загадочная, она снялась в 31 фильме, и все ее роли были запоминающимися. Но мало кто знает, что звезда Голливуда выкуривала по три пачки сигарет в день и до смерти держала данное себе обещание никогда не весить больше 47 кг. А счастливую любовь великая актриса встретила, только разменяв шестой десяток.
Мать Одри, баронесса Элла ван Хеемстра, происходила из старинной голландской семьи, возводившей свой род к началу XVI века и включавшего в себя длинную череду аристократов — землевладельцев, армейских офицеров в высоких чинах, государственных служащих и придворных. Но в баронессе Элле текла смесь множества кровей — голландской, французской, венгерской. А замуж она вышла за ирландца сомнительного происхождения - Джозефа Виктора Энтони Хепбёрн-Растона. О нём известно немного, и большая часть — слухи. Подозревали и в нём смесь разных кровей, в том числе азиатских.
Так что неповторимый, необыкновенный облик их дочери, родившейся в мае 1929 года в Брюсселе, где обосновались ее родители, сформировался под воздействием этого весьма своеобразного «коктейля» и… лишений военных лет, превративших вполне нормальную девочку в хрупкого эльфа с – простите за грубую прозу – бесповоротно испорченным пищеварением.
Характеры супругов были несовместимы, они часто ссорились. В результате в 1935 году Хепбёрн-Растон бросил жену с дочерью после того, как Элла застала мужа в постели с няней, присматривавшей за Одри.
Но еще до этого родители Одри были вовлечены в политику. В начале тридцатых годов они стали поддерживать нацистов, выступали против еврейского доминирования в банковском деле и торговле. Хепбёрн-Растоны посещали различные нацистские сборища в Германии. Джозеф не числился в списках партии и не ставил своей фамилии под манифестами, Элла же была включена в список активных сторонников Британского союза фашистов, написала несколько статей в их издание «Чёрная рубаха».
Однако после того, как немцы оккупировали Голландию, Элла отреклась от своих взглядов и стала активной участницей движения Сопротивления. Джозеф же продолжил сотрудничество, став директором европейского пресс-агентства в Лондоне, занимавшимся нацистской пропагандой в Англии и сбором секретной информации для рейха. На основании «Постановления 18-В» был арестован в 1940 году и пробыл в заключении до апреля 1945 года.
Тем не менее, ему жилось легче, чем жене и дочери в оккупированной немцами Голландии – он, по крайней мере, не голодал и не боялся внезапных облав. Одри даже пришлось всеми правдами и неправдами доставать себе фальшивые документы на имя Эдды ван Хеемстра, поскольку «английское» имя считалось неблагонадежным и опасным. Данная выдумка оказалась настолько удачной, что многие считали, и считают по сей день, что именно это имя (Эдда ван Хеемстра) и есть настоящее имя Одри Хепбёрн. Хотя существует подлинная метрика Одри Кэтлин Растон.
После высадки союзников положение населения на оккупированных немцами территориях ухудшилось. Зимой 1944 наблюдался острый недостаток продовольствия: в истории Голландии этот период называется «голодная зима». Никаких карточек на продовольствие и пунктов его распределения не было, топливо можно было достать лишь за большие деньги на черном рынке. Без тепла и пищи жители Нидерландов голодали, некоторые замерзали прямо на улицах.
Городок Арнем, где жили Одри с матерью, опустел во время бомбардировок союзников. Дядя и двоюродный брат матери Одри были расстреляны за участие в движении Сопротивления, сама Элла чудом избежала ареста. А у будущей «принцессы Голливуда» из-за вечного недоедания возник ряд проблем со здоровьем. Она лежала в кровати и читала, пытаясь забыть про голод. Она исполняла балетные номера, чтобы собрать средства для подполья.
Впрочем, сама она не считала эти времена такими уж плохими, и была в состоянии радоваться светлым периодам детства. В 1992 году Хепбёрн говорила в интервью:
«Пока у ребёнка есть определённый минимум, он совершенно счастлив. Я помню, что нам бывало очень весело. Мы же не сидели на полу и не плакали пять лет подряд. Конечно, висела тень страха и репрессий, и происходили страшные вещи…»
Например, странный вкус имел хлеб, поскольку в него из-за недостатка муки помешивались истолченные в порошок луковицы знаменитых голландских тюльпанов. И хотя ей порой «бывало очень весело», депрессия, от которой она страдала в последующие годы, скорее всего, являлась результатом перенесенного голода и страха.
После освобождения Нидерландов в страну начала поступать гуманитарная помощь. Хепбёрн как-то упоминала, что однажды съела целую банку сгущёнки, а потом заболела от одного из блюд гуманитарной помощи, потому что насыпала слишком много сахара в овсянку. После этого она всю жизнь была крайне умеренна в еде и соблюдала строгую диету.
Чтобы получить профессию, надо было учиться, и Хепберн серьезно увлеклась танцами: она брала уроки в Арнемской консерватории, а затем ее заинтересовала и актерская профессия. Хотя в детстве Одри любила рисовать, и некоторые из её детских рисунков сохранились.
В 1945 году, после окончания войны, Одри закончила арнемскую консерваторию и переехала вместе с матерью в Амстердам, где параллельно с работой медсестрой в доме ветеранов брала уроки балета у известного тогда педагога Сони Гаскелл. Соня дала своей способной ученице рекомендательное письмо к прославленному педагогу Мари Рамперт, которая когда-то учила самого Нижинского, и в 1948 году Одри приехала в Лондон.
Мари Рамперт была с новой ученицей абсолютно откровенна. Да, Одри может стать балериной и наверняка будет иметь успех, но её рост (примерно 170 см) в сочетании с хроническим недоеданием во время войны не позволят ей стать примой. Хепбёрн прислушалась к мнению педагога и решила посвятить себя драматическому искусству, карьере, в которой у неё хотя бы был шанс преуспеть.
Когда Одри стала звездой, Мари Рамберт сказала в интервью:
«Она была чудесной ученицей. Если бы она продолжала заниматься балетом, она была бы выдающейся балериной».
Могла бы стать, а могла бы и не стать, всю жизнь танцевать, как говорится в балетном мире «у воды». Одри выбрала сцену – и не прогадала, хотя какое-то время и продолжала работать танцовщицей – ради денег.
Её актёрская карьера началась с учебного фильма «Голландский за семь уроков». Затем она играла в музыкальном театре в таких постановках, как «Высокие ботинки на пуговицах» и «Пикантный соус». Первым собственно художественным фильмом для Хепбёрн стал британский фильм «Дикая птичка», в котором она играла девушку-регистратора в отеле. Она сыграла несколько второстепенных и эпизодических ролей еще в нескольких европейских фильмах, когда ее, наконец, заметили американские режиссеры и пригласили на главную роль в бродвейской постановке «Жижи». Это было в начале пятидесятых годов.
Бродвей всегда был «поставщиком звезд» для Голливуда. Хрупкую девушку с необыкновенными глазами заметил режиссер Уильям Уайлер и пригласил ее сняться в роли… принцессы. А Одри с детства любила сказки про принцесс и с наслаждением сыграла фактически саму себя в суперсказке «Римские каникулы», главная героиня которой, принцесса Анна, очаровала всех, без исключения, принеся актрисе «Оскар» за главную роль. Прирожденный аристократизм и внешность женщины-ребенка, которые придавали свежую прелесть не слишком замысловатому сюжету.
Уверена, что многие уже просто не знают, что это за фильм. С удовольствием расскажу. Анна — принцесса некоего европейского государства, приезжает в Рим в рамках своего широко разрекламированного дипломатического тура по странам Европы. Время её расписано по минутам, а титул предполагает строгое следование этикету. Но цепь случайностей позволяет Анне вырваться из резиденции и жестких рамок протокола и почти сутки провести «анонимно» в обществе американского репортера Джо Брэдли, роль которого блистательно исполнил Грегори Пек.
Конечно, Брэдли довольно быстро понял, кого он взял под опеку и собрался заработать на эксклюзивном репортаже о «частной жизни принцессы», но... незаметно для себя самого влюбляется в эту живую и непосредственную девушку. Анна же осознаёт, что рано или поздно должна будет вернуться к своим королевским обязанностям. Джо провожает опечаленную (и тоже влюбленную) принцессу до ворот посольства.
Фильм заканчивается невесёлой сценой пресс-конференции, на которой среди прочих журналистов Анна замечает Джо. В своей заключительной речи она словно обращается к нему напрямую, вкладывая в свои слова двойной смысл: на вопрос о том, какой город из всей поездки ей понравился больше всего, Анна вопреки подсказкам советников говорит, что никогда не забудет Рим и будет до конца жизни хранить память о нём. В конце пресс-конференции она прощается с журналистами, и хотя на лице её сияет широкая улыбка, в глазах стоят слёзы.
Изначально планировалось поместить имя Грегори Пека крупными буквами над названием фильма, а внизу приписать имя Одри Хепбёрн. Но Пек добился, чтобы имя Хепбёрн было напечатано так же, как и его собственное, поскольку он уже тогда предсказывал, что Одри получит «Оскар» за эту роль. Ходили слухи о романе между нею и Пеком, но оба категорически отрицали подобные утверждения. Хепбёрн, однако, добавила:
- Вообще-то надо быть немного влюблённым в своего партнёра и наоборот. Если вы собираетесь изображать любовь, вам надо чувствовать её. Иначе ничего не получится. Но не обязательно уносить её за пределы сцены.
В 1953 году после оглушительного успеха в прокате «Римских каникул» Хепбёрн получила за роль принцессы Анны премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. Одри на долгие десятилетия стала эталоном женской красоты и элегантности, рядом с ней современные красотки чаще всего проигрывают и кажутся вульгарными. Женщина, с лицом эльфа и глазами олененка, которая покорила миллионы зрителей всего мира – Одри Хепбёрн.
Вторым несомненным успехом актрисы стал фильм «Сабрина», вышедший на экраны в 1954 году. За роль в этом фильме Одри снова была номинирована на «Оскара». Кстати, глубокий четырёхугольный вырез на платьях стали называть «Сабрина-декольте», поскольку именно в таком снималась Одри.
Даже если вы не смотрели ни одного фильма с участием Хепбёрн, при упоминании ее имени перед глазами встает хрупкая фигурка, облаченная в черное платье без рукавов, перчатки до локтя и заключительный штрих – сигарета с мундштуком, который она держала весьма элегантно.
Это – образ из ставшего культовым фильма «Завтрак у Тифани» (1961 год), где Одри сыграла легкомысленную красавицу, добывающую себе пропитание сомнительными способами. Героиня картины Холи Голайтли в маленьком черном платье от Живанши стала символом очарования и стиля для целого поколения. Именно благодаря таланту Одри, эта охотница за миллионерами, словно стрекоза, не думающая о зиме, парящая над обыденностью Нью-Йорка и живущая по собственным правилам, завоевала сердца зрителей. К тому же они с изумлением открывали для себя, что за внешней экстравагантностью и беспечностью кокотки скрывались ранимость, страх одиночества и потребность в душевном тепле.
За эту роль Одри также номинировалась на «Оскара» - уже в третий раз. Это был своего рода реванш за вышедший на экраны в 1956 году фильм «Война и мир», практически незамеченный критиками и оставивший равнодушной публику. Хотя Одри, игравшая Наташу Ростову, смогла передать всю сложность образа толстовской героини. Правильнее было бы назвать фильм «Наташа», тем более, что трактовка классического романа была достаточно своеобразной, а обилие «клюквы» в сценах, изображавших русскую жизнь, само по себе было достойно отдельного приза.
Фильм, кстати, шел в советском прокате и стал одной из основных причин, побудивших Сергея Бондарчука снять советскую киноэпопею. Но… советская Наташа Ростова смотрелась родной сестрой Одри Хепбёрн – столь велико было внешнее сходство. А отсутствие «клюквы развесистой» вполне компенсировалось непомерной затянутостью фильма.
Возвращаясь к фильму «Завтрак у Тиффани», следует сказать, что роль Холли Голайтли, сыгранную в нем, сама Одри назвала «самой джазовой в своей карьере». Когда её спросили, в чём заключалась сложность этой роли, Хепбёрн сказала:
- Я интроверт. Играть девушку-экстраверта оказалось самой сложной вещью, которую я когда-либо делала.
На съёмках она носила знаменитое платье, созданное ею в соавторстве с Живанши, и добавила высветленные пряди к своим каштановым волосам. Найденный таким образом стиль она сохранила и вне съёмок. Дружбу с Живанши актриса пронесла через всю жизнь, став его постоянной клиенткой. Свои первые духи «L`Interdit» знаменитый кутюрье посвятил именно Одри.
К середине 50-х Хепбёрн стала признанной законодательницей мод. Её внешность в стиле gamine и широко признанное чувство шика имели массу поклонников и подражателей.
Но еще до этого, в 1954 году, Одри вышла замуж за актера Мела Феррера и в 1960 году родила своего первого сына - Шона. Это событие было для нее куда более знаменательным, чем все престижные премии вместе взятые: долгие годы врачи уверяли ее, что она никогда не сможет стать матерью. Чтобы Шон появился на свет, Одри провела в постели семь месяцев, педантично выполняя все медицинские назначения.
Через год на экраны вышел «Завтрак у Тиффани» - наглядное доказательство того, что успешная актерская карьера и материнство вполне совместимы. Но брак с Феррером, увы, распался. В основном, потому, что супруг Одри не смог перенести еще одного ее шумного успеха: в 1964 году на экране вышел мюзикл «Моя прекрасная леди», появления которого ждали с нетерпением, достойным «Унесенных ветром».
Хепбёрн даже записала вокальные партии для роли, но впоследствии профессиональная певица Марни Никсон перепела все её песни. Говорят, что Одри в гневе покинула съёмки после того, как ей рассказали об этом. На следующий день она вернулась с извинениями. Плёнки с записью некоторых песен в исполнении Хепбёрн все ещё существуют и были включены в документальные фильмы и DVD версию фильма. Но некоторые вокальные номера в исполнении Хепбёрн всё же остались в фильме: это «Just You Wait» и отрывки из «I Could Have Danced All Night». Так что мы и теперь можем наслаждаться не только великолепной игрой, но и чарующим голосом актрисы.
С 1967 года после пятнадцати весьма успешных лет в кинематографе, и съемок в фильме «Дождись темноты», принесшим ей очередную номинацию на «Оскар», Хепбёрн снималась уже только от случая к случаю, и большого успеха не имела.
После развода со своим первым мужем она вышла замуж за итальянского психиатра Андреа Дотти, совершенно не похожего на избалованных и себялюбивых актеров. Андреа был моложе Одри на десять лет. Бракосочетание состоялось в Швейцарии. Невеста была одета в белое короткое приталенное платье с воротником-стойкой, а вместо фаты ее голову украшала модная в те времена косынка. Этот простой и изящный свадебный наряд позже копировали многие невесты. Ведь знаменитая актриса считалась иконой стиля, которой подражали женщины всего мира.
После свадьбы парочка поселилась в Риме. Несколько лет спустя у них родился сын Люк. Беременность снова протекала тяжело и опять от Одри потребовалось почти постоянное соблюдение постельного режима.
Но счастливое время взаимопонимания и любви с годами исчезло, популярный психоаналитик все чаще стал изменять жене. Одри, мечтавшая сохранить семью, не замечала постоянных измен сластолюбивого мужа, даже когда о них трубили все газеты, но и ее ангельского терпения хватило на одиннадцать лет. В итоге – опять развод и печальное признание знаменитой актрисы в одном из интервью, что нельзя быть звездой экрана и надеяться на личное счастье.
Увы, она постепенно переставала быть и звездой. Фильм «Робин и Мэриан», в котором Одри играла вместе с Шоном Коннери, получил в 1976 году очень умеренное признание, далёкое от обычных высоких оценок фильмов с участием Хепбёрн. Цепляться за появление на киноэкране любой ценой Одри не стала, снялась – после долгих уговоров – только еще один раз в 1988 году в фильме Стивена Спилберга «Всегда» в роли ангела. Но этот фильм не имел и десятой доли успеха ее первых «хитовых» ролей. Одри Хёпберн простилась с миром кино.
Тем не менее, в 1999 году Одри Хепбёрн была поставлена Американским институтом киноискусства на третье место в списке величайших актрис американского кино, а многие из партнёров по фильмам остались её друзьями. Рекс Харрисон назвал Одри своей любимой партнёршей. Кэрри Грант любил баловать её, и однажды сказал: «всё, чего я бы хотел в подарок на Рождество, — это сняться ещё в одном фильме с Одри Хепбёрн».Дружба с Грегори Пеком продолжалась всю жизнь. После кончины Хепбёрн Пек вышел на камеру и со слезами в голосе прочитал её любимое стихотворение «Unending Love» («Вечная Любовь»).
В 1980 году актриса подала на развод. И в том же году начала встречаться с голландцем Робертом Уолдерсом, который недавно овдовел. Они встретились на дружеском ужине и сразу понравились друг другу, смеялись, болтая на голландском языке и вспоминая о детстве в Нидерландах. Потом они увиделись в Нью-Йорке и провели вместе весь день. Одри была печальна, ее развод затянулся. Роберт успокаивал подругу.
Их крепкая дружба переросла в любовь. Но жениться они не спешили. «Нет никаких причин, мешающих нашему браку,– объясняла легендарная актриса,– но мы очень счастливы и без него».
Вскоре после её последнего появления в кино Хепбёрн была назначена специальным послом ЮНИСЕФ. Испытывая благодарность за собственное спасение в период после нацистской оккупации, она посвятила остаток своих дней улучшению судьбы детей, проживающих в беднейших странах мира. Работа Хепбёрн сильно облегчалась благодаря знанию целого ряда языков. Она разговаривала на французском, английском, испанском, итальянском и голландском языках. Она выучила итальянский, когда жила в Риме. Испанский она выучила самостоятельно, и существует съёмка ЮНИСЕФ, на которой Хепбёрн бегло говорит на испанском с жителями Мехико.
Близкие утверждают, что мысли об умирающих, беспомощных детях преследовали её всю оставшуюся жизнь. Её первая миссия была в Эфиопии в й988 году. Она посетила детский дом с 500 голодающими детьми и добилась, чтобы ЮНИСЕФ выслал пищу.
В августе 1988 Хепбёрн ездила в Турцию участвовать в кампании по иммунизации. Она назвала Турцию самым ярким примером возможностей ЮНИСЕФ. По возвращении она сказала:
«Армия дала нам грузовики, торговцы рыбой дали вагоны для вакцины, и как только дата была назначена, потребовалось только 10 дней, чтобы привить всю страну. Неплохо».
В октябре того же года Хепбёрн поехала в Южную Америку, где посетила Венесуэлу и Эквадор. Она говорила:
«Я видела как крошечные горные общины, трущобы и стихийные поселения каким-то чудом впервые получили системы водоснабжения, и этим чудом был ЮНИСЕФ. Я видела, как дети строили сами себе школы из кирпича и цемента, предоставленных ЮНИСЕФ».
В феврале 1989 года Хепбёрн совершила поездку по странам Центральной Америки и встречалась с главами, а в апреле, в рамках миссии «Операция Линия Жизни» вместе с Робертом Уолдерсом посетила Судан. Из-за гражданской войны продовольствие из гуманитарной помощи не поступало. Целью миссии было доставить продовольствие в Южный Судан. В октябре Одри и Уолдерс посетили Бангладеш.
В 1990 году Хепбёрн отправилась во Вьетнам, пытаясь наладить сотрудничество правительства с ЮНИСЕФ в рамках программ иммунизации и обеспечения питьевой водой, но ее миссия особого успеха не имела.
Одри Хепбёрн тратила много сил, работая в ЮНИСЕФ. Отрицательные последствия многочисленных поездок актрисы с каждым днем становились все заметнее, она слабела физически.
Последняя поездка Хепбёрн - в Сомали и Кению - состоялась за четыре месяца до смерти, в сентябре 1992 года. Во время поездки у актрисы начались боли в животе. Африканские врачи не смогли поставить диагноз, так как в их распоряжении не было соответствующего оборудования. Однако они предположили, что проблемы со здоровьем могут быть серьезными и предложили прервать поездку, но Хепбёрн отказалась.
В начале 1992 года президент США наградил её президентской медалью свободы в знак признания её работы в рамках ЮНИСЕФ, а в середине октября Одри Хепбёрн вместе с Уолдерсом отправилась в Лос-Анджелес на обследование. Результат оказался неутешителен: опухоль в толстой кишке. Диагноз после операции был обнадеживающим, однако через три недели актрису вновь госпитализировали с острой болью. Опухолевые клетки захватили и соседние ткани. Это говорило о том, что жить актрисе осталось всего несколько месяцев.
Последнее Рождество она провела с детьми и Уолдерсом. Она назвала это Рождество самым счастливым в её жизни.
20 января 1993 года легендарная актриса умерла в возрасте 63-х лет.
Американская Академия Киноискусства наградила Одри Гуманитарной Премией им. Жана Хершолта за её помощь человечеству. Эта премия была присуждена ей посмертно и вручена её сыну Шону.
Рецепт красоты от Одри Хепбёрн:
«Чтобы губы были красивыми, говори добрые слова; чтобы глаза были красивыми, излучай добро; чтобы фигура была стройной, делись едой с голодными, а главное красота женщины не в одежде, фигуре или прическе. Она – в блеске глаз».
Свидетельство о публикации №113121700331
Смотрел несколько фильмов с её участием.
Рецепт красоты от Одри словно воплощение самой актрисы.
Светлана,с Наступающим Вас!
С надеждой на более частые встречи в грядущем году.
Валерий Михайлович Зверев 29.12.2013 16:52 Заявить о нарушении
И Вас - с наступающими праздниками!
С теплом,
Светлана Бестужева-Лада 29.12.2013 17:21 Заявить о нарушении