Патр. Кирилл. О заповеди Блаженны милостивые

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Что есть милость, о которой Господь говорит
как об условии блаженства? Милость, или милосердие, —
это прежде всего способность человека действенно
откликаться на чужую беду. Можно ответить добрым словом,
протянуть человеку руку, поддержать его в горе.
Можно сделать больше: прийти к нуждающемуся в нашем содействии,
помочь ему, отдав свое время и силы.
Можно также разделить с несчастным то, чем мы сами владеем.
“Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного;
кто не упал — упавшего и разбившегося;
веселый — унывающего; наслаждающийся счастьем —
утомленного несчастьями”, — говорит святитель Григорий Богослов.

Как раз такого рода деяния Господь
тесным образом связывает с идеей оправдания.
В евангельском повествовании мы находим целый перечень добрых дел,
совершение которых признается необходимым
для наследования Царствия Небесного и оправдания на суде Господнем.
Все это — дела сострадания:
накорми алчущего, напои жаждущего, одень нагого,
прими странника, посети больного и узника (См. Мф. 25. 31–36, 41–43).
Не исполнивший же закона милосердия
примет свое наказание в Судный день.
Ибо, по слову Господа,
“так как вы не сделали этого одному из сих меньших,
то не сделали Мне” (Мф. 25. 45).

И можно уже не гадать о будущности,
ожидающей нас в вечности.
Каждый еще в этой жизни способен предчувствовать,
какой суд уготован ему на небесах.

Вспомним же, многих ли мы накормили и напоили,
многих ли пригласили под свой кров,
многих ли навестили и дружески поддержали.
Каждый из нас может и должен, рассмотрев свои дела при свете совести,
 высказать о себе суждение, предваряющее Суд Божий.
Ибо сами мы лучше других знаем себя и свою жизнь.
“Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” —
так читается закон милосердия и воздаяния.
И поскольку в грамматической конструкции Заповедей Блаженств
Бог милующий и наказующий здесь определенно подразумевается,
не будучи, однако, прямо назван по имени,
не вправе ли мы ожидать снисхождения
и от людей еще в жизни нынешней?

Совершая дела добра и помогая ближнему,
мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие,
перестает быть для нас чужим, что он входит в нашу жизнь.
Ведь люди так устроены, что любят тех, кому сделали добро,
и ненавидят тех, кому причинили зло.
Отвечая на вопрос о том, кто есть наш ближний,
Господь говорит: это тот, кому мы делаем добро.
Такой человек перестает быть для нас чужим и далеким,
становясь воистину ближним,
ибо отныне ему принадлежат часть нашего сердца
и место в нашей памяти.

Но если мы, живя в семье, не помогаем друг другу –
значит, самые родные нам люди перестают быть нашими ближними.
Когда муж не поддерживает жену, а жена – мужа,
когда дети не служат опорой престарелым родителям,
когда вражда противопоставляет родственников друг другу,
то разрушаются внутренние скрепы, связующие человека с человеком,
а наши близкие, в нарушение заповедей Божиих,
становятся нам дальше дальних.

Отзывчивость, сострадание и добро, обращенные нами к другим людям,
соединяют нас с ними. Значит, ответом нам станет их добросердечие,
 и мы будем помилованы от людей.
Между нами и теми, к кому проявили мы участие,
установятся особые отношения.
Таким образом, милосердие подобно ткани,
в которой накрепко переплетаются нити человеческих судеб.

+


Рецензии
Спасибо, Борис Иванович. Всегда с большим интересом читаю Вас и с большой пользой для себя.

Антишина Татьяна   17.12.2013 17:37     Заявить о нарушении
Татьяна, благодарю...
Я ж всего-навсего механический "транслятор"

Борис Пинаев   18.12.2013 01:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.