Стихополотно. Стена

ЧЕРНОВИК МЫСЛЕЙ...

Да для себя мы все читаем и пишем, только для себя, для  духа своего...
учимся у времени и у себя...

Письма к стене

     Сохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини.
     Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани.
     За твоею спиной умолкает в кустах беготня.
     Мне пора уходить. Ты останешься после меня.
     До свиданья, стена. Я пошел. Пусть приснятся кусты.
     Вдоль уснувших больниц. Освещенный луной. Как и ты.
     Постараюсь навек сохранить этот вечер в груди.
     Не сердись на меня. Нужно что-то иметь позади.

     Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать.
     Все равно я сюда никогда не приду умирать,
     Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись.
     Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись.
     Человек -- это шар, а душа -- это нить, говоришь.
     В самом деле глядит на тебя неизвестный малыш.
     Отпустить -- говоришь -- вознестись над зеленой листвой.
     Ты глядишь на меня, как я падаю вниз головой.

     Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах,
     изобилье минут вдалеке на больничных часах.
     Проплывает буксир. Пустота у него за кормой.
     Золотая луна высоко над кирпичной тюрьмой.
     Посвящаю свободе одиночество возле стены.
     Завещаю стене стук шагов посреди тишины.
     Обращаюсь к стене, в темноте напряженно дыша:
     завещаю тебе навсегда обуздать малыша.

     Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму.
     Не пугай малыша. Я боюсь погружаться во тьму.
     Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак,
     не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак.
     Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом.
     Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем.
     Только жить, только жить и на все наплевать, забывать.
     Не хочу умирать. Не могу я себя убивать.

     Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать.
     Так окрикни меня. Так легко малыша напугать.
     Так окрикни меня. Не то сам я сейчас закричу:
     Эй, малыш! -- и тотчас по пространствам пустым полечу.
     Ты права: нужно что-то иметь за спиной.
     Хорошо, что теперь остаются во мраке за мной
     не безгласный агент с голубиным плащом на плече,
     не душа и не плоть -- только тень на твоем кирпиче.

     Изолятор тоски -- или просто движенье вперед.
     Надзиратель любви -- или просто мой русский народ.
     Хорошо, что нашлась та, что может и вас породнить.
     Хорошо, что всегда все равно вам, кого вам казнить.
     За тобою тюрьма. А за мною -- лишь тень на тебе.
     Хорошо, что ползет ярко-желтый рассвет по трубе.
     Хорошо, что кончается ночь. Приближается день.
     Сохрани мою тень.
(с) Иосиф Бродский, Письма к стене (1964)


Тень, какое интересное слово...
Читаю и читаю это письмо, поётся...
Тень, что это?
----------------------------------------
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА
ТЕНЬ
----------------------------------------

Как известно из магловских учебников физики, тень – это темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны объекта, которая не обращена к источнику света. Однако к этому световому явлению издавна было особое отношение, ему приписывали разнообразные мистические значения.

У первобытных народов тень как невещественный образ человека олицетворяла собой его душу. Древние египтяне верили, что тень – это часть жизненной силы человека, которая находится в неразрывном единстве с ним. После смерти самым страшным наказанием для грешника считалась потеря им своей тени – ее пожирало адское чудовище с телом льва и головой крокодила.

В Библии слово "тень" (сень) имеет двойное символическое значение в зависимости от того, обозначает ли это слово присутствие или отсутствие солнечного света. С одной стороны, тени – предвестники смерти, неминуемой гибели человека в этом мире ("дни его, как тени, склоняются к ночи"), что грешника при жизни ждет после смерти бесконечная долина смертной тени, земля тьмы и мрака. С другой стороны, в Священном писании упоминается "тень Божия" - единственная верная и надежная защита праведника на земле. А когда "сила Всевышнего" осенила (покрыла своей тенью) лик девы Марии, она зачала будущего Христа.

В греческой мифологии за тень принимали призраков умерших людей. Считалось, что вечное царство мертвых Аида населено этими призрачными тенями. В некоторых религиях существовало представление о тени как о демоническом двойнике человека. Тень являлась отражением и воплощением всех отрицательных черт своего хозяина.

Отношение к тени на Востоке и Западе сильно отличалось. Европейцы считали свет благом и основой для жизни, а тень была местом, где творилась темная, оборотная сторона жизни. С ней и тьмой вообще связывались исключительно недобрые предзнаменования, мифы и легенды. Но на Востоке тень ценили, она защищала людей и животных от палящего солнца, приносила прохладу и облегчение. В частности, в своем эссе "Похвала тени" японский писатель Танидзаки Дзюньитиро так описывает строительство своего жилища японцами: "прежде всего, раскрывают над ним зонт-кровлю, покрывая землю тенью, а уже в тени устраивают себе жилье". Тень, по восточным традициям, есть воплощение женского начала Инь, а свет – мужского Ян. В единстве этих двух понятий, двух сил заключается гармония всего мира. В религии ислама тень являлась олицетворением земного существования, спутницей тленных материальных форм, тогда как бесспорное и вечное не может отбрасывать тень. По этой причине в искусстве Востока считалось «особенно вредным изображать предметы, отбрасывающие тень».

В Индии существовала вера в тени святых, которые невозможно было уничтожить всеми известными на земле способами. В иранской мифологии существует описание птицы Умай (Хумай), которая, бросая свою тень на человека, чьи грехи не так тяжки, делает его счастливым.

Позже в европейском фольклоре бытовало мнение, что все люди носят маски, лишь тень способна видеть вещи в их "истинном свете". Писатели, художники, ученые разных эпох разговаривали со своей тенью, обращались к ней в поисках истины и вдохновения. Тень была вторым человеческим телом, вторым "я" человека, наделенным магическими способностями. В сказке Г.Х. Андерсена "Тень" та самая тень однажды отделилась от своего хозяина и стала вести самостоятельную жизнь. А после она и вовсе превратилась в человека и даже попыталась сделать хозяина своей тенью. В образе своей тени шекспировский отец Гамлета восстал из могилы, чтобы рассказать сыну о злокознях его дяди и матери.

Символизм тени нашел отражение в пословицах и поговорках разных времен:
"Слово – тень дела" (Демокрит).
"Дерево не отнимает своей тени даже у того, кто пришел срубить его" (древнеиндийская пословица).
"Наводить тень на плетень" (усложнять что-либо, делать его непонятным).
"На веждах его тень смерти" (так говорят о человеке, чья смерть неотвратима и близка).
"Бросать тень, наводить тень" (на кого-либо, что-либо, т.е. бесславить).

Про человека, который по каким-либо причинам разорвал связи с внешним миром, перестал общаться с друзьями и коллегами, говорят, что он "ушел в тень" или "вышел из тени" при обратном стечении обстоятельств.

Про трусливого человека говорят, что "он и тени собственной боится". Полушутливая фраза современности "постоять в тени, облагородиться" имеет давние корни. Древние славяне верили, что нельзя стоять в тени дурного человека, ведьмы или колдуна, дома, где произошло самоубийство и т.п., так как из этой тени могут выйти злые духи и похитить душу человека. Считалось также, что всевозможная нечисть - черти, вампиры, лешие, водяные - не могут отбрасывать тени, т.к. души этих существ находятся в руках дьявола.

Вместе с тем тень – это не только сущность человека, но и особый мир, в котором не действуют земные законы. В мире волшебников известно, что этот мир населяют Теневые Драконы - одни из самых скрытных существ, способные скрываться и появляться из тени. В романе-фэнтези Роджера Желязны "Хроники Амбера" тени – это отражения Подлинного Мира, переходное состояние между Порядком (Амбером) и Хаосом. От слова "тень" происходит название славянского существа-призрака Постень.

В различных сонниках видеть во сне свою тень толкуется как предостережение, что вам нужно опасаться неприятностей со стороны своих врагов; видеть чужую тень - знак, что вас контролируют, пытаются обмануть и подчинить чьей-то воле.
В науке существуют понятия: "дождевая тень", "солнечная" и "лунная" тени, "тень Земли", "заваленные" тени, а также "открытые", "закрытые" и "собственные" тени.
А вот в косметологии омоним "тени" имеет вполне мирное значение – это средство для придания красоты (или дополнительного уродства, это уж у кого как), наносимое на веки. И здесь уже различают сухие или жидкие тени, тени в виде геля, крема или карандаша и пр.

(с)Awen, Слайзерин, 3 курс
http://wordsland.ru/magiclanguage/hs/ten.php
http://literra.listbb.ru/viewtopic.php?f=31&t=1543 (сень, тень…)

***
СТАРОСТЬ - "Рост главного знания об окружающей жизни"…(С) Вышин Игорь Борисович





_________________________________
Отвернувшись от солнца,
Я превратился в тень.
Навстречу
по мне
Идут ослеплённые люди.

Владимир Суязов
http://www.stihi.ru/avtor/vldmrszv





Картинка из сказки Г.Х.Андерсена "Тень". /http://az.lib.ru/a/andersen_g_h/text_0450.shtml/



Памятные стены
Сергей Христовский

Птицы поют,
Цветы не увяли -
Мать и отец
Отвоевали.

Смысл высоты -
Вечная память,
И пустоты
Не заполнить словами.

Твердью небесной
Скользят имена,
Всё неизвестных
Пишет война.

Не прекращая
Работы незримой,
Тут оставляет
За именем имя.

Памятных стен
Дальние дали...
Мать и отец
Отвоевали.
©  Сергей Христовский, 2012













_________________________
Стены
Алексей Гусаков

Ты убиваешь, тебя убивает -
в каждой войне так обычно бывает.

Не одолеешь врагов за стеною,
если они у тебя за спиною.
 
Нас убивают не бомбы и танки -
нас убивают министры и банки.

Нас убивают не чьи-то солдаты -
нас убивают свои депутаты.

Нас удушают законы и смоги,
нас догола раздевают налоги.

Нас не хватает на башни и стены,
нам не дождаться подмоги и смены. 

Нас убивают, нас скоро не станет,
с нами  всё самое лучшее канет.

А победителям - зависть и злоба,
и ненасытная жадность до гроба.
© Copyright: Алексей Гусаков, 2017
http://www.stihi.ru/2017/02/10/1153






Стены
Оскар Хуторянский

"В родной обители нас стены
И защищают, и хранят.
За стенами пусть перемены,
Внутри нам бури не грозят."

Да, защищают, но не часто.
Как много пало крепостей?
Мы знаем даже "стену плача",
Я прикоснулся как-то к ней.

Бессильны стены от погромов,
От тех, кто силой всё берёт.
Тех, кому зависть за забором -
Заснуть спокойно не даёт

Известны стены цитаделей,
Дворцов, больших монастырей.
Одни познали унижение,
Другие славу прошлых дней. 

Есть стены, что хранят могилы
Кто был герой, а стал злодей...
Своя стена подарит силу,
Разбудит память прошлых дней.
© Copyright: Оскар Хуторянский, 2018
http://www.stihi.ru/2018/05/23/6132








***
Человек – это шар, а душа – это нить,
Что не может за шар зацепиться.
Только вот без души невозможно любить,
И смеяться, и счастьем светиться.

Без души невозможно почти ничего,
Без души и весь мир – одноцветный.
Назови мне, мой друг, человека того,
Кто бездушный, при этом заметный?

Что, не можешь назвать? Нет, не ты виноват!
Человека душа украшает,
Вместе с ней он – алмаз во сто тысяч карат,
Без неё – один чёрт только знает.

У тебя, у меня, у друзей есть душа –
Отличаются души поэтов.
Потихоньку, и скромно, и еле дыша
Мы живём и мы пишем при этом.

Человек – это шар, а душа – это нить,
Значит, можно за шар зацепиться.
Так как нам без души невозможно любить,
И смеяться, и счастьем светиться.
(с) Неллина




А жизнь плывёт 2
Автор: Лариса Кузьминская 6
Авторская страница:   http://stihi.ru/avtor/4061991g


А жизнь плывёт, как шар по небосводу,
Пока не лопнет, и ему конец.
И в облаках покажется гонец,
Укажет путь, провозгласив свободу...
И полетит освобождённый дух
В прекрасные далёкие чертоги,
Забыв земные тяжкие дороги,
Туда, где ангелы парят, как белый пух.
Где радужный в саду сияет куст,
Где время не торопится вперёд,
Где радость дарит каждый вздох и взлёт,
И слово светлое слетает с Божьих уст.
Ну, а пока плывёт по небу шар,
И нитью тонкой он с землёю связан,
И главный стих тобою недосказан,
И в полной мере не проявлен дар.
© Лариса Кузьминская 6, 2020
Первоисточник:   http://stihi.ru/2020/02/28/6010






Почти пейзаж



Рецензия на «Все мы - почти пейзаж? А есть письма к стене!» (Эмма Гусева)
Первоисточник - http://proza.ru/2023/01/09/80

Я раньше стихами особо не интересовалась. Сказка - моя любимая литература. На госэкзамене по научному коммунизму мне попался вопрос о современной культуре. В кино и театр мы с подругами ходили часто, а книг, вообще, не читали. С новинками театра и кино я комиссию ознакомила, но они требовали рассказать о книжных новинках современников, на что им ответила: "Люблю классиков". Мне поставили тройку, показав, что остальная, недостающая часть до отличной оценки, - за современниками. В течении жизни некогда было увлекаться ни классиками, ни современниками, читались лишь школьные учебники детей и профессиональная литература по языкам программирования.

И, вот, лет пятнадцать назад, я попадаю в мир Интернета, на литературные сайты, начинаю читать произведения современников, пишущих о времени и о себе, и, даже, общаться со многими авторами, находя в этом не малое удовольствие. Стих Иосифа Бродского про стену я прочитала также в последние годы, он мне понравился и запомнился.

За это время я поняла, что жизнь классиков и современников похожи, проблемы у всех во все времена, одинаковые, а творчество и стена - порой единственные друзья и собеседники, которые защищают и поддерживают в желании жить... А, в целом, "все мы - почти пейзаж", где каждый на своём месте...

"Пишите и читайте письма! Документальные!! О времени и о себе. Не верьте птичьему чириканью! Верьте документам и честному таланту!" С вами, Эмма, невозможно не согласиться. Спасибо за публикацию, живо пишите, вызываете движение мысли...
Ирина Петал
18.01.2023 14:06


"Ты - никто, и я - никто. Вместе мы - почти пейзаж."

Случайно сейчас вышла в Инете на стих Бродского "В горах". Впервые читаю. Спасибо, Эмма, за знакомство с этим произведением.

В горах
Иосиф Бродский

1
Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.

Ты, в коричневом пальто,
я, исчадье распродаж.
Ты — никто, и я — никто.
Вместе мы — почти пейзаж.

2
Белых склонов тишь да гладь.
Стук в долине молотка.
Склонность гор к подножью дать
может кровли городка.

Горный пик, доступный снам,
фотопленке, свалке туч.
Склонность гор к подножью, к нам,
суть изнанка ихних круч.

3
На ночь снятое плато.
Трепыханье фитиля.
Ты — никто, и я — никто:
дыма мертвая петля.

В туче прячась, бродит Бог,
ноготь месяца грызя.
Как пейзажу с места вбок,
нам с ума сойти нельзя.

4
Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь.

Горный воздух, чье стекло
вздох неведомо о чем
разбивает, как ракло,
углекислым кирпичом.

5
Мы с тобой — никто, ничто.
Эти горы — наших фраз
эхо, выросшее в сто,
двести, триста тысяч раз.

Снизит речь до хрипоты,
уподобить не впервой
наши ребра и хребты
ихней ломаной кривой.

6
Чем объятие плотней,
тем пространства сзади — гор,
склонов, складок, простыней —
больше, времени в укор.

Но и маятника шаг
вне пространства завести
тоже в силах, как большак,
дальше мяса на кости.

7
Голубой саксонский лес.
Мир зазубрен, ощутив,
что материи в обрез.
Это — местный лейтмотив.

Дальше — только кислород:
в тело вхожая кутья
через ноздри, через рот.
Вкус и цвет — небытия.

8
Чем мы дышим — то мы есть,
что мы топчем — в том нам гнить.
Данный вид суть, в нашу честь,
их отказ соединить.

Это — край земли. Конец
геологии; предел.
Место точно под венец
в воздух вытолкнутых тел.

9
В этом смысле мы — чета,
в вышних слаженный союз.
Ниже — явно ни черта.
Я взглянуть туда боюсь.

Крепче в локоть мне вцепись,
побеждая страстью власть
тяготенья — шанса, ввысь
заглядевшись, вниз упасть.

10
Голубой саксонский лес.
Мир, следящий зорче птиц
— Гулливер и Геркулес —
за ужимками частиц.

Сумма двух распадов, мы
можем дать взамен числа
абажур без бахромы,
стук по комнате мосла.

11
«Тук-тук-тук» стучит нога
на ходу в сосновый пол.
Горы прячут, как снега,
в цвете собственный глагол.

Чем хорош отвесный склон,
что, раздевшись догола,
все же — неодушевлен;
то же самое — скала.

12
В этом мире страшных форм
наше дело — сторона.
Мы для них — подножный корм,
многоточье, два зерна.

Чья невзрачность, в свой черед,
лучше мышцы и костей
нас удерживает от
двух взаимных пропастей.

13
Голубой саксонский лес.
Близость зрения к лицу.
Гладь щеки — противовес
клеток ихнему концу.

Взгляд, прикованный к чертам,
освещенным и в тени, —
продолженье клеток там,
где кончаются они.

14
Не любви, но смысла скул,
дуг надбровных, звука «ах»
добиваются — сквозь гул
крови собственной — в горах.

Против них, что я, что ты,
оба будучи черны,
ихним снегом на черты
наших лиц обречены.

15
Нас других не будет! Ни
здесь, ни там, где все равны.
Оттого-то наши дни
в этом месте сочтены.

Чем отчетливей в упор
профиль, пористость, анфас,
тем естественней отбор
напрочь времени у нас.

16
Голубой саксонский лес.
Грез базальтовых родня.
Мир без будущего, без
— проще — завтрашнего дня.

Мы с тобой никто, ничто.
Сумма лиц, мое с твоим,
очерк чей и через сто
тысяч лет неповторим.

17
Нас других не будет! Ночь,
струйка дыма над трубой.
Утром нам отсюда прочь,
вниз, с закушенной губой.

Сумма двух распадов, с двух
жизней сдача — я и ты.
Миллиарды снежных мух
не спасут от нищеты.

18
Нам цена — базарный грош!
Козырная двойка треф!
Я умру, и ты умрешь.
В нас течет одна пся крев.

Кто на этот грош, как тать,
точит зуб из-за угла?
Сон, разжав нас, может дать
только решку и орла.

19
Голубой саксонский лес.
Наста лунного наждак.
Неподвижности прогресс,
то есть — ходиков тик-так.

Снятой комнаты квадрат.
Покрывало из холста.
Геометрия утрат,
как безумие, проста.

20
То не ангел пролетел,
прошептавши: «виноват».
То не бдение двух тел.
То две лампы в тыщу ватт

ночью, мира на краю,
раскаляясь добела —
жизнь моя на жизнь твою
насмотреться не могла.

21
Сохрани на черный день,
каждой свойственный судьбе,
этих мыслей дребедень
обо мне и о себе.

Вычесть временное из
постоянного нельзя,
как обвалом верх и низ
перепутать не грозя.
1984 г.

p.s. и, хочется сказать, - в классики просто так не попадают...
Ирина Петал
18.01.2023 14:15


Рецензия на «Подарок в золоченой раме...» (Эмма Гусева)
Первоисточник - http://proza.ru/2023/01/18/99

Здравствуйте, Эмма. Улыбаюсь душевной публикации. Детские мечты и их реализация - без помощи взрослых и хороших учителей не обойтись. Кому-то посчастливилось попасть к настоящим учителям своего дела, любящих профессию и детей. Я в детстве хотела записаться в кружок рисования во дворец культуры. Приду: говорят, что рано пришла. Приду: говорят, опоздала. Так и не получилось туда попасть. В старших классах пошла в городскую студию художественную: там надо было сначала пройти тест на выживание. Ничему не учат, дали гипсовые геометрические фигурки - рисуй с натуры! Месяц рисуй, два рисуй, три рисуй и т.д... Потом мне надо было уже готовиться к выпускным экзаменам, поступлению в институт, некогда было в студию ходить фигнёй маяться. Моя профессия - инженер-программист, ощущаю себя на своём месте :)).

Дорогая Эмма, Вы в профессии - на своём месте! Но та дама в золочёной раме, которую Вам подарили, тоже Вы! Ваша часть. Я очень рада, что Вы попали в дорогую раму, и не чужая она Вам. Просто, не всегда мы можем соответствовать "золотой раме": картина в ней нуждается в добротном холсте жизни, качественных (дорогих) красках и кистях, на что не всегда есть задел. Самым простым и доступным остаётся - СЛОВО. И Ваши публикации, Ваша работа - «подарки в золоченой раме» для людей.

С теплом,
Ирина Петал
18.01.2023 11:42


Рецензия на «15. 01-Всемирный День снега!» (Эмма Гусева)
Первоисточник - http://proza.ru/2023/01/17/1635

Всё таки это замечательно и очень правильно, что в нашем Мире есть День для Снега. Мистер Снег его заслужил. Снег помогает: спасает животных, деревья, посевы от мороза. Это и отличная маскировка, утоление жажды, дом, утеплитель, очиститель, зимняя забава и утешение... Конечно, и Снег может нахвататься всякой всячины от мира сего и быть под шофе... Но первородный Снег - с душевной чистотой, тихий, прекрасный.

Спасибо, Эмма, замечательная публикация. И песня.
Снег - детсткое счастье :))
Ирина Петал
18.01.2023 11:02


Рецензия на «Кат Алекс. Снег для тебя» (Ирина Петал)
Первоисточник - http://proza.ru/2020/02/13/469

Дорогая Ирина, всё, что я не могу написать словами ( нет рифмы, скажем, или просто нужных слов), дополняете Вы-ОСТРЫМ ЧУВСТВОМ МЕРЫ, УМА,ПОНИМАНИЯ самого -самого СОКРОВЕННОГО...
Вам я доверяю ПОЛНОСТЬЮ!СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЁ! Сохраните себя такой ДЛЯ ВСЕХ НАС!
С глубоким уважением к ВАШЕМУ ТАЛАНТУ ПОНИМАТЬ людские слабости!Эм.Дм.
Эмма Гусева
18.01.2023 14:06

Все мы одним миром мазаны. Учимся друг у друга.

Снег прекрасен белым холстом для нового дня. И кто-то пройдёт по глубокому снегу впервые, создавая свой уникальный след-дорожку. Кто-то пойдёт вслед, благодарный за удобную протоптанную дорожку. А на новом снегу уже оставит свой след... Можно идти одному, можно идти вдвоём... Главное, для нас есть "снег" (хотя он стал больше виртуальным), и есть мы...

Бодрого Вам здоровья, Эмма Дмитриевна, и хорошего настроения.
Искренне благодарю за доброе восприятие моей личности. Взаимно.
Ирина Петал
18.01.2023 14:38





СЕБЕ НА ЗАМЕТКУ


И. Бродский «В горах»: Поэтика распада, или Скорбная песнь небытия


«Возможно, важнейшая весть, принесенная Бродским, весть об агонии вещи, о вытеснении биологического «текста» его отображения» , - писала в своем исследовании Е. Ваншенкина, а Ю. Лотман говорил, что в поэтике И. Бродского «опустошение вселенной компенсируется заполнением бумаги» .


Но чаще всего перо поэта запечатлевает на бумаге сам процесс «агонии», процесс распада, исчезновения. Поэт фиксирует разрушительное действие времени и обесценивание человека враждебным пространством. Муза И. Бродского поет скорбную песнь небытия. Вот небольшой срез из стихов середины 80-х:


1984 год:


«Вот это и зовется «мастерством»:
способность не страшиться процедуры
 небытия - как формы своего
 отсутствия, списав его с натуры» ;


«Мы уже не увидимся – потому
 что физически сильно переменились.
Встреться мы, встретились бы не мы,
но то, что сделали с нашим мясом
 годы, щадящие только кость» .


1985 год:


«...вглядываясь в начертанья
 личных имен там, где нас нету: там,
где сумма зависит от вычитанья» ;


«Человек, дожив до того момента, когда нельзя
 его больше любить, брезгуя плыть противу
 бешеного теченья, прячется в перспективу» ;


«Пока ты пела, осень наступила
 Пока ты пела и летала, листья попадали.
А ты, видать совсем ослепла.
Пока ты пела, за окошком серость усилилась.
Пока ты пела и летала, птицы
 отсюда отбыли. В ручьях плотицы
 убавилось, и в рощах пусто.
Совсем испортилась твоя жужжалка!
Но времени себя не жалко
 на нас растрачивать...
Для времени, однако, старость
 и молодость неразличимы.
доказывая посторонним,
что жизнь синоним
 небытия» ;


«Я тоже опрометью бежал всего
 со мной случившегося и превратился в остров
 с развалинами...» .


1986 год:


«В третий - всюду толстая пыль, как жир
 пустоты, так как в ней никто никогда не жил.
И мне нравится это лучше, чем отличий дом,
потому что так будет потом» ;


«Только пепел знает, что значит сгореть дотла» ; «...Развалины - род упрямой архитектуры» .


И так год за годом, стихотворение за стихотворением. Идет постоянный, навязчивый мотив распада. Но настоящим «гимном» исчезновения человека является стихотворение «В горах» . Через все стихотворение проходит постоянный рефрен: «Ты - никто, и я никто». Два человеческих тела в бездушном, равнодушном пространстве горного плато даже не составляют пейзаж: «Вместе мы - почти пейзаж».


Пространству не до человека. Оно озабочено своим противостоянием исчезновению:


«Мир зазубрен, ощутив,
что материи в обрез.
Это - местный лейтмотив.
Дальше - только кислород:
в тело вхожая кутья
 через ноздри, через рот.
Вкус и цвет - небытия».



Воздушная стихия есть метафора времени у И. Бродского. Человек зажат между двумя враждебными стихиями. Пространство выталкивает человека из себя, чтобы он, надышавшись временем, слился с последним, равно как и с первым, то есть развоплотился, исчез:


«Чем мы дышим - то мы есть,
что мы топчем - в том нам гнить.
Данный вид суть, в нашу честь,
их отказ соединить.
Это - край земли. Конец
 геологии; предел.
Место точно под венец
 в воздух вытолкнутых тел».


Для этого мира двое людей лишь «сумма двух распадов» и больше ничего. Этот мир жаждет как можно быстрее уничтожить человека, «съесть» его:


«В этом мире страшных форм
 наше дело — сторона.
Мы для них - подножный корм,
многоточье, два зерна».


Но именно эта микроскопичность человека по сравнению с обступившим его миром является защитой от немедленного поглощения его или пространством, или временем:


«Чья невзрачность, в свой черед,
лучше мышцы и костей
 нас удерживает от
 двух взаимных пропастей».


Но распад, рано или поздно, все равно неизбежен. Надежды на спасение нет. Не будет нас таких, какие мы сейчас, и не будет нас других:


«Нас других не будет ни
 здесь, ни там, где все равны.
Оттого-то наши дни
 в этом месте сочтены.
Мы с тобой никто, ничто.
Сумма лиц, мое с твоим, очерк чей и через сто
 тысяч лет неповторим».


Предчувствуя приближение небытия, человек с особым трепетом и скорбью осматривает вокруг себя «простые» вещи не бытия, но быта, понимая, что этого он больше никогда не увидит:


«Снятой комнаты квадрат.
Покрывало из холста.
Геометрия утрат,
как безумие, проста».


Но главное, что хочется, чтобы как можно дольше оставался в сердце, в душе, на сетчатке глаза облик родного человека:


«Жизнь моя на жизнь твою
 насмотреться не могла».


Что же остается в итоге, когда наступает тот «черный день», «свойственный» всем? Другими словами, что же остается после распада, после смерти? Неужели полное небытие? Да! В реальном мире наступает небытие, но остается бытие текста, остается написанное стихотворение, остается «часть речи», что является определенной формой вечности.


«Сохрани на черный день,
каждый свойственный судьбе,
этих мыслей дребедень
 обо мне и о себе.
Вычесть временное из
 постоянного нельзя,
как обвалом верх и низ
 перепутать не грозя».


«Временная» жизнь человеческая становится постоянной в «нетленном теле» стихотворения.


Но стихотворение заканчивается, а распад «временной» жизни продолжается. Один-единственный акт запечатлевания недостаточен. Это нужно делать снова и снова. Борьба с распадом, со смертью, с небытием должна идти постоянно. В этом и видел И. Бродский цель своего творчества. Победа над разрушительным действием времени и пространством, победа над распадом осуществляется с помощью фиксации этого распада посредством языка. Поэтому поэтику И. Бродского можно назвать своего рода «поэтикой распада». Или, как определил ее М. Павлов, «поэтика потерь и исчезновений» . Эта поэтика почти лишена катарсиса. Он есть внутри стихотворения, но после последней точки исчезает, и читатель остается на едине с холодом небытия. Мир и душа остаются непреображенными, а после деформированными.


С этим можно не соглашаться, этому можно сопротивляться, но это так. В мире И. Бродского не смерть нарушение бытия, а жизнь человека есть нарушение бытия небытия. И смерть имперсональна. Человек ведет борьбу не с «кем», а с «чем», а это борьба со следствием, но не с причиной. Поэтому в конце все равно проигрыш. Но небытие и смерть не имперсональны. У них есть конкретный источник и конкретная причина. Человеку дано знание с кем ему вести борьбу, и он знает как вести борьбу. Более того, победа над смертью уже состоялась. И лишь гордыня не позволяет человеку воспользоваться плодами этой победы в синергии с Победителем.


Литература
1.Бродский И. Собр. соч.: В 4 т. СПб., 1997. Т. 3.
 2.Ваншенкина Е. Острие. Пространство и время в лирике Иосифа Бродского // Литературное обозрение. 1996. №3.
 3.Лотман Ю. Лотман М.Ю. Между вещью и пустотой // О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
 4.Павлов М. Поэтика потерь и исчезновений // И. Бродский: жизнь, творчество и судьба. СПб., 1998.
© Руслан Измаилов
 Источник информации - http://sirinlyricclub.narod.ru/article3.htm


Рецензии