Н. Бодров Окружающий мир
Тема занятия была- «Живая и неживая природа». Четверть близилась к завершению, и Лилия Олеговна решила понаставить в журнал побольше оценок.
- Собаки! Собаки - живая природа,- уверенно сказал Виталик Савичев.
- Та-ак,- закрепила достижение Лилия Олеговна. - А ещё?
- Кошка! - вскочила с поднятой рукой отличница Маша. - И мышка. И…и…Дедка! И Жучка! И Бабка! И репка!
- Да-а…правильно, Машенька.
- И дэгу!- перебил всех веснушчатый Марат
Лилия Олеговна сделала удивленное ребячье лицо.
- Это крыска такая. Чилийская земляная белка. - Она у нас дома в клетке живет…
- А-а…,- учительница внимательно посмотрела на Серёжу Крикунова, которого собирались перевести в спецшколу. Говорили, что он аутист и принят по ошибке.
Серёжа молчал.
- И попугай! Попугай! Попугай! - уже выкрикивал Виталик. - Попугай Карудо!
- И Мурзик! Котенок Мурзик!
- И рыбки! Гуппики! Скалярии! Сомик! Сомик Дормидонт!
- Черепаха Аглая!- неслось со всех сторон. - Черепаха топ-топ… Огурец ням-ням…
- Та-ак,- Лилия Олеговна сделала руками успокаивающий жест. - А живая, но не животное? Ну-ка, кто сможет мне сказать?
Ученики, как космонавты на другой планете, стали озираться по сторонам, делать страшные лица да перешептываться.
– Такая живая природа, что не лает, не кусает и вообще, в основном молчит…Ну-у…шумит иногда. Без слов, - Лилия Олеговна раскинула в стороны руки, растопырила пальцы, изображая ветви дерева. - Ну!?
- Виктор Сергеевич, наш завхоз школьный, - хихикнул первым непоседа Юрка Блохин.
Когда все просмеялись, Лилия Олеговна, не без трудностей, собрала губы в бантик и бровки в домик. - Да-с. Нечего сказать, живая природа. Ну-у… Кто не читал параграф? Там про это написано.
- Это может быть «Хелипус силикатис»,- интерпретировал тишину тихой речью «умник» Пятнушко. Традиционно для «ботанов» в момент произнесения чего-то важного, он снял круглые очки и выдержал паузу. - Собственно, ученые до сих пор спорят, относить ли это примитивное создание к микроорганизмам или к химическим соединениям. Вся беда в том, что оно реагирует на свет. Может самопроизвольно делиться.
- Ой!…- неожиданно для самой себя сказала Лилия Олеговна. Она не думала, что познания детей зайдут столь глубоко. - Нет. Я про другое. Растения, ребята! Растения ж! Репка та же самая. Тыква…
- Берёза-а…- робко сказал Виталик Савичев. - Клён.
- Ёлка-а!- радостно завопил Данил Алексеев. - Пихта! Лиственница!
- Карагач! Карагач!
- Кусты! Кусты шиповника больши-ие у нас в саду!
-Пень! Пень!!!- бубнили двое троечников с дальней парты. - Дубина! Дубина!
Сережа Крикунов, которого хотели перевести в спецшколу, молчал. Глядел сосредоточенно в стену правее классной доски и не издавал ни звука.
- Серёжа,- робкая надежда мелькнула в голосе педагога. - А ты как думаешь? Что может относиться к живой и неживой природе?
По классу взметнулся лес рук осведомлённых. Послышались новые выкрики от «продвинутых». Но Лилия Олеговна обращалась исключительно к одному ученику.
- Ну, Серёженька, живая - это люди, звери, птицы и растения. А неживая…
- Это не всё…- неожиданно сказал мальчик.
- Что не всё, Серёжа? В смысле-е «не всё»…?
- Ещё есть привидения. Тоже живая природа. Одно из них сейчас здесь. За вашей спиной. Только вы его не видите. Оно не злое.
Сказал и замолчал, повернувшись к окну.
- Серёжа…
Но аутист уже потерял интерес к происходящему. Он думал о чём-то своём. Губы его беззвучно шевелились.
- Ладно. Продолжим. К неживой природе относится всё, кроме живой. Так? Камень. Стена. Автобус. Гвоздь. Мел. Доска.
- А робот?- любопытство Виталика Савичева перебило речь педагога.
- Робот - неживая, - машинально ответила Лилия Олеговна, потрепала непоседу по вихрам и продолжила: - Песок. Воздух. Асфальт. Кран…
… Дети уже собирались. Складывали пеналы и учебники. А Лилия Олеговна всё сидела над журналом, смотрела в квадратик, напротив фамилии Крикунов и решала, какую выставить оценку. Вроде бы ручка даже начала выписывать кренделёк двойки. В цепочке подобных она смотрелась бы очень традиционно. Но его легко было исправить на тройку. Ведь ученик что-то ответил. Не совсем в тему, но-о…
Лилия Олеговна вздохнула, сказала мысленно «была не была», чтобы первый трояк украсил безрадостную цепочку отметок, но неожиданно с нажимом вывела «четыре». Учительница даже глазам своим не поверила. Словно невидимая рука взяла её за запястье, пальцы охватили её пальцы и ручка, послушная гелевая ручка вместо кругленьких завитков вывела угловатую «четвёрку», всего балла не хватило до «отлично».
«Да-да. Именно так»- беззвучно, бессловесно, мысленно прозвучало в её мозгу.
231113нб.
Свидетельство о публикации №113121407810