Мои кумиры. Николай Заболоцкий, ч. 1

   Очень давно состоялось мое знакомство с Заболоцким. Тогда же я выделил среди советских поэтов двух, самых мне близких: его и Дм. Кедрина. Почему, спросите вы. Да потому, что они так выделялись на общем фоне «певцов труда и созидания» своей необычностью …
    У меня в библиотеке есть истинное богатство:
Н.А.Заболоцкий. Стихотворения и поэмы. // БИБЛИОТЕКА ПОЭТА. Большая серия. – Москва-Ленинград, 1965. 504 с.
   Кое-чем хочу поделиться с вами, выбрав горсть бриллиантов из этой сокровищницы. Начну со Вступительной статьи А.М.Туркова, известного в свое время литературоведа и критика.
С.6: «Разнообразие тематики, идейная глубина, живописность и классическая ясность последних произведений Н.Заболоцкого вызвала все возрастающий интерес к его творчеству и у читателей, и у критиков, до тех пор не баловавших его вниманием»….
   Николай Алексеевич Заболоцкий родился 24 апреля 1903 года под Казанью, на ферме, где его отец был агрономом».
С. 7: «В 1913 году, когда Н.Заболоцкий отправился сдавать экзамены в реальное училище г.Уржума, он уже писал стихи».
С.9: «Впоследствии Заболоцкий говорил, что самое сильное влияние на него в молодости оказали «Диалектика природы» Ф.Энгельса и труды К.Циалковского»… В «Диалектике» он «был настолько захвачен  мастерски нарисованной картиной вечного круговорота и разнообразных взаимосвязей, существующих в природе, что это … отразилось в его … произведениях».
С.10: … «По окончании службы в армии Заболоцкий примкнул к группе «обереутов» - молодых писателей, создавших полудомашнее «Объединение реального творчества», куда входил, в частности Д. Хармс …. "В декларации «обереутов» утверждалось право поэтов на интуитивное постижение мира, на аналитическое разложение его на составные элементы сообразно «внутреннему чувству» художника».
     С этих времен и начались многие беды поэта,- скажем сразу. Его, как и других «обереутов» обвиняли в заумности стихов и тому подобных грехах.
   С.11: «Первый сборник Николая Заболоцкого «Столбцы» (1929) расценивается обычно как проявление растерянности поэта перед нэпом, перед мещанством, с одной стороны, и как результат увлечения формальными задачами, - учеба у Хлебникова, - с другой... Дальнейший путь Заболоцкого справедливо трактуется как отход от «Столбцов» и примыкающих к ним поэм («Торжество земледелия», «Безумный волк», «Деревья») и обращение к традициям классической  русской поэзии».
   С. 22: «Ребенок передает свои впечатления от вещей, не заботясь о том, как «надо» их видеть и как «полагается» об этом говорить. Подобная смелость ощущается в некоторых ранних стихах Заболоцкого:
Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.
   Название этого стихотворения – «Движение» - ставит нас на ту же точку зрения, с которой сделан этот рисунок…»
  С.28: Поэма «Безумный волк» начинается разговором волка с медведем:
… Желаю знать  величину вселенной
И есть ли волки наверху!
А на земле я, точно пленный,
Жую овечью требуху.
    Этот конфликт пытливой мысли с убежденным самодовольством, как феникс, воскресает даже в утопическом «новом лесу», где волки – инженеры, врачи, музыканты, математики – собираются славить погибшего «безумца волка», пытавшегося овладеть всеми тайнами природы и взлететь в небо…»
       И скажу от себя, что Заболоцкий был великим философом от Поэзии и Громадным Поэтом от философии. В его стихах всё сущее едино, всё имеет душу, которая развивается и поднимается до космических высот…  Так, в поэме «Лодейников» есть строки:
Природы вековечная давильня
Соединяет смерть и бытиё
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства её.
    С.31. Та же, по сути,  мысль сквозит в «Метаморфозах»:
Как всё меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком:
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит».

                ___

     Теперь отойду от ссылок на  Туркова и сразу же в  этой связи приведу поразительнейшее стихотворение 1957 года, написанное за год до смерти (по первой строке):
Во многом знании – немалая печаль,
Как говорил творец Экклезиаста.
Я вовсе не мудрец, но почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?

Природа хочет жить, и потому она
Миллионы зерен скармливает птицам,
Но из миллиона птиц к светилам и зарницам
Едва ли вырывается одна.

Вселенная шумит и просит красоты,
Кричат моря, обрызганные пеной,
Но на холмах земли, на кладбищах вселенной
Лишь избранные светятся цветы.

Я разве только я? Я – только краткий миг
Чужих существований. Боже правый,
Зачем ты создал мир и милый и кровавый,
И дал мне ум, чтоб я его постиг!

    Пока на этом прервусь. Надеюсь, что мне будет позволено продолжить… И.К.
 


Рецензии
Очень интересно узнавать о поэте новое. Очень благодрарна автору!

Шкатулка Феи   21.02.2022 19:40     Заявить о нарушении
Татьяна! Большущее спасибо! Низкий поклон от Карина вдумчивому читателю! Будьте здоровы! Валентина.

Игорь Карин   22.02.2022 17:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.