Старый дом

Дом жил. Он был давно заброшен и заполнял время воспоминаниями о лучших временах. Когда-то в его стенах звучали детские голоса, рождались и умирали. Он пережил несколько поколений хозяев, радовался вместе с ними и грустил. 

 Старики умерли, молодежь разъехалась в поисках лучшей жизни. Дом скучал по ним, ждал их обратно, но время шло, а они не возвращались.

 И, однажды, поняв, что ждать бесполезно, дом заплакал. Он плакал долго, скрипел и стонал, болью отзываясь на каждое легкое прикосновение ветра. Слезы стекали по его старым стенам, они сырели и потихоньку разрушались.

 Ему было тем более обидно, что соседняя улица активно застраивалась. Красивые и нарядные многоэтажки смотрели на старый дом надменно и гордо. В их дворах кипела жизнь, дети играли в шумные игры и их крики доносились до слуха старого дома... 

 Дом страдал тихо и незаметно, как все, что он делал в своей жизни. Чувство заброшенности и неприкаянности больно ранили его душу.

 Город наступал. Безжалостный монстр пожирал все новые и новые территории. Тихая улочка заполнилась большими машинами.

 К старому дому с лязгом и грохотом подкатил бульдозер. Лицо парня, управлявшего им, показалось ему смутно знакомым. Дом напрасно пытался вспомнить события, связанные с ним.

 Взревел мотор, стальной нож больно врезался в стены дома. И в уже почти угасшем сознании возникли картины далекого прошлого...

 Война – это слово для дома было незнакомым, от него веяло чем-то страшным.

 Это были тяжелые для дома времена: взрослые перестали смеяться, а дети играть в шумные игры. Мужчины ушли один за другим и на всей улице остались только старики и инвалиды.

 А потом пришли чужие – их было много, они приехали на больших машинах, ломая на пути деревья. Дому повезло – его не снесли, сочтя хорошим укреплением, но выломали все окна и двери, вкатили на руках пушку, занесли снарядные ящики. Дом вслушивался в чужую речь, вдыхая чужие запахи, и с тоской вспоминал своих прежних хозяев, которые скитались вдалеке от него.

 А потом пришли свои – дом сразу узнал родную речь. Их было мало, уставших, пропыленных, обожженных зноем и жаждой солдат. Дом раньше никогда их не видел, но каждое их слово радостью отзывалось в его душе.

 И потянулись беженцы – люди возвращались на свои годами обжитые места, не подозревая, что они там найдут. В один из промозглых осенних вечеров в стенах дома нашла свое временное прибежище женщина с двумя детьми.

 Дом был основательно разрушен, у него не было окон и дверей, в одной из стен зияла большая дыра, оставленная снарядом, но это было хоть какое-то укрытие от нудного, моросящего с самого утра, дождя.

 Женщина была на позднем сроке беременности, схватки начались ночью, рядом не было никого, кто мог бы помочь и ей пришлось самой перерезать пуповину. Дом услышал первый крик ребенка, устало улыбнувшись про себя – жизнь продолжалась.    

 На следующий день пополнившаяся за ночь семья тронулась в дальний путь. Женщина, державшая в руках маленький пищащий сверток, обернулась на пороге и поклонилась:
 - Спасибо тебе, старый дом.

 Дом мысленно пожелал ей удачного пути, внимательно вглядываясь в ее лицо и запоминая...   
 
 Дом разрушили, чтобы на его месте возвести еще одну безликую многоэтажку.

 А бульдозериста еще долго по ночам мучили сны о войне, которую он не помнил, и о беженке с грудным ребенком, в лицо которого он старался не смотреть, боясь узнать самого себя...


Рецензии
Настя, наконец-то выдалось время выполнить обещание, данное в Литкафе.

Про положительное скажу в конце :),
пока несколько замечаний:

/ недостаточно описан главный герой - дом: деревянный он или каменный, большой или маленький, насколько он "небезликий" в отличие от других, ему противопоставленных. Двенадцатиэтажный из бетона ведь тоже - дом. Это мешает потом зрительно воспринять оппозицию "старая постройка - новая постройка", которая важна для Вашего текста.

/ "заполнял _свободное_ время" - у меня как у читателя в голове возникает: ага, у дома есть рабочее время и есть свободное. Но про рабочее ничего не сказано, ведь все время у дома - свободное, и таким образом слово "свободное", оказывается, ведет в мысль в ложную сторону.
Думаю, лучше его вообще исключить.

/ "Он пережил несколько поколений _своих_ хозяев" - "своих" излишне, ясно по контексту, что имеются в виду хозяева именно этого дома.

/ "время шло, а они не возвращались.

И дом заплакал."

Тут, по-моему, не хватает словесного "маркера" для смены временной перспективы, например: "И _однажды, поняв, что ждать бесполезно,_ дом заплакал".

/ "до слуха старого дома (...)". Здесь бы я поставил многоточие, чтобы отделить ситуацию, связанную с конкретным действием ("и заплакал", "плакал долго"), от общего состояния, данного в следующем абзаце ("страдал тихо").

/ "Город наступал" - до этого нигде не было сказано, что дом не принадлежал к городу. По смыслу здесь просится так: "Новый город наступал". Или "Многоэтажки наступали".

/ "в момент угасающего сознания" - неправильно сказано. :) Вы имели в виду "в момент угасания сознания", но это звучит громоздко, поэтому лучше: "И в уже почти угасшем сознании возникли картины далекого прошлого". Так Вы избавитесь и от повтора корня "вспомнил" - "память" в соседних абзацах.

/ "было незнакомым, _но_ от него веяло чем-то чужим" - я бы убрал "но". Все-таки незнакомое и есть обычно чужое. Противный случай (он тоже может быть, но является как бы исключением) нуждается в оговорке, а вот незнакомый=чужой вполне нормально, поэтому "но" здесь только зря отвлекает внимание.

/ "а дети играть"
"а потом пришли чужие"
"а потом пришли свои"
- на мой слух возникает некоторое однообразие: и с союзом "а" и с повтором "потом пришли"

/ "пришли _свои_" - "это были _свои_" - тоже, по-моему, нежелательный повтор

Последний абзац я бы пересочинил. Вернуться к образу парня, сидевшего в кабине бульдозера, по-моему, стоит, но без такого "указующего перста".

В рассказе "мешают" друг другу две фигуры - молоденький солдат, сказавший "Ну здравствуй, старик" и родившийся в доме мальчик. Вы в бульдозеристе "вернули" тогдашнего новорожденного (хотя странно, что по прошествие стольких лет он все еще "молодой парень" - речь-то выше шла о ДАЛЕКОМ прошлом). Мне же по первому прочтению подумалось, что бульдозерист - это бывший солдатик. В общем, отдельно описанного солдата лучше либо сделать пожилым, чтобы не подумали на бульдозериста, либо вообще изъять из рассказа, сделать расположение фигур в таком небольшом тексте более обозримым.

А вообще рассказ приглянулся, есть в нем жизненность, "узнаваемость", и разнообразие ситуаций, и лиризм. Увы, такие истории везде бывают, во всем мире...

Арабский Алфавит   01.03.2014 01:17     Заявить о нарушении