Уистан Хью Оден
Лопата археолога
Роет места проживания
Свободные давным-давно
Подземные свидетельства
Из жизни тех неизвестных
Мечтавших о выдающейся роли,
Крайне заинтересованных в том, чтобы он
Не так много мог доказать:
Счастливчик!
Знание имеет свои цели
Но гадать всегда интересней,
Чем знать, это веселее
Мы знаем, что Человек,
Из страха или любви
Всегда помещает в могилу дела Свои.
Что за бедствие – город,
Погребенный извержением вулкана,
Или яростью реки
Или человеческой ордой,
В возбуждении от рабов и славы,
Доступен нашему зренью,
И мы вполне уверенны, что
Поскольку города были построены,
Их правила
Увлекаться сексом
И обожать лесть,
зачастую должны были разверзнуться.
Но обозначьте яму для зерна
В года голода?
Где серии мелкой монеты,
Чемоданы собраны, должны ли мы заключить
Какую-то глобальную катастрофу?
Может быть. Может быть.
От фресок и статуй
Мы получаем намек на то,
Чему поклонялись бывшие до нас,
Но не можем вообразить
В каких ситуациях они краснели
Или пожимали плечами.
Поэты научили нас своим мифам,
Но как они их воспринимали?
Это – трудная задача.
Когда северянин слышал гром,
Неужели он всереьез верил,
Что это грохочет Тор?
Нет, я бы сказал, клянусь,
Как высокой прозой
Что мужчина вечно праздно повторял мифы
Что их реальная серьезность
Была великим извинением
Для ритуальных действий.
Только в обрядах
Можем мы отвергать наши чудачества
И быть поистине цельны.
Не то, чтобы все обряды
Должны быть равно любимы:
Некоторые омерзительны.
Нет ничего, что Распятому
Понравилось бы меньше,
Чем бойня, чтобы задобрить Его.
Кода
Из археологии вытекает
Одна мораль, во всяком случае, которую можно выразить,
Для разума, что все
На что похожи наши школьные учебники.
То, что они называют Историей,
Это то, где нечем похвастать
Будучи совершено, как есть,
Разбойником внутри нас:
Божественное безвременно.
Свидетельство о публикации №113121307629