Русские
Образ всплыл из плотной темноты:
Эти русские в себя впитали
Всех народов лучшие черты.
В них славяне: кривичи и русы
И словене; всех – масштабный ум,
Мягкий шарм Олеси белорусской,
Пошехонец – милый тугодум.
Скифов-пахарей любовь простая
К молодящей зелени полей
Вместе с царством Солнца-Колаксая
Распростёрлась до семи морей.
Брали в жёны половчанок страстных
За их гордый непокорный нрав,
Чтоб иметь детей, лицом прекрасных
Или мудрых, как князь Ярослав.
Южнорусской красотой залита
Мирозданья призрачная тень,
На коврах же связью с мезолитом
Выткан гордый Северный Олень.
Финны нас учили волхованью
И из брёвен возводить дома,
От восторга сдерживать дыханье.
Остальное сделала зима.
И любить, ценить покой причала
Как чухонский домосед-чудак.
Сжечь мосты и всё начать сначала –
Как свернуть походный бивуак.
Греки нам внушили покаянье,
С ним воистину душа чиста,
Крепли духом в посланном страданье
С ясной верой в светлого Христа.
Мы в родстве с неугомонным венгром,
Потому – с шумерскою роднёй.
Есть в России много русских негров
Со славянской щедрою душой.
Будет жить народ тот многоликий,
Только вспомним мурому, мерян,
Пока жив в веках язык великий,
Под жилищами – своя земля!
Февраль 2003 г.
К стихотворению «Русские»
* Русов, в том числе и Рюрика, многие исследователи относят к славянам.
* Кривичи, словене – составные этнические элементы великорусской народности, из среды которой вышло много великих русских людей.
* Пошехонцы (от названия реки Шехонь, местного названия реки Шексна) – население в Ярославской области, происхождение их остаётся загадкой. Но все знают, «как Пошехонцы «в трёх соснах заблудились», как «искали кома-ра за семь вёрст, а комар сидел у них на носу», как они «ла-зили на сосну Москву смотреть», как «ходили покупать Ивана Великого» и т. д.» – из кн.: Д. Корсаков. Меря и Ростовское княжество.
* Матерью Великого князя Ярослава Владимировича (род. около 978 г.) была половецкая княжна Рогнеда. Князь Ярослав прозван в народе Мудрым.
* Религиозные воззрения (в т. ч. и картина мира) южно-русских славян отличались большей поэтичностью по сравнению с верованиями великороссов (из-за присутствия финского элемента в этой народности). Культ небесных оленей, которые считались прародительницами всего живого на земле, возник предположительно в эпоху мезолита или даже раньше, когда охота на северного оленя была основным промыслом.
* Волхованье – от слова «волхвы» – жрецы в Древней Руси, чародеи, волшебники часто финского происхождения, оказывали большое влияние на население, в частности, в Ростово-Суздальской земле. Почитались колдуны-мордвины. В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» колдун-финн говорит о науке волхованья: «…в родине моей между пустынных рыбарей наука дивная таится».
* Меря (меряне), мурома – финно-угорские племена, жившие в Волго-Окском междуречье (меря) и в бассейне реки Оки (мурома) до прихода туда славян. Ассимилированы славянами. Язык их утрачен. Некоторые исследователи считают, что остатки меря сохранились и живут в настоящее время в Тверской и Владимирской областях.
* Венгры – народ угорского происхождения. Пришли на территорию современной Венгрии из Восточной Европы. По некоторым данным финно-угорский этнос происходит от шумеров. Прапредки финно-угорских племён мигрировали из Месопотамии через Алтай, Южную Сибирь в Европу. Представители финно-угорского этноса (меря, в частности) участвовали в формировании великорусской народности.
Свидетельство о публикации №113121306169