о иных критиках и свободе в поэзии

Временами спрашиваешь себя: так ли уж глупы отдельные "критики", что не видят очевидного факта: поэзия - не линейная перспектива и не набор косных грамматических правил и геометрических аксиом, не анатомическая штудия. Нельзя постичь тайну  жизни, препарируя бьющееся сердце.  Поэзия не жалкая раба. Не услужливая гетера. Она живет по своим собственным законам, в сферах, далеких от очевидных и ограниченных постижением сухой практической логикой.Поэзия растворена музыкой непостижимого,ее язык подчас - язык нонсенса, метафоры, иносказания, аллюзии, игры. Поэзия никак не призвана удовлетворять занудство менторов или служить добычей троллей-неудачников от стихосложения. Ее стезя - не школярское графоманство, не рабство тиранам-начетчикам, не угождение эпигонам,коих задача - испачкать все, что не укладывается в их собственные бесплодные рамки, в попытках лишить самобытности все живое в творчестве и подчинить себе кого только возможно.
Не спутали ли иные пачкуны от критики  поэзию - с бухгалтерскими отчетами? Или их деятельность - банальный террор, движимый ненавистью ко всему инакомыслящему и нетривиальному, ненавистью к чужой свободе? Вот, пожалуй, корень зла: зависть к чужой свободе. Парадокс - поэзия по существу своему не является служанкой условностей и мертвечины. ...Вам нужны неукоснительные правила? Есть служба дорожной полиции, юстиция, если математика вам не по силам. Но, боюсь, дело тут совсем не в жаркой любви к своду законов - а в крайней самоуверенности, ослепляющей некоторых господ, в жажде занимать место оракула на Геликоне, Судии - вершителя судеб, казнящего и милующего по своему произволу, "бога из машины", чинящего развязку в каждой пьесе без исключения. Нелепые притязания - и гнусные.
Искусство свободно.  Хотите кодексов - пишите их сами, не болтаясь под ногами тех, кто смотрит дальше вашего, кто обладает иным слухом, нежели консисторские письмоводители, коих понятие о музыке  заключается в упорядоченном ходе курантов. Оставьте себе  ваши шоры.
Но, думаю, эти прокрусты от рифмоплетства прекрасно все понимают, и способны отличить прелесть непредсказуемого лепета  ручья от мертвой фразы метронома. И нападают они на тех, что осмелились петь вдохновенно  и без оглядки - не из любви к искусству, как уже было сказано,  а от неудовлетворенности собой, от сознания собственной ограниченности  и пошлости, в попытках утвердиться за чужой счет, и из пресловутой жажды власти над умами. Но нечистоплотные их хлопоты бесплодны. Только недалекие купятся на их декларации.


Рецензии
Блок рассказывал мне, что, вынужденный революцией пересесть с
извозчика на трамвай, завёл вместо привычного цилиндра кепку.
- Но стоило её надеть, - заметил удивленный поэт, - как мне тут же
захотелось толкаться.

(правда, здесь одно слово сомнительное: «мне»:)

Валерий Таланин   19.01.2014 15:03     Заявить о нарушении
Хм... ) Здравствуйте, Валерий) Откуда цитата?

Свинцовый Дирижабль   19.01.2014 19:56   Заявить о нарушении
"Новая газета". Пятница. №4. 17.01.2014. Страница 17.
Там ещё много интересного о картинах Маргритта - "грамматика абсурда".
Упоминаются также Дали и Уорхол.
А мне упоминание о Блоке понравилось...
Как и Ваше эссе.)

Валерий Таланин   19.01.2014 20:19   Заявить о нарушении
Сегодня был в новом филиале Эрмитажа, расположенном в здании Главного штаба
(где арка, сквозь которую матросы бежали брать Зимний).
Понравилась инсталляция Кабакова под названием (кажется) "Красный вагон" -
он её подарил Эрмитажу, т.к. купить Эрмитаж не смог или не захотел.
В новом помещении очень хорошее пространство (и ремонт) для переноса туда
коллекции импрессионистов. Кандинского и Малевича частично уже перевели.
Пока там временные выставки, но скоро Эрмитаж там обоснуется всерьёз.).
(для справки искусствоведу :))

Валерий Таланин   08.02.2014 00:41   Заявить о нарушении
Спасибо... А я не люблю перемены. По мне - пусть бы все было вечно как было.
... Ну, держите в курсе, если что-то еще произойдет).

Свинцовый Дирижабль   08.02.2014 02:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.