Как в золе уголек...
Небо было темно-голубое, будто вечером, в сумерках. Прошло немного времени - и оно стало розоветь. Постепенно, идя от горизонта вверх, принимало цвет персика. Потом четко проявились контуры полукруга ярко-оранжевого солнца. Оно медленно поднималось. Вода в реке, отражая краски восходящего светила, стала малинового цвета и блестела, как лакированная...
Девочки, прижавшись друг к другу, молчали, очарованные таинством зарождения дня...
Слушая живописный рассказ сестер Магомедовых, я будто воочию увидела ежедневно свершающееся, но в большинстве проходящее мимо наших глаз чудо в природе, стала заочной попутчицей в их путешествии во время летних каникул на Родину.
- Заира, о чем ты тогда думала?
- Вот бы сейчас искупаться! Вода такая нарядная.
- А ты, Разият?
- Мне казалось, что я в сказке. Очень хотелось прикоснуться к этой волшебной красоте, дотронуться до нее...
"В классе есть девочка..."
Профессиональная привилегия учителя - работа с детьми. Сколько их, таких разных, проходит через нашу жизнь.
Два года назад я приняла пятый класс. Тогда не обратила особого внимания на Заиру, но знала, что девочка - отличница. Невысокого роста, хрупкая, смуглая, темноволосая, она держалась скромно, не пыталась лезть в глаза. Села за первую парту, перед столом учителя.
На уроках всегда внимательно слушала, писала красивым почерком. Очень аккуратна. Обладает достоинством, которое проявляется в сдержанности и полной отдаче любому порученному делу.
Когда выбирали классное правительство, за ее кандидатуру на пост президента проголосовало большинство. А на шуточной игре "Любовь с первого взгляда" все три мальчика выбрали именно Заиру: "За характер!»
Да и как может не быть симпатична ясная, приветливая девочка. Подтверждение тому - строки случайно попавшего мне в руки мальчишьего признания: "В нашем классе есть девочка, которая отличается ото всех... Говорит всегда вежливо и спокойно, голосом мягким, негромким. Она красива и умна. Наверное, Заира - это совершенство девочки...".
Вторая половинка
...На прошлогодних летних каникулах я оформляла в своем предметном кабинете Пушкинскую стенку. Заира - моя активная помощница. Вместе с ней приходит и Разият. Я знаю, что с первого сентября она тоже будет моей ученицей. Разница у девочек в год. И это их делает очень близкими. Они понимают друг друга с полуслова, как две половинки одного целого.
Маленькая стройная Разият живая, энергичная, даже порывистая. Она и говорит так, что, по-моему, мысли ее с трудом успевают угнаться за таким темпом речи. Девочка берет кисточку и смело кладет мазки на белоснежную гладь стены, рисует траву, цветы на поляне лукоморья перед избушкой Бабы Яги.
С первого дня занятий села тоже за первую парту и учится с увлечением, отличница. На уроках те же живые, полные мысли, "работающие" глаза. А для учителя нет большей радости, чем знать, что ребенок понимает тебя, думает тебе в унисон, видеть, как следом за вопросом поднимается рука для ответа...
"Думала, Вы огорчитесь..."
Стремителен бег современной жизни. Не будет слишком, если сказать по-пушкински: "Мой жестокий век". И взрослые, и дети брошены на испытание человечности. Сколько вседозволенности, несдержанности, грубости между людьми разного возраста! Порой кажется, что сердца их ранили осколки волшебного зеркала из андерсеновской «Снежной Королевы». Оттого они такие холодные и злые.
Конечно, правильный ребенок - мечта педагога. Но в условиях "человечьего общежитья" ценится все же больше душа. В который раз убедилась в этом, когда холодным ветреным майским днем, в не светлый для меня час, эта маленькая девочка оказалась рядом. Я заглянула в Заирины глаза: они все понимали и сопереживали.
Доброта, участие, доброжелательность - главные черты поведения обеих девочек. Будучи ассистентами учителя, они с готовностью и чувством такта помогают разобраться в премудростях русского языка отстающим. Всегда готовы дать одноклассникам запасную ручку, листок бумаги, учебник... Сестры тонко чувствуют, легко ранимы. Поэтому и к другим относятся так, как хотят, чтобы относились к ним самим. Мне запомнилась одна из фраз нашего с Заирой диалога о классной жизни: "Не стала Вам говорить: думала, Вы огорчитесь". Слово это почти перестало употребляться в речи. Услышать его из уст девочки было такой приятной неожиданностью!
Культура поведения, воспитанность - с этого начинается человек. Бесценные качества - совестливость, неспособность поступать плохо - для сестер Магомедовых как внутренняя потребность, естественное состояние. Это признак, считаю, врожденной интеллигентности. Воспитанность всегда подчеркивает красоту и ценность души человеческой, как оправа, - красоту драгоценного камня.
Штрихи к портретам
Выделили классу часть территории школьного двора. На ней стоит памятная стела. Дети вдохновенно трудились, приводя все в порядок. Весной посадили в чаши с землей рассаду цветов. Жаркое солнце не щадило маленькие ростки, их нужно было поливать каждый день. Начинались каникулы, и желающих не находилось. Даже на неделю. И тогда Заира сказала: "Я!". Спустя месяц, находясь в отпуске, я, случайно проходя через школьный двор, увидела этих милых сестричек. Добровольно они столько времени выхаживали наших зеленых питомцев...
На открытом мероприятии "Веселый Грамотей" моего предметного кружка Разият была царицей Грамматикой - ведущей. Из ее школьного сочинения: "Когда я объявляла очередной конкурс, взмахнув волшебной палочкой, нечаянно зацепила ею традесканцию, которая свешивалась из горшка-корзиночки над классной доской... После того как вечер закончился и все разошлись, я подобрала отломанную веточку, поставила дома в воду. Вскоре она пустила корни и сейчас цветет...".
Самая сильная власть
Захотелось поближе познакомиться с миром этой семьи. Склоняюсь над их домашними альбомами. Каждый кадр - кусочек жизни, запечатленной на фотобумаге. Объектив остановил мгновения: в цветущем саду Дагестана среди роз, рядом с отцом на вершине горы на фоне ослепительно голубого неба с плывущими облаками... А эти - праздничные: елка в школе, дни рождения, в цирке...
У Магомедовых принято собираться всем вместе на торжества. Когда за столом много родственников - это для них интересно и весело. Так ощущается связь времен и поколений.
Многое воспитала в детях бабушка - мама отца Рукият Сулеймановна. Она 35 лет проработала завучем и преподавателем русского языка и литературы в сельской школе после окончания Дагестанского университета. Когда приезжали внучки в гости, их бесчисленные - почему? где? когда? не надоедали ей. Много поучительных историй из своей жизни поведала она. Заира пользуется самодельной записной книжкой с правилами по предмету, которую подарила ей бабушка.
Родители всегда с детьми. Нравится вместе отдыхать. Часто бывают в горсаду, все достопримечательности обошли и объехали.
Заира и Разият привыкли, что режиссерами праздничных мероприятий в семье являются они. Заранее тайком готовятся. Всем делают поздравительные именные открытки. И обязательно организуют самодеятельность. Папа 8 Марта дарит цветы. Любимые даты – Новый год и дни рождения. Особенно веселое у Разият, потому что первого апреля. Она улыбается: "Меня пытаются обмануть, но я не верю!»
- Как воспитываете дочерей? – спрашиваю у мамы.
- Да никак. Никто девочек не поучает. Они просто смотрят на нас.
Мама домохозяйка, отец – заготовитель. Оба имеют среднее специальное образование. В семьях их родителей всегда царило уважение друг к другу, там обязательно почитали старших. "Нас, детей, - говорит мама, - было семеро". И вспомнилось правило педагогики: самая сильная власть - власть примера. Семейные их принципы - уважать заботы каждого: и большого, и маленького. В этом я убедилась сразу, когда Заира начала учиться у меня в пятом классе. Однажды ее мама принесла для дочери в школу пакет с необходимыми вещами для уроков труда. Просьбу передать она сопроводила словами: "Пожалуйста, а то Заира будет волноваться". Как мудро. Ведь из такого общения с матерью и с отцом создается в детстве ощущение ребенком собственной ценности. А это надежная психологическая защита, способная оберегать человека и во взрослой жизни.
Заира часто заходит на переменках в кабинет. Когда Разият в прошлом году иногда горько плакала, уткнувшись в ладошки, если заданное не получалось сразу, она подходила к ней и тихонько что-то шептала. Сестренка тут же вытирала слезы , и мы вместе находили выход из положения. Например, подбирали лучший эпизод для сочинения. Заира считает: «Я в ответе за Разият всегда".
Семья обеспеченная, но дети не избалованы, как часто бывает. Они фотографируют, любят музыку. Разият, что бы дома ни делала, все время напевает. Говорит, что в это время ощущает себя самым счастливым человеком на свете. Так прорывается в ней радость жизни. Она мечтает получить музыкальное образование, научиться играть на аккордеоне. Заире больше по душе звучание гитары.
Сестры любят сад. Разият залезает летом на дерево и читает. Заире порой хочется просто побыть с природой наедине, чтобы подумать, помолчать.
Папа купил дочкам черного, как смоль, пуделя, размером с ладошку. Чип стал всеобщим любимцем. Из школьного сочинения Заиры: "Это первый в моей жизни щенок. Я его очень люблю. Он чувствительный и умный. Все понимает, как человек. Если нам надо куда – нибудь уехать, он становится грустным и все время лежит. А когда в последний момент я подхожу попрощаться, смотрит на меня с такой печалью..." Еще есть в семье пушистый кот Васька, который "спит да ест".
Дети говорят о животных как о людях. И я задаю вопрос: "За что вы любите своих питомцев?" Ответ поразительно логичный: "У них такие лица …»
Понимать все живое, так с широко открытым сердцем удивляться и радоваться красоте окружающего мира: рассвету, и закату, и цветку, и небу с облаками... Богат душой и счастлив должен быть человек, способный на это. Природа пробуждает чувства добрые. В благодарность за добро.
Вопрос - ответ или Устами "младенца"
- Что такое семья?
- Родители и дети.
- А если нет детей?
- Это неполная семья. (!)
- Что такое для вас семья?
- Это все.
- Что такое счастье?
- Это огромная, сумасшедшая радость, - соответственно
своему темпераменту ответила Разият.
- Что вы переняли от родителей?
- Доброту от мамы. От папы - оптимизм.
Греют наши души…
Какие бы политические, экономические катастрофы в стране не происходили - маленькая ячейка общества Магомедовых спокойно, уверенно держится в нашем «яростном, бушующем мире".
Мне, взрослому человеку, рядом с их девочками тоже спокойно, уютно, надежно. Жаль, что таких примеров единицы. И светят они, греют наши души, как в золе угольки...
Свидетельство о публикации №113121310494
Всегда останавливаюсь на вашей
школьной тропинке,и явно представляю,
как вы скУчаете по своей работе,по таким вот
прилежным ученицам,как сестры Магомедович!
Честь вам и Слава за то,что пишите о таких
простых,казалось,людях,но точно знающих
Что и Как им Надо,
Что надо их детям...
Отдельное спасибо их бабушке,а я то думала,почему
внучки так хорошо учатся,так хорошо воспитаны...
Все из СЕМЕЙНОЙ ПЕЧИ,в которой всегда тлеет уголёк
Натали Мишарина 16.08.2022 10:54 Заявить о нарушении
Жаль... мало таких прекрасных детей. Помню... скучаю... тоскую по работе.
С признательностью... дорогая Наташенька... за понимание
Галина Клинкова 16.08.2022 14:05 Заявить о нарушении