Две версии бельканто

1. ПОЭЗИЯ  BEL  CANTO  -  итальянская версия

Не увядаем классицизм!
Но вечный юный мелодизм!
А что касается бельканто,
приятен стильный романтизм:

геройство, натиск заблуждений,
экстазы, редкие виденья,
в молитвах гордая невинность,
и симпатичная наивность,
и Эрос, майская весна -
весною тоже ночь темна.

Что вызывало удивленье?
Ну, скажем... -  ОПЕРА  спасенья!
Менялись темпы, и регистры,
инструментовка, и артисты.

А Вальтер Скотт! - его романы!
Приятен публике со слухом
г о т и ч е с к и й   спектакль! Вся честь
тому, кто чует, ловит духом!
На сценах гибель, кровь и месть!
Дух   о б н о в л е н ь я  -  талисман.
Как оценить нам перемену?
Как романтический роман
так быстро перешёл на сцену?

Всё очень просто. Вальтер Скотт
в   з а с т о л ь е   оперном, и вот
певица жутко так рыдает,
поёт, поёт... и умирает!
Новейший стиль - (ах, морта!) - morte!
В финалах опер всплески forte!

Шекспир! - оставим же Шекспира:
6-7 смертей! - ни дать ни взять,
там колотушка, а не лира,
всё с целью - нервы потрепать!

Нет! Люди жаждут! Жаждут пира:
bel canto... вот где романтизм,
катарсис, лёгкий драматизм,
смешенье снов и вдохновенья,
душа поёт, и это пенье
уводит ум в ночные дали -
к истокам древним... Что искали
Джованни Марио, Карузо?
Их щедро одарила муза.

Джудитта Паста потрясала
своей игрой и дивным пеньем!
Ах, "Норма"! - всех преображала...
(проконсул римский, Поллион,
влюблённый страстно в Адальджизу -
огонь страстей!)... Да, вдохновенье
в ансамблях оперных текло,
переливалось и влекло
к извечной ауре порядка...
Bel canto горестно и сладко!

О, итальянцы удивляли,
сводили публику с ума!
Неуловимо напряженье -
Что поднималося со дна
глубин? - тончайшее забвенье...
На всю поверхность океана
накидка пен - Нептун артист -
неуловимый дух реален!
Беллини (тонкий мелодист)
Винченцо - просто идеален!


2. ПОЭЗИЯ  БЕЛЬКАНТО  -  русская версия

А есть ли русское бельканто?
Что прозревал перед собой
Чайковский русскою душой?

В России царствует Уран:
простор, воздушный океан,
отличное, иное пенье,
и неизбывность вдохновенья!

Но Петербург? Москва?... Премьеры
живут!... блистательная   з н а т ь,
и разночинцы, офицеры...
"комО  са  вА?" - ах, как не знать
французский русским в эту пору!
Как по-французски, скажем... "шпоры"?
Кто на дуэль там поскакал? -
несчастный Ленский... Наповал
Онегиным убит!... А что на сцене?
Всегда готовы к перемене
сердца людей. Не в этом драма:
на сцене "Пиковая дама".

В ней тема  КАРТ  и тема  БЕСА :
выиграть в карты состоянье!

Э... эти слухи о графине...
Какою тайной Сен-Жермен
владел? Что? Карты? Всё! - отныне
Германн решился, но взамен
готов он взять и грех на душу -
злодейский план: "да, я нарушу
покой графини - чёрт мне брат!"
(узнать бы только тайну карт).
Что Германн? Он сошёл с ума.
И не Россия привела
его к неправедным шагам,
а бес внутри него - он сам!

Либретто Пушкин не писал.
Ах, в операх всегда препоны:
то оркестровка, то вокал...
стал Германн Германом
(с одною "н") увы, законы,
законы сцены - трибунал.

"Уж полночь близится,
а Германа всё нет"...
Пришёл! И всё переменилось!
Бедняжка Лиза утопилась...
Да, утопилась. Наяву.
Ну, в общем... эти расхожденья
нас не тревожат. Почему?
В дуэте подлинно волненье!
Чайковский наш - он русский гений:
в нём вдохновенье! А "Евгений
Онегин", Герман, и графиня -
они приятны и поныне.
Татьяна Ларина. И Лиза.
Владимир Ленский. И Трике.
Они живые! Вдалеке,
нам кажется,  о н е   от нас,
но на подмостках каждый раз
они поют и оживают! -
и  РУССКОЙ  ТЕМОЮ  пленяют...

Певцы на сцене. Да, таланты!
А что касается   б е л ь к а н т о ,
есть перемены - будет  "ИЗМ"!
Но вечен юный мелодизм!


Рецензии