Актуально о деньгах...

РОЛЬ НАТУРАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННЫХ ЗАЙМОВ  В УСЛОВИЯХ         
       СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Лагунов В.Б. к.т.н., проф.. Кафедра «Финансов и ГРЭ» СЗИ РАНХ и ГС
           Еще  раз перечислять причины кризисов в России вряд ли нужно, они и так,  все они, как говорится: на слуху. Кризис, о котором, как о данности, несколько лет твердили все,  наконец, разразился в 2008 году! Все мы это уже и услышали, и прочувствовали. В 2009 году увеличилось количество краж (так обычно практически осуществляется самодеятельная оперативная помощь малоимущим), на помойках стало меньше выброшенной мебели и старых холодильников. С высоких трибун было сказано, что городской бюджет Санкт-Петербурга потеряет 108 млрд. руб. предполагавшихся доходов в 2009 году. Потери последующих лет оцениваются противоречиво, но в их факте не сомневается никто и счет идет на десятки миллиардов. (См. ссылки в конце текста)
    Великий, но малознакомый широкому слою российских народных масс, экономист Дж. М. Кейнс, на Западе известный под именем «спаситель капитализма», давным-давно сказал, что рыночная экономика неспособна к саморегулированию и регулировать ее может только государство. Для этого в руках у государства есть мощнейший инструмент –  бюджетная политика. В отличие от экономических субъектов, государство действует не только экономическими методами, но и полицейскими, и, в периоды кризисов, это всеми только одобряется.
    Там же, где государство и без того решительно и привычно жестко действует в сфере экономики, в периоды кризисов ему предписывается, напротив, несколько уменьшать свое рвение. В бытность Президентом Д. Медведев, уже призывал уменьшить армию проверяющих и сократить число проверок бизнеса. Вероятно, настал момент пойти и дальше. Но куда?
    До современных своих реформ Китай был в кризисе, похлеще российского, и продолжался он у них более ста лет. Всевозможные китайские эксперименты, в том числе и марксианского разлива, закончились «усталостью от ошибок». Самым значительным достижением, зачинателя современных китайских реформ – Дэн Сяопина было то, что он в свое время запретил кому-либо, из надзирающих, шныряющих и проверяющих, подходить к торгующему китайцу. Китаец увлеченно занялся своим любимым  делом – он принялся торговать, с возрастающим размахом и упоением, и доторговался до экспорта, перевалившего за триллион долларов и заметно покачнувшего всю мировую экономику.
    Президент США Барак Обама критикует в своей книге «Дерзость надежды» общенациональные торговые сети типа “Wall Mart”, которые уничтожают вокруг себя малый торговый и прочий бизнес в радиусе десятков километров. Думается, что это очень похоже на эффект от  взрыва водородной бомбы!
   Исследованиями доказано, что по скорости введения сетевых магазинов Санкт-Петербург опередил все крупнейшие города России, и сети в городе дают 83% товарооборота. В результате, город пошел и на другие «рекорды». Одновременно с вводом большого числа сетевых, супергипермегамаркетов, произошло серьезное «упорядочение мелкорозничной торговли». Теперь, ее почти нет, только под покровом темноты, из под арок домов выкатываются наспех слепленные тележки, с которых бойко идет та же  торговля, но уже совершенно неупорядоченная и небритая с лица.
   В условиях затянувшегося кризиса нужно все-таки менять стратегию упорядочивания и  чаще читать Конституцию (здесь всего лишь повторяется недавно прозвучавший президентский призыв).
     В условиях падения доходов бюджета, как всегда, есть два пути: первый самый простой, урезать расходы, что называется по живому (и этот процесс уже пошел полным ходом, для понимания чего даже необязательно читать газеты). Второй, самый непростой, искать деньги, стимулировать экономический рост, активизировать поиски выхода из тоннеля, в конце которого обязательно виден свет.
      Урезанием займутся власти, и они показали, как это умеют и еще не раз покажут. Тут им и карты, и все карманы  в руки, потому что у них есть все планы, все расшифровки бюджетных статей и все рычаги, включая самый большой.
      Что касается поисков, то тут дело обстоит сложнее. Как реанимировать мелкую торговлю, которая традиционно спасает в кризисы и раскручивается в считанные недели?
    Вряд ли, стаи наших всё и всех проверяющих, бойко встанут на крыло, и улетят в какие-то дальние страны..
   А ведь в нашумевшем интервью от 4 декабря 2008 года В.Путин говорил: « Региональные власти должны начать комплекс мероприятий, связанных  со СПАСЕНИЕМ рабочих мест….» Уж круче не скажешь! Прошло четыре года… Остается высказать кое-какие предложения по поводу того, как это делать. Ведь задача главных руководителей просто призвать. И они стараются! Дальше нужно реагировать на призыв. Желательно правильно, быстро и точно.
    Но вот отлегло немного по поводу кризиса (он буйствует сегодня где-то в Греции) и все ударились в предвыборные баталии. Но и они уже позади. А кризис, как всегда, впереди.
     Никто к этой новости не готовится, никто не накапливает опыт. А вот если выпустить городской заем с погашением облигаций этого займа торговыми площадями в строящихся подземных переходах, которых в городе нужно штук 600. не меньше? Это ведь просто диво, что у метро «Василеостровская» автомобили не давят в день по три человека. А таких мест в городе немало. Вот и давайте строить, то, что нужно было построить уже  лет тридцать тому назад. Если это начать, то тогда могут и строители (всякие бетонщики, арматурщики и прочие) не остаться без работы и торговые места появятся и переходы возникнут, как по мановению волшебной палочки.  Если в каждом переходе устроить по 15-20 торговых мест, то по городу это выйдет не менее 10 тысяч. А если одно рабочее место потянет на 20-25 тысяч долларов, то похудевшему бюджету, возможно и не придется ничего добавлять для строительства переходов. Вот есть же такой переход у метро «Лиговский проспект». От этого кому-то плохо? А вот попробуйте вечерком нырнуть в человекопроводную трубу, идущую от «Выборгской» к ЛОМО… Жутковато? То-то и оно! Но, «Концепция совершенствования и развития дорожного хозяйства Санкт-Петербурга» предполагает к 2015 году построить 27 подземных переходов во всем пятимиллионном городе! А у метро «Технологический институт» когда-нибудь будет подземный переход???
     Канадцы, например, считают, что у них очень плохой климат. Это, скорей всего, потому, что они не были у нас, не говоря уже про Сибирь, «жемчужину России»! Так вот, в крупнейших городах Канады: Монреале, Торонто, Квебеке можно весь центр обойти по подземным галереям. Их там десятки километров. Особенно хорошо туристам. Может, мы начнем с переходов, а потом станем их постепенно соединять? Как все (включая туристов) порадуются!
     В районе станции метро «Парнас» стихийно начинает складываться перехватывающая парковка, о которых мечтают и даже говорят власти, но кризис, наверное, отменит эти мечты и разговоры. Думается, однако, что там уже кем-нибудь запланировано, построить очередной гипергигантмаркет и вряд ли, это отменится… даже при условии кризиса. Синий забор уже появился!!!! Мы уже давно не город белых ночей, а город синих заборов.  И все. И крышка! Места для автомашин у «Парнаса» не будет, а будет там такой же тихий ужас как у «Озерков», и в других местах сосредоточения торговли и соответственно транспорта и синих заборов.
    В далекие, но очень и даже ужасно кризисные, времена начала советской власти, заложившей основу всех наших кризисов на много лет вперед, у нас в стране выпускались хлебные займы. Владелец купленной за деньги облигации при ее погашении получал 50, 100 и так далее пудов зерна. Вот в этом для него и был интерес  купить эту облигацию и получить зерно по фиксированной на момент покупки облигации цене.
     Почему бы не вспомнить о полезном опыте? Или это сложнее чем на все просьбы и вопросы отвечать: «Денег нет!»… Или еще конкретнее: «Держи карман шире»! Очень возможно, что скоро на все вопросы мы и услышим такие или подобные им ответы. Губернатор Г. Полтавченко огласил на Петербургском экономическом форуме инвестиционные запросы города. Встречены они были прохладно. Так может быть запустиь целевые натурально обеспеченные займы для строительства парковок, платных примыканий а КАД и важнейшим магистралям? Два-три платных понтонных моста в летнее время очень бы пригодились городу.  Например, с Васильевского острова на Петроградскую.
    В нынешних условиях Правительство РФ вполне может и одобрить оригинальную и смелую инициативу городских властей по выпуску целевых займов. Дефициты бюджетов всегда покрываются займами. А у Санкт-Петербурга на 2009 год был дефицит 38 млрд. руб.. На 2012 год он вроде упал до 30 млрд. Но все равно, денег не хватает! Значит нужно делать займы, а если они еще и оживят торговлю и строительство, то это будет совсем здорово. Займы,  подобные выше описанным, в финансовой  науке называются натурально обеспеченными. Такие займы всегда  широко использовались, и используются в условиях кризисов. Ну, если мы признаем наличие кризиса, то сам Бог велел и действовать соответственно.
         Можно выпускать целевые займы С-Петербурга для производства в городе трамваев, автобусов, вагонов метро и прочего (даже легкие самолеты когда-то выпускал Северный завод). Вот и новый губернатор  Г.Полтавченко посетовал, что в городе малый бизнес имеет непроизводственный уклон, почти 45% его составляет торговля. Но тут всё ясно, производственный бизнес нуждается в стабильных и достаточно больших по объему заказах. Целевые, натурально обеспеченные займы могли бы дать такую перспективу. И, последнее: эти займы можно сделать частью региональных целевых программ. Как известно, на всех уровнях власти рекомендуется, как можно шире внедрять целевое программирование, и на этот счет выпущены соответствующие документы. Нужно быть и Санкт-Петербургу, и не то, что в русле веяний, а неплохо бы оказаться и даже  впереди.


Вертячих А. Бюджет теряет миллиарды./ А.Вертячих // Санкт-Петербургские ведомости 10.05.2012
Ловягин А. Не упасть в финансовую пропасть/ А.Ловягин//Санкт-Петербургские ведомости 11.05.2012


Рецензии
Лагунов В.Б. к.т.н., проф.. Кафедра «Финансов и ГРЭ» СЗИ РАНХ и ГС
А что такое ГРЭ СЗИ РАНХ и ГС?

Экономику в школе пока не учим!

+++++

Ау-Ра   19.12.2013 00:30     Заявить о нарушении
Это Российская академия народного хозяйства и государственной службы. ГРЭ это государственное регулирование экономики. А про финансы: нет повести печальнее на свете, чем повесть о финансах и бюджете...

Владимир Лагунов   19.12.2013 17:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.