Мёртвые души - Чичиков в гостях у Ноздрёва
Идею поэмы «Мёртвые души» Гоголю подсказал Пушкин. В 1835 году Николай Васильевич приступил к работе над произведением, которое считал своим «священным завещанием поэта». В 1842 году работа была закончена, и вышла книга под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».
Как видно из названия, в книге рассказывается о похождениях главного героя поэмы, Павла Ивановича Чичикова, бывшего чиновника, уволенного со службы за взятки и ныне выдающего себя за помещика. Чичиков объезжает помещиков губернского города N., покупая у них «мёртвые души» - умерших крестьян, которые по документам ещё числятся как живые, чтобы затем оформить их на своё имя и получить под залог этих душ кредит.
Один из таких помещиков, к которому Чичиков попадает в гости - молодцеватый тридцатипятилетний «говорун, кутила и лихач» Ноздрёв.
Деревня Ноздрёва совершенно непримечательна. Гоголь не даёт описания ни одному крестьянскому дому или семейству.
Дом Плюшкина и Собакевича автор описывает очень обстоятельно, о доме Ноздрёва же ни сказано ни слова. Зато подробно отражено состояние дел на псарне и в конюшне. Это говорит о том, что для Ноздрёва собаки и лошади важнее, чем дом и семья.
Своим гостям Ноздрёв показывает всё, что только есть примечательного в его имении, безжалостно таская их по разбитым дорогам и кочковатым полям.
Внутри дом Ноздрёва так же безлик, как и снаружи. В его кабинете нет ни книг, ни деловых бумаг – совершенно ничего из того, что обычно находится в кабинете хозяина. Вместо этого по стенам развешаны кинжалы и ружья, разложены трубки – невозможно представить себе Ноздрёва, занимающегося сколько-нибудь серьёзными делами.
Личность хозяина проявляется в том, за какой стол он сажает гостя. Манилов угощает с претензией на роскошь, Собакевич просто закармливает до отвала, у Ноздрёва же еда не играет никакой роли в жизни дома. Повар у Ноздрёва такой же неугомонный, под стать хозяину, – блюда толком не приготовлены, зато с винами полный порядок.
Ярый картёжник и игрок, Ноздрёв всех гостей заставляет играть с собой, предлагает «менять всё, что ни есть на всё, что захотите». Это лишний раз характеризует Ноздрёва как живого, неуёмного, бесшабашного человека.
Бесшабашность и безудержная ложь Ноздрёва – обратная сторона русской удали, которой Ноздрёв наделён в избытке. Ноздрёв в поэме принадлежит к героям, ещё сохраняющим в себе нечто живое.
Свидетельство о публикации №113120600428