Стихотворение Твардовского Я убит подо Ржевом

Сочинение по литературе.

О том, что знаю
Лучше всех на свете,
Сказать хочу.
И так, как я хочу.

А.Т. Твардовский.

Твардовского можно с уверенностью назвать поэтом, без которого представление о истории Великой Отечественной войны немыслимо и неполно. События, современником и участником которых был Александр Трифонович, он запечатлел для потомков в своих произведениях. Одно из них – стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее нерукотворным памятником героическим воинам Великой Отечественной.

Необычен образ лирического героя стихотворения – советского солдата, убитого в бою подо Ржевом. Он ушёл в мир иной,  но не утратил способности помнить и чувствовать.

Идея вечной памяти павшим героям красной нитью проходит сквозь стихотворение. Оно начинается с повествования об обстоятельствах гибели советского солдата. Трагический тон и суровая монотонность рапорта обращают это повествование в поэтическое подобие сводки боевых действий: «В пятой роте, на левом, при жестоком налёте».

Далее идея памяти достигает апогея – лирический герой словно растворяется в пустоте, становясь частицей окружающего нас мира: «Я – где крик петушиный на заре по росе».

Единство павшего солдата с целым миром говорит о том, что его подвиг стал неотъемлемой частью истории, вечным обращением к грядущим поколениям. Анализируя стихотворение с точки зрения композиции, можно выделить  три основные части. В первой лирический герой открывает нам своё прошлое, трагические обстоятельства собственной гибели: «Я убит подо Ржевом». От смерти герой переходит к изложению своего будущего, а для нас, живых, – настоящего. Физически погибший солдат – в прошлом, во всё мире от него не осталось «ни петлички, ни лычки». В то же время герой незримо пребывает рядом с нами, прямо говоря об этом. Он с горечью вспоминает, что никто не узнает даже места его гибели, и обращается к живым. Просьба «подсчитать сроки» говорит нам, что нельзя забывать своё прошлое.

Поэтическая речь поэта образна и точна, глубока и убедительна. Твардовский использует разнообразные средства художественной выразительности. Автор использует повтор грамматических конструкций («Я – где...»), «шорох шин по шоссе» передаётся аллитерацией, чередованием глухих и шипящих согласных. Художественные средства автор использует гармонично, создавая ощущение простоты и лёгкости стиля.

Творчество Твардовского не теряет актуальности с течением времени. «Твардовский продолжает расти», – сказал о судьбе творческого наследия Александра Трифоновича писатель Фёдор Абрамов. Константин Симонов писал о Твардовском: «Это лучший поэт нашего времени».


Рецензии