Москва и москвичи в романе Мастер и Маргарита

Сочинение по литературе.

«Чтобы создать новую Москву на месте старой, нужны особые, невиданные доселе силы».
В.А. Гиляровский, «Москва и москвичи».

Роман «Мастер и Маргарита» – подлинная жемчужина творчества Михаила Афанасьевича Булгакова. Писатель создавал «Мастера...» как историю своего времени и современников, поэтому роман можно назвать своеобразной летописью жизни «новой» Москвы. Московские сцены «Мастера и Маргариты» опираются как на личные наблюдения автора, так и на литературные источники.

Михаил Афанасьевич прекрасно знал Москву, и это знание отразилось в почти топографической точности описаний «московской» части романа. Действие происходит главным образом на территории старой Москвы. Это Патриаршие пруды, Большая Садовая, Остоженка, Арбат, Тверской бульвар – место, где расположен знаменитый дом Грибоедова, – и прилегающие к ним переулки. Булгаков тщательно выписывает обстановку места действия, фотографически воспроизводя действительность.

Москва изображена достоверно и точно - до последней детали, от элиты до массы служащих, уличных прохожих, зрителей Варьете. Все они разные, но их объединяет общая черта – «неодушевлённость», несвобода. Ими словно управляет некая сила, та, что начертала план и создала новую Москву на месте старой. «Запрограммированное» сознание, мысли, стянутые оковами инструкций и путами постановлений, – таково первое впечатление от знакомства с этими персонажами. Почти каждый из них рассуждает, не выходя за пределы, отведённые людям его возраста и общественного положения, и пользуется соответствующей лексикой.

Взаимосвязи между людьми определены заранее и неизменны. Никто не в силах выйти из единожды установленных рамок.

Кот «сделал попытку всучить кондукторше гривенник». И как же реагирует она на столь необычное действие? «Котам нельзя! Слезай, а то милицию позову!» – кричит кондукторша, словно не замечая абсурдности происходящего – кот протягивает деньги за проезд. Ведь этого не должно быть – а следовательно, этого и нет.

Конферансье по роду службы положено шутить, развлекая публику. Вот и старается Жорж Бенгальский изо всех сил. Но нет у него ни юмора, ни фантазии, поэтому ему приходится «нести ахинею» вместо шуток. Этот «дежурный юмор» не вызывает у зрителей никакого интереса, но Бенгальский снова и снова, как испорченный патефон с заевшей пластинкой, выдаёт давно приевшиеся остроты.

Несвободны и представители привилегированных слоёв общества. Чиновник Николай Иванович не в силах расстаться со своим портфелем даже во время полёта на шабаш ведьм. Привычка подчиняться в нём так сильна, что чиновник даже просит выдать ему удостоверение «на предмет представления милиции и супруге». Неважно, что, судя по «документу»  «предъявитель сего провёл ночь на балу у Сатаны», – гораздо важнее до мелочей соблюдать все формальности.

Люди постоянно ощущают повсюду присутствие некой загадочной «силы». Жильцы бесследно исчезают, а их квартиры оказываются запечатанными. Оставшиеся вынуждены, подобно Стёпе Лиходееву, боязливо опасаться «ненужных тем» и «сомнительных разговоров».

В Москве есть лишь один оазис свободы – и это, как ни странно, сумасшедший дом профессора Стравинского. Только там герои излечиваются и обретают утраченную свободу.

«Мастер и Маргарита» – весьма неоднозначное произведение, которое изобилует элементами сюрреализма и абсурда, наполнено аллегориями и скрытым смыслом. Существует множество различных толкований романа, и в будущем несомненно появятся новые. Художественное и философское содержание произведения, его глубина ещё долго будут привлекать к роману «Мастер и Маргарита» внимание читателей.


Рецензии