Изучение социальных и философ проблем вариант

          Активизация познавательной деятельности студентов
             в процессе изучения социальных и философских проблем
                ( творческие задания ).
 В процессе изучения соц. проблем необходимо  определить - что такое проблема а также использовать метод проблемного обучения . развивать способность к проблематизации.
Исходим из принципа который предлагает Сирин В. А. - кино это модель соц. реальности на микро и макроуровне - модель отдельных процессов , отдельных проблем, гипотетическая модель (Один из вариантов познания с использованием кино - на основе увиденного и услышанного материала сформировать вопросы на которые нужно ответить  и гипотезы - которые следует проверить ). Кино как метод развития воображения.
Ещё один методический принцип анализ конкретных ситуаций - анализ изобретённых социальных ситуаций (кино Приключения  Электороника)
Данный подход может использоваться вместе с Проблемным обучением, с Эвристическим обучением, методом кейсов(например преподаватель рекомендует определённый фильм или его часть - использовать для анализа показанной ситуации - как вариант - кино Баламут).Автор этих разработок предлагает новый метод - анализ изобретённых социальных ситуаций (кино, театр , литература, фольклор - сказки )с использованием системного анализа (например фильм "Друг") .

   
                Творческие задания.
Задание №1.
Выберите из списка  предлагаемых фильмов ( стр 3-7. ) один и напишите рецензию или эссе пользуясь схемой и дополнительными вопросами.
         Метод рецензий.
 О методе рецензий пишет А.В. Хуторской в учебном пособии "Современная дидактика" (  Современная дидактика . А.В. Хуторской , М.:Высш. шк.  2007) .
 "В указанном пособии излагаются новейшие достижения дидактики, направленные на развитие личности учащихся, их творческую самореализацию."
( Современная дидактика . А.В. Хуторской , М.:Высш. шк.  2007, стр.2)
 Метод рецензий помогает   критически взглянуть на материал  учебника , просмотренный видеофильм, устный ответ товарища, проанализировать их содержание, выделить главные моменты,  всё это  - необходимые условия самоопределения учащихся.
( А.В. Хуторской , М.:Высш. шк.  2007, стр.389)
Хуторской А. В. предлагает следующую схему рецензии  видео- или кинофильма.

"Схема рецензии  видео- или кинофильма
-Чему посвящён фильм, что хотели показать его авторы?
-Какие явления , понятия , и другие объекты рассмотрены в фильме?
-Какой материал являеться главным в фильме? Каким образом это выделено?
-Что наиболее интересно и удачно показано в фильме?
-Какие моменты раскрыты недостаточно полно и ясно?
-Как связан фильм с изучаемой темой?
Выводы по фильму."(  Современная дидактика . А.В. Хуторской , М.:Высш. шк.  2007 стр. 389) .
Мы предлагаем пользоваться указанной схемой , при этом использовать дополнительные вопросы:
-Как вы думаете, что побудило авторов фильма к его созданию.
-Какие актуальные соц. проблемы освещаются в фильме?
-Имеют ли место указанные проблемы в современном обществе или они остались в прошлом или же могут возникнуть в будущем?

-Какое влияния на общественность может оказать этот фильм (общественное мнение, соц. поведение, социализация детей и молодёжи, воспитательный эфект).
-Помогает ли фильм понять сущность соц. проблемы? Если да то как именно?
-Возможно ли просмотрев фильм понять причины определённых соц. проблем?
 -Как вы считаете, какие причины приводят к существованию показаных соц. проблем.

Задание №2

-Предложите тему ( в связи с проблемой о которой  говорилось в первом задании) для соц. исследования и коротко охарактеризуйте его программу.
-Предложите гипотезы, для проведения соц. исследования. 
-Проведите соц. исследование.
-Подтвердились ли ваши гипотезы?
-Помог ли  Вам фильм в выдвижении гипотез и соц. идей относительно понимания и решения проблемы?
Задание №3
- Осуществите дальнейший системный анализ этой проблемы ( изучение научной литературы и статей периодики ).
- Кто из авторов статей и как освещает определённую проблему ?
-Найдите в источниках и проанализируйте стат. данные по  вашей теме.
-Разработайте собственный проект решения проблемы( возможна - работа в малых группах).
Для изучения используйте и междисциплинарный подход.
-Какие теории и концепции помогают нам понять  и изучать указанные проблемы?
-Кто из социологов , философов,  изучал  эти проблемы (современные, в истории социологии, в истории философской мысли).
-Составьте терминологический словарь основных понятий, которые необходимо использовать для научного познания данной темы.
Найдите худ. и док. фильмы о соц. группах и о взаимодействии соц. групп - преподаватели - студенты, группа - личность - тренер - спртсмены, о соц. процессах - конфликт, урбанизация, о соц институтах -
           Список кинофильмов по тематике.
        Организация общества и социальный контроль , .
Художественные фыльмы: ( названия)
Берегись автомобиля
«Ты – мне, я – тебе»
«Мудромер»
Блеф
«Ревизор»(Экранизации Гоголь Н.В.)
«Слуга народу» — 24-серійний комедійний політичний серіал виробництва студії «Квартал-95»
Не может быть
            Проблемы семьи и детей.  Брак и личная жизнь , любовь.
Подкидыш 1940
Белые  росы
"Дубровский"
«Девчата»
«Служебный роман»
«Любовь и голуби»
«Курьер»
«По семейным обстоятельствам»
«А если это любовь?»
«Жёлтый карлик» (В главной роли Александр Абдулов)
«Не может быть»
« Влюблён по собственному желанию»
«Самая обаятельная и привлекательная»
«Обыкновенное чудо»
«Семь невест ефрейтора Збруева »
«Валентина»
«Звезда пленительного счастья»
«Формула любви»
«Афоня»
«Живёт такой парень»
«За двумя зайцами»
«Приморский Бульвар»
«Будьте моим мужем» ( В главной роли А. Миронов)
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Земляки
Не могу сказать прощай
Ирония судьбы или с лёгким паром
Женитьба Бальзаминова
Карьера Димы Горина
Девчата

Проблемы школы, науки. Проблемы высшего образования. Проблемы учеников и студентов.
Приходите завтра
Михайло ломоносов 1984 -1986
Камертон 1979 (Одесская киностудия )
Кузнечик 1978
«Лидер.»
«Баламут»
«Доживём до понедельника»
«Студенты»
«Школа»
«Большая перемена»
«Операция «Ы» и другие приключения  Шурика»
«Весенние перевёртыши»
«Поживём – увидим»?
Расписание на послезавтра.
Поражение.
Иду на грозу. 
Человек с планеты Земля 1958( Циолковский - гений)
"Иван Павлов. Поиски истины." 5 серия (заключ). Худож фильм о жизни И. П. Павлова. ЛенТВ, 1982 г
             Вредные привычки.
              Негативные явления в молодёжной среде.
                Девиантное поведение. Преступность. Бездуховность.
«Место встречи изменить нельзя»
«Друг»
«Калина красная»
«Авария» - дочь мента»
«Частный детектив или операция Кооперация»
«Самогонщики»
«Собачье сердце»
«Берегись автомобиля»
         Мотивация трудовой деятельности и предпринимательство.
Художественные фыльмы: ( названия)
«Джек Восьмёркин- Американец»
«Про бизнесмена  Фому»
«Русское чудо»
Лёгкая жизнь

  Мотивация социального поведения.
«Русское чудо»
«Спорт лото 82»
«Золотой телёнок»
«12 Стульев»
Бюрократия и общество.
«Зайчик», «Не послать ли нам … гонца?»
"Любовь с привилегиями"

       Социальная мобильность, социализация, престиж професий. 
          Пофессиональная деятельность, отношение к труду.
Карьера димы Горина
«Карнавал»
«Иван Бровкин на целине»
«Москва слезам не верит»
«Семь невест ефрейтора Збруева »
«Карнавальная ночь»
Лев Гурыч Синичкин
На подмостках сцены

             Формирование и специфика общественного мнения.
«Тридцать три»
            Отношение общества к талантливым людям.
Человек с планеты Земля», 1958( о Циолковском )
Девушка без адреса.
Девушка с гитарой. (Гурченго в гл. роли)


«Тот самый Мюнхаузен»
           Социальные и социально – экономические отношения
«Гараж»
« Зигзаг удачи»
« Блондинка за углом »
             Воспитание, социализация.
«Игрушка» ( В главной роли : Пьер  Ришар )
«Семь нянек»
«Человек с бульвара  Капуцинов»
«Человек ниоткуда»
                Роль личности в истории
«Сказ про то как Пётр Арапа женил»
«Сталин от революции до сверх державы» (фильм Хармута Каминского)
             Социология села
«Ссора в Лукашах»
«Первый парень»
«Джек Восьмёркин- Американец»
                Социлогия права.
Презумпция невиновности.
Дело Румянцева.
«Место встречи изменить нельзя»
               Социальные изменения. Революции.
Мульт. фильм Вперёд время.
Сталин от революции до сверх державы.
              Становление государства и политической власти.            
            (Историко-социологическая проблематика).
"Демидовы"
«Правители Руси»(док. ф.)
           Проблема войны  и организации общества
«Русский фронт (Кровь и сталь)» (1941-1945)
«Неизвестная война» ( режиссёры Тенгиз Семёнов, Игорь Григорьев)
«Стратегия победы. Битва за Днепр» (Документальный фильм)
«Война на западном направлении»
«Битва за Москву»?
          Война и общество, война и люди
«В бой идут одни старики» (худож. ф.)
«Война и мир»
«Баллада про Калпака»
Проблема Бюрократии
"Зайчик"
Жених с того света
Документальные фильмы
 О режиссёрах
Гайдай
Рязанов
В. Шукшин
задание - посмотрите фильм из списка ниже и сами определите какая главная проблема показана
Отчий дом
Когда деревья были большими
Проанализируйте Вклад актёров , режиссёров , писателей, журналистов, певцов -  деятелей культуры, науки , исскуства, политических деятелей  в культуру и их влияние на общество .
Никулин
Луи де Фюнес
Жан-Домини;к Боби;
Горбачёв М.
Изучение советского общества
Видео - на ютубе - физкультурные парады - Марш авиаторов...
Задание №4

Выберите из известных Вам фильмов     (худож. или докум.)  самостоятелно такой,  который Вам нравиться. Попробуйте проанализировать и спрогнозировать как он может повлиять на личность : мировоззрение, мораль, духовность, нравственность, ценностные ориентации, выбор идеалов , процесс социализации, на соц. направленность личности - идейно - политическую, соц. - культурную, моральную.
Попытайтесь объяснить почему этот фильм Вам нравиться.
Задание №5
Выберите из известных Вам фильмов     (худож.)  самостоятелно такой,  который Вам  не нравиться. Попытайтесь объяснить почему этот фильм Вам не нравиться.

Задание №6
 
Выберите из известных Вам фильмов     (худож.)  самостоятельно такой,  который по Вашему мнению потенциально может оказать негативное влияние на сознание и поведение молодёжи (используя теории подражания разработанные в социологии ).
 
Задание №7

Подготовьте доклад, дискуссию на темы:
Зачем смотреть кино?
(Кино нужно смотреть для того, чтобы учиться на чужих ошибках и перенимать передовой опыт жизни?.)
Соц. проблема : сущность и виды.
Кино как соц. явление.
Кино как метод развития воображения.
Системный анализ кино в контексте соц. проблем .
Задание №8
Подготовьтесь к дискуссии.
Соц. идеи в творчестве поэтов ,писателей, драматургов , философов, людей искусства  науки по принципу - от цитаты к дискуссии используя метод раскручивания клубка (от просто к сложному от понятного к непонятному - а далее работа с научной литературой , с категориями философии и социологии ) .
(цитаты  можно брать из кино, театра, из песни, из фольклора)
Кроме того поддать анализу картины с социальной проблематикой, плакаты,
(Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников - в том числе) журналы с
карикатурами, сатира - "Крокодил " , "Перец", Юмористические передачи -
Хазанов о взятках (сан. станция - тараканы)
"Городок",
"Вокруг смеха"...
ОСП студия (Шац, Лазарева)
Итого (Шендерович, )
Программа Куклы
По страницам журнала "Сатирикон"
Список Мыслителей и цитаты-
А. П. Чехов "Дядя ваня"
Высоцкий :

"Бегают по лесу стаи зверей..."

"Ложь и зло , погляди как их лица грубы,
и всегда позади вороньё и гробы."
.....................
"Он всё кричал, что он народ,
что основной закон блюдёт..."
..........
"Всё человечество давно , хронически больно
То колики, то рези
И вся история его - история болезни."

"Я был и слаб и уязвим... "
Тольков :
"И с одной на всех извилиной"

Макаревич:
"Мы пассажиры..."
Маяковский...
Деловая игра "Я самый умный" - студент должен доказать другим...
 Брехт - но правители погружают большинство населения в искрящийся туман ...

Примеры  выполнения творческих заданий.
Продолжение следует.

                Темы для дискуссий
1.Почему у птиц , у животных нет тюрем - и они живут как - то без этого?
2.Человек , его стратегия в жизни - изменить соц. среду или приспособиться - или то и другое - примеры из жизни ...
3.Революции как попытка изменить правила жизни и их результаты...

4.роль моды в унификации души, психики, человека...
5.Роль меньшинства и большинства в жизни общества...
6.Бездуховность как соц. проблема, вредные привычки.
7.Кто распоряжается бюджетными деньгами и как эта проблема освещена в политологии . Проблема коррупции. 
8.Социальная справедливость, правда и технологии обмана в обществе
9.Бюрократизм в образовании , в медицине в бизнесе, в культуре , в управлении , городом...(Зайчик- фильм)
10. Политика, выборы, деньги, полит. партии(народные) и лобби.

Осуществите сравнительный анализ жизни человека (людей, общества) и различных птиц, животных, насекомых (социальные проявления в том числе) используя просмотр фильмов о животных ...
Пингвины
Киты
Лосось
Муравьи
Пчёлы

Главная цель просмотра кино в процессе изучения соц. проблем - вызвать у студента интерес к проблеме
Определите какая проблема показана в фильме
Чесный , Умный, неженатый
Демидовы
Улица полна неожиданностей (с Леоновым)
в творчестве
К. Чуковского - Тараканище , Крокодил
Фитиль - кино журнал



 


Рецензии
Владимир, что это? Я же не студентка)
Виден, конечно, феноминальный труд. Вы сами это разработали?

Умкина   22.12.2017 21:32     Заявить о нарушении
сам разработал . Возможно Вам пригодиться список фильмов для рецензий...

Владимир Сирин   23.12.2017 09:18   Заявить о нарушении
Если в фильме есть определённая метка, то он не может нести созидательные функции.

Умкина   23.12.2017 09:27   Заявить о нарушении