Сущность протестантизма в Европе

    Понятие о Боге для многих людей абстрактное и такая ветвь христианства как протестантизм дала населению Европы способность видеть себя со стороны, почувствовать себя вправе беседовать с Богом без посредника. Такая интеллектуализация отношения с Богом развивает у современных протестантов меньшую склонность спорить с другими христианами по вопросам вероучения, стремление жить жизнью христианина в обществе, что, впрочем, может сочетаться с привычкой отражать свою собственную, а не библейскую позицию в социальных вопросах; стремление проявлять прагматизм, основанный на своих личных убеждениях, а не на библейском вероучении. Такое отношение к жизни чрезвычайно важно для того, чтобы человек почувствовал себя ответственным за свою жизнь через ответственность за жизнь других, почувствовал потребность жить в мире с другими людьми. Такая личная ответственность перед другими — основа свободного человека в обществе, что даёт возможность обществу Европы развиваться как общественной системе, которая не может развиваться без взаимовыручки и солидарности в обществе. Именно с этой позиции развивается равноправие и справедливость в Европе и многие страны, особенно скандинавские, развиваются как общество социальной справедливости, ибо жить в обществе и быть свободным от общества невозможно, но и позволять кому-то чувствовать себя угнетённым обществом недопустимо.
    Вероятно, по причине свободолюбия народов Скандинавии получил распространения сам протестантизм и именно поэтому в некоторых странах Скандинавии идеи социального равноправия и справедливости, то есть идеи социализма, при котором право на труд гарантирует и право на жизнь достойную труда, получили не только распространение, но и живое воплощение в жизни этих народов.

«Я могу быть свободным только среди людей, пользующихся одинаковой со мной свободой. Утверждение моего права за счёт другого, менее свободного, чем я, может и должно внушить мне сознание моей привилегии, а не сознание моей свободы и ничто так не противоречит свободе, как привилегия» - писал М.А.Бакунин. Такие мысли, как «Свобода без социализма - это привилегия и несправедливость. Социализм без свободы - это рабство и скотство» - задают вектор передовых мыслей Бакунина.


Рецензии