ОТР, Дмитрию Лыскову
Противоположный вывод базируется не на разуме, а на внешнем авторитете. Тут логика такова: раз советская система как некий надчеловеческий авторитет провалилась, то следует вернуться к тысячелетнему авторитету церкви и довериться ей как бесспорному лучшему специалисту по «высшим и незыблемым ценностям» и так далее. Этот вывод делается людьми, скорее всего, все еще не свободными от веры в социум, от примата в их сознании социального элемента над человеческим, от недоверия к человеку, от недооценки его возможностей, от принципиального принижения его перед обществом и коллективом. Таких людей много в нашем растерянном обществе, где все еще жив страх перед делами прошлого века, смешанный с обломками советского «общественного сознания» с его марксистскими социократическими иллюзиями, что общественная сила может исправить человека. Желая на что-то опереться, они переносят эти иллюзии на церковь, не зная, или забыв, или не понимая того, что эта организация сыграла свою роль еще сто лет назад, вместе с монархией, духовным коррелятом которой она и была. Нынешняя бурная деятельность этого исторического, мягко говоря, маргинала многим застит свет. Тем более, что в антисоветском агитпропе со времен Перестройки и по сей день влиятельным остается сильно отдающее мифом противопоставление заблудшего человеческого разума ХХ века с его кровавыми подвигами «неотмирной чистоте» церковного духа, который в итоге наделяется правом быть высшим арбитром наших чувств и мыслей, как будто и нельзя оставаться порядочным человеком, минуя церковные услуги. В массовом сознании вибрирует «морально-историческая» картинка: большевики взрывали храмы, было плохо и неправильно, сейчас храмы строятся, будет правильно и хорошо. Круг замыкается, и чудится, что выхода из него нет…
Но выход есть. В мифическом противопоставлении «грязного» светского разума ХХ века «чистому» сегодняшнему церковному духу доля истины есть, но лжи гораздо больше. Истина в том, что да, век был плох, дров наломали и так далее. Ложь же, и громадная ложь, заключается в том, что, подаваемое реакционным агитпропом как абсолютное зло, «красное колесо», русское ХХ столетие начинает восприниматься как эпоха во всех отношениях худшая, чем предыдущее ХIX-е. Я очень люблю наш ХIX век, со всеми его культурными вершинами, но ХХ-й как время наших шансов и надежд, пусть даже отчасти упущенных и несбывшихся, я люблю не меньше – именно за ветры перемен, даже если они скоро и улеглись. А вот ХVII-й, куда всеми своими инстинктами тащит нас церковь, я совсем не люблю…
Почему же, все-таки, люди выбирают внешний авторитет, а не собственный разум? (Я спрашиваю не о том проценте из забитых и несчастных, который церковь имеет реальной паствой, я спрашиваю о тех, кто по своему образованию, развитию и жизненным условиям, казалось бы, обязан видеть дальше церковной свечи. И отвечаю, надеясь при этом сказать о выходе из замкнутого круга церковного обморока, в который нас день за днем старается погрузить эта архаическая организация.) Почему до сих пор в российском обществе дискутируется вопрос, надо или не надо давать попам на согласование программы преподавания религии?
Да потому что мы до сих пор не умеем различать церковь и религию, смешиваем социальное (церковь) и духовное (религия). Церковь их всегда намеренно смешивала, ей это было выгодно, потому что, затушевывая таким образом земные, человеческие корни своего происхождения, она обретала над человечеством мистическую тотальную власть; но мы-то сегодня, зная историю, обязаны их различать! Социальная организация церковь давно устарела, она принадлежит средневековью; религия вечна и устареть не может, как не могут устареть и другие формы нашего сознания, поэзия, наука и так далее. Если наши гуманитарии так обробели, что и шагу не могут ступить без руководителей в рясах, то пусть наберутся смелости хотя бы у протестантов, которые уже пятьсот лет как не боятся самостоятельно читать Библию.
4 декабря 2013
Свидетельство о публикации №113120407209