Навеянное Артюром Рембо

НАВЕЯННОЕ АРТЮРОМ РЕМБО

                Однажды вечером я посадил
                к себе на колени Красоту –
                и нашёл в ней горечь.

                Артюр Рембо
                "Озарение"
                стихотворения в прозе

                ______________________________________________



                АРТЮР РЕМБО
                В ПАРИЖЕ



                Выдающийся французский поэт Артюр Рембо
                родился в 1854 г. в Шарлевиле в Арденнах,
                на севере Франции. Подростком бежал из дому
                в Париж с кипой стихотворных рукописей.
                В конце концов, стихи его попали к Виктору               
                Гюго. "Это Шекспир-дитя" - сказал он о     Рембо.
                Поэзия Рембо оказала большое влияние
                на многих русских символистов, в частности,
                на Александра Блока и Иннокентия Анненского.




В Шарлевиле, в Арденнах,
во Франции
раньше времени детство
умерло.
С волосами-протуберанцами
пробирался он дальше
по сумеркам.

Патлы грязные...
Модные стрижки...
В Тюильри - стрижи над кустами.
Хорошо живётся в Париже
отутюженным
и неусталым.

Ну а здесь, в порту,
где скитальцы,
накипь дальних стран и колоний -
Тупо режешься в карты
с китайцем,
если в сон после пива
не клонит.

Снова спать
на скамейке в парке
Или где-то на пирсе, у бочек,
Где вонючей сельдью запахнет -
и уже не спишь
с полуночи.

Только счастье вернётся
сторицей.
Ведь Гюго
в это время, завтра,
Будет строчки с его страницы
пить,
как пьют забулдыги -
залпом.

________


                ДУРНАЯ КРОВЬ
               
                «...от моих предков галльских я унаследовал
                светлые голубые глаза, ограниченный мозг
                и отсутствие ловкости в драке, от них у меня
                идолопоклонство и  любовь к святотатству...» 

                Артюр Рембо
                «Дурная кровь»
                стихотворения в прозе



Голубые глаза мои – пращуров галльских  подарок
Да и мозг мой, увы, и отсутствие ловкости в драке
И одежда моя (бомж и тот не возьмёт её даром)
Всё от них,
от привычки комфорт находить и в клоаке.

Мои предки лукавить любили и ложь обожали,
По тавернам давно и пропили себя и отпели.
Богохульство и гнев так по пьянке вписали в скрижали,
Хоть читай их с амвона
в заросшей бурьяном капелле.

Но молчит мой язык. Он охранник изысканной лени
Или истин, из тех,
вход куда посторонним заказан.
Я и вольная птица и дум своих гибельных пленник,
Как герой, убежавший из ваших абсурдных рассказов.

Святотатство моё с поклонением идолам мрака –
мой терновый венец
и спасение  в мире лукавом.
Не ворчите: «хорош, да вот пьян и угрюм он, однако».
Так скроили меня (ни при чём я)
по галльским лекалам.

_______


                РЫДАЮТ ВАКХАНКИ
                ПРЕДМЕСТИЙ


                "От блеска сабель, киверов
                И медных труб не ждёшь идиллий.
                Они в любой парижский ров
                Горячей крови напрудили."

                Артюр Рембо
                "Военная песня парижан"
               
               
                "Вакханки предместий рыдают..."
               
                Артюр Рембо
                "Озарение"               
            



Рыдают вакханки предместий
И, право, им так нелегко,
Ведь эти вояки из мести
Забрали на фронт мужиков.

Уроды, скопцы, импотенты!
Им только бы гробить ребят.
Угробят - и орденской лентой,
Глядишь, и украсят себя.

А нам-то, что нам-то за дело,
Что бабы в их планах не в счёт?
Эх, кабы война из-за девок
Сулила такой же почёт!

Засохли помада и пудра,
Унынье - искусный палач.
Дождливое, хмурое утро...
Вакханок безудержный плач.

_______


ВОПРЕКИ ВСЕМУ


                Отставка старых фанфар героизма,
                которые ещё атакуют нам сердце и разум...
                Флаг цвета кровавого мяса...

                Артюр Рембо
                стихотворения в прозе
                «От варвара»


Морось долгих дождей над каналом.
А за ним, за каналом – дома,
Где несчастных почти доконала
Не война, так тюрьма и сума.

Эфемерная власть постулатов.
Вот твержу, как последний дебил:
От Неронов до мелких пилатов
Ты врага, как себя, возлюби.

Флаги – мясом сырым на флагштоках,
Но как близко ни видится дно,
Сквозь отчаянье слышится что-то,
То, что слышать не многим дано:

Стихнут звуки фанфар героизма
И вдали от убийц вековых -
Встанет день,
как чистейшая призма,
от которого смертный отвык.

______


                ПОСЛЕ
                ПОТОПА
                (не библейская версия) 
         
         
                Как только угомонился потоп...
                на грязной улице появились прилавки...
                кровь полилась...
                Мадам N установила фортепьяно
                в Альпах

                Артюр Рембо.
                «После потопа»
                стихотворения в прозе


Когда сошла вода и обнажились горы
И даже грязных улиц перспектива,
Мир загудел... Но первые глаголы
Предназначались только Богу льстиво.

Открылись лавки. Дети быстрый обруч
Гоняли по замурзанным кварталам.
Бедняга-заяц, обнаружив кобру,
Свой кросс по лесу выдыхал устало.

На скотобойнях кровь стекала в лужи.
Дрожали скопом: овцы, козы, серны.
Им лечь на стол в после-потопный ужин
Под ником обезличенным - «консервы».

Убит был Ной (по слухам, в пьяной драке).
А на застрявшем в Альпах фортепьяно,
В заснеженном, беззвёдном полумраке,
Играла дева марши, как ни странно.

_______


ИЗБЫТОК УДАЧИ

                "...о, избыток удачи!... Вы, утверждающие,
                что звери рыдают в печали...
                Иногда я вижу на небе бесконечный берег,
                покрытый ликующими народами..."

                Артюр Рембо
                "Утро".
                "Прощанье"
                стихотворения в прозе 


Избыток удачи, но звери рыдают в печали
И прошлое видит о будущем жуткие сны.
«Мечта», этот бриг,
так странно - без мачты отчалил,
к полярному кругу,
на поиски вечной весны.

А люди столпились..., но нет, не на пирсе,
на небе.
И радостно машут, уплывшим на том корабле
Куда-то туда, где вольно на лежбище нерпе,
Пока ей гарпун не докажет,
что лежбище – блеф.

Один я на пирсе. Цементная твердь под ногами.
Избыток удачи, но вот не сойти бы с ума.
На сцене раздумий –
давно затянувшийся «Гамлет»,
а всё, что в остатке,
собой маскирует туман.

______

 
ДУХ ВЕЕТ, ГДЕ ХОЧЕТ
Spiritus flat ubi vult


                Не собираются ли здесь вызвать свистом
                грозу, и Содом, и диких зверей?

                Артюр Рембо
                «Вульгарный ноктюрн»
                стихотворения в прозе 


Я вызову свистом грозу и Содом
и диких зверей – на тропы раздумий.
И сны соберу и, как злой скопидом,
поставлю им в стражники
скопища мумий.

А свист мой подхватит
не ветер, так Дух,
витающий всюду незримо,
но грозно.
И птицы мистерий на мой акведук
прольются как синие, влажные
гроздья.

Когда же не вспомню, зачем я пришёл
На эту богами забытую землю,
Да будет она – малахитовый шёлк
Такому, как я, упрямому стеблю.


Рецензии
Яша, я читала отдельные из этих стихотворений, которые ты публиковал на фейсбуке, но здесь они собраны воедино и впечатление гораздо сильнее, словно, картины из жизни Рембо, но уже в твоем творческом осмыслении и видении, меня просто ошарашили эти образы. Жизнь поэта почти всегда трагична, но сквозь поэзию другого поэта, трагичнее вдвойне. И как-то звучит современно, вне времени, одна и та же боль из века в век. Помню давно ещё я делала иллюстрации к переводам Верлена и Рембо одного моего друга поэта- переводчика. Тогда мне не казалась их поэзия такой трагичной, но лёгкой, и я играючи и легко рисовала пером, да и я была другой.

С неизменным теплом, твой художник, Наташа.

Наталия Збарская   21.09.2024 00:21     Заявить о нарушении
Это очень важный для меня цикл.
В нём присутствует не столько
Рембо, сколько вибрации, которые шли
для меня от его стихов и прозы.
Спасибо, Наташа, за отклик!

С теплом,
Яков


Яков Рабинер   21.09.2024 02:33   Заявить о нарушении
Вибрации это и есть энергия, которая идёт от человека и его творчества,она и передаёт всю информацию на энергетическом уровне, это сродни запаху, мы часто не понимаем, но на уровне чувств воспринимает всю информацию, которую потом расшифровываем в образы в мысли, осознанием всем своим существом.

Наталия Збарская   21.09.2024 02:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.