Рабы
Для тех, кто сталкивался со случаями домашнего насилия непосредственно, или наблюдая такие отношения со стороны, всегда удивительным остаётся факт: «Ну почему же жертва так долго не уходит от насильника? Даже в тех случаях, когда такая возможность со всех сторон есть».
Г.С.Абрамова, доктор психологических наук, профессор, в своей работе «Практическая психология.2001.» пишет:
«Пережить», «прочувствовать» что-либо — значит знать объект изнутри в силу своей объединенности с ним в общей жизни; это значит внутренне пребывать в том надиндивидуальном единстве бытия, которое объединяет «меня» с «объектом»; изживать само объективное бытие.»
Это очень точное и верное определение попробую применить к взаимоотношениям народа и власти.
Любое государство – аппарат насилия. Оно регулирует под страхом неблагоприятных последствий все сферы человеческой жизни, кроме сферы чувств. Хотя, уверена, если бы могло, добралось бы и до них.
Тем не менее, государство имеет и некии обязанности перед своим народом, что тоже регулируется. И вот всё это «регулирование» виде законодательства и обычного права составляет то самое «надиндивидуальное единство бытия» в общей жизни народа и государства.
Любая семья имеет главу и членов, а также гласные и негласные права обязанности главы и членов. Что происходит, когда нарушаются эти правила? Происходит перекос увеличения прав одного за счёт увеличения обязанностей другого. В случае домашнего насилия, например, мужчина считает, что он имеет право бить супругу или (и) детей, а супруга возлагает на себя обязанность терпеть это насилие ради, ради, ради…
Если супруга отказывается возлагать на себя эти обязанности, то она уходит из семьи и она прекращает своё бытиё. Есть ещё вариант, когда супруга начинает бороться за свои нарушенные права, даёт сдачи или даже убивает насильника.
Вот что пишет психолог Ольга Новожилова о домашнем насилии:
«Возможно, вы не раз пытались уйти, или же говорили своему супругу, что уйдете от него, если он не изменится. Что происходило после этого? Вы слышали ласковые слова, полные любви, вы о чём-то договаривались, слышали обещания? И начинали испытывать чувство вины, жалости. Или же вы пытались в очередной раз высказать свою боль, обиду, но не находили его понимания.
Вспомните: скорее всего, вы и раньше пытались поговорить с этим человеком, но разговор приводил лишь к краткосрочным изменениям или увеличению количества обид, непонимания, разочарований. Каковы шансы, что после очередного разговора вы сможете понять друг друга и изменить ваши отношения? Скорее всего, такие надежды иллюзорны. Если предыдущие разговоры (которых было немало) не помогли вам, утолить обиды пониманием, ясностью вряд ли удастся, и нужно пережить их иначе – самостоятельно, с помощью близких людей, психолога, хороших книг.»
И далее:
«Так супруги, страдающие от домашнего насилия, годами остаются в браке, мечтая расстаться, но чувствуя, что идти им некуда. Некуда – это сомнение в своей нужности и в своих силах действовать, жить самостоятельно. Это неуверенность в себе и страх желанной свободы.
Однако страх самостоятельности сам может быть порождением жестоких семей – люди, постоянно слышащие оскорбления и унижения, постепенно убеждаются в собственной неспособности действовать. Это так называемая выученная беспомощность. Возможно, мои слова могли бы вызвать возмущение у тех, кто сам переживает состояние беспомощности – ведь они считают, что они действительно ничего не могут!
Итак, ловушка расставлена: унижения в семье делают человека несчастным, вызывая желание уйти, но в то же время заставляют жить в постоянном ощущении собственной беспомощности. Надо добавить, что чем чувство собственного бессилия больше, тем сильнее человек подвержен унижениям и умалению собственного достоинства. Мужчины в склонны занимать доминирующее агрессивное положение в семье в тех случаях, когда женщина сильно зависит от них как экономически (поскольку он обеспечивает основные поступления в семейный бюджет), так и психологически (так как в случае распада брака, по её мнению, она пострадает больше мужа).
Но не стоит вину за своё ощущение бессилия перекладывать только на плечи угнетателей: к сожалению, любая семья – это система, где даже в самых страшных событиях семейной жизни участвуют как минимум двое. Ощущение собственного бессилия неосознанно многие люди растят в себе сами, т.к. боятся свободы и ответственности. Эрих Фромм, социолог, философ и психоаналитик, так пишет об этом в своей книге «Бегство от свободы»: «Анализ людей, испытывающих подобные чувства, показывает, что, хотя сознательно они на это жалуются, хотят от этих чувств избавиться, в их подсознании существует какая-то сила, заставляющая их чувствовать себя неполноценными или незначительными. Эти чувства - не просто осознание своих действительных недостатков и слабостей (…); такие люди проявляют тенденцию принижать и ослаблять себя, отказываться от возможностей, открывающихся перед ними. Эти люди постоянно проявляют отчетливо выраженную зависимость от внешних сил: от других людей, от каких-либо организаций, от природы. Они стремятся не утверждать себя, не делать то, чего им хочется самим, а подчиняться действительным или воображаемым приказам этих внешних сил».
И вот такое «пережить» в истории постоянного насилия государства над своим народом, порождает то самое, о чём и писал Эрих Фромм, людей, принижающих и ослабляющих себя, отказывающихся от возможностей, не утверждающих себя правильным образом. А представим себе многовековое насилие с генетической передачей по роду этих самых свойств?
Сейчас по телевидению идёт исторический сериал о династии Романовых. Сама династическая передача власти только в силу акта рождения в царской семье говорит о вторичности личных качеств будущего монарха по отношению к личным способностям управлять государством. И сам пример династии Романовых, как семьи, изобилующей внутренним насилием разного рода, интриг и убийств был не самым лучшим примером для народа. Я уже молчу о крепостном праве. Только последнее столетие этот «брак «народа и государства освобождён формально от династической передачи власти. И то, последняя «карусель» передачи власти от Путина к Медведеву и наоборот, достаточно цинично показала, что рабское сознание народа по-прежнему имеет место быть.
Наиболее сильные личности находили и находят в себе силы «убегать» из этого «брака» в иммиграцию. И то, не все и не всегда способны до конца отстричь себе «хвост» психологической травмы.
Любой психолог скажет, что реабилитация жертвы домашнего насилия, её возвращение в деятельную и свободную личность – болезненный и длительный процесс. И это, прежде всего, огромная самостоятельная внутренняя работа при условии отсечения влияния насильника путём расставания с ним.
"Расставание с государством" может происходить различными способами, той или иной сменой руководства, общественно-политической формации, эволюционным или революционным путём.
Но ясно одно - истинно сильное государство это – не сильная власть, это, прежде всего – сильный и свободный народ, состоящий, преимущественно, из свободных личностей, уважающих себя, и, как следствие, уважающих права и свободы другого человека. И ещё - добровольно признающего над собой, как объединённость с общей жизнью с государством - общий надуровень - законодательство.
Свидетельство о публикации №113120205287
:)
Рон Вихоревский 27.07.2017 09:39 Заявить о нарушении