Литературный экзерсис. Конкурс 5. Триолет
"Вешний звон" (Триолеты)
1
Идёт весна, поёт весна,
Умы дыханьем кружит.
Природа в миг пробуждена!
Звенит весна! шумит весна!
Весной никто не тужит!
Весною радость всем дана!
Живёт весна - живит весна,
Весь мир дыханьем кружит!
2
Бегут ручьи, бурлят ручьи!
Играют, пляшут воды!
Купает солнце в них лучи!
Спешат, шумят, бурлят ручьи,
Как радостные годы.
И под лучами, как мечи,
Лед рубят бешено ручьи,
Ревут, бушуют воды!
3
Чаруют, трелят соловьи,
Плывут струи сирени…
Тревожит душу зов любви,
Сирень, весна и соловьи…
Мечты о страстном плене…
Нет сна… желание в крови…
Она - в мечтах… Ах, соловьи!
Ах, томный бред сирени!
4
Вокруг - всё жизнь, любовь и свет,
Веселье, смех и розы!
Поет восторженно поэт
Весну, любовь, и жизнь, и свет,
Живительные грозы,
И то поёт, чего и нет!..
Простим ему - так весел свет,
Так мелодичны розы!..
Игорь Северянин. 1908
"Триолет о клёне"
О, если б клен, в саду растущий,
Расправив ветви, улетел!
О, если бы летать хотел
Безмозглый клен, в саду растущий!..
Он с каждым днем всё гуще, гуще,
И вот уж сплошь он полиствел.
Что толку!- лучше бы растущий,
Взмахнув ветвями, улетел!
Игорь Северянин. Июнь. 1915
ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ЗАЯВОК
на 5-й конкурс цикла "Литературный экзерсис" - "ТРИОЛЕТ"
Здравствуйте, уважаемые Поэты!
Сегодня в качестве Пятой конкурсной темы цикла - Триолет.
Триолет (франц. triolet) – одна из особых, так называемых "твердых" форм лирической поэзии, французского происхождения, восходящая к старофранцузскому рондо.
Считается, что триолет возник во Франции в Средние века. В России первые опыты в этой форме принадлежали, на рубеже XVIII-XIX веков, Анне Буниной и Николаю Карамзину. Затем традиция русского триолета была основательно забыта (хотя триолет и встречается эпизодически - например, у Алексея Кольцова, 1830) и возродилась в модернистскую эпоху у таких авторов, как Константин Фофанов, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Игорь Северянин. Целые сборники триолетов были написаны Фёдором Сологубом, Иосифом Каллиниковым, и Иваном Рукавишниковым. Между 1915 и 1918 годами вышли в свет три сборника Иосифа Каллиникова, содержащие не только отдельные триолеты, но также и поэмы в триолетах. Поэт-символист Иван Рукавишников стал автором двух книг триолетов и статей о твердых строфических формах в "Литературной энциклопедии" 1925 года.
Несмотря на неоспоримую оригинальность идеи, "упорное повторенье" мешает развитию сюжета, затормаживает действие. Чтобы каким-то образом оживить повествование, автору приходится использовать неполные повторы стихов, что само по себе является отклонением от канона и вызывает сомнения в необходимости избранной стихотворной формы. Привычной формой триолета была и остается наиболее подходящая для него одиночная строфа, строфа-произведение, содержащая в себе кратко сформулированную мысль, основным носителем которой являются первая и вторая строки (они же заключительные).
Поистине ошеломляющую популярность триолет приобрел в русской поэзии начала 20-го века. Поэты Серебряного века в корне изменили отношение к стихотворной форме, переставшей после них быть внешним, случайным и малосущественным элементом поэтического творчества. По достоинству оценили они, в частности, и эстетические возможности триолета.
Триолет состоит из восьми стихов и строится только на двух рифмах - одной мужской и одной женской, расположенных по схеме: abaaabab. Своеобразие формы Триолет заключается в повторах целых стихов, которые, однако, не подходят под тип обособленного рефрена, а тесно сплетаются с тканью стихотворения. Эти повторы появляются в Триолете дважды:
1) первая строка воспроизводится буквально в четвертой строке;
2) первая и вторая строки повторяются без изменений в седьмой и восьмой строках.
Если выделить повторяющиеся элементы Триолета прописными буквами, то приведенная выше схема приобретает следующий вид: ABaAabAB. Эта троекратность появления одной из строк (A) и объясняет происхождение названия триолета. Пример:
«Лизета чудо в белом свете, –
Вздохнув, я сам себе сказал, –
Красой подобных нет Лизете;
Лизета чудо в белом свете;
Умом зрела в весеннем цвете».
Когда же злость ее узнал...
«Лизета чудо в белом свете!» –
Вздохнув, я сам себе сказал.
(1796. Н.М. Карамзин.)
Рифменных схем может быть две: ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки).
В качестве канонического стихотворного размера Триолета в России закреплен наиболее близкий к французским образцам 4-стопный ямб; однако у нас имели место неоднократные попытки применять другие размеры и даже дактилические рифмы, что неизменно приводило к искажению замысла и стиля Триолета.
Главная трудность формы Триолет заключается в задаче органического слияния повторяющихся стихов с остальными в композиции целого. Поэтика французского Триолета, в целях облегчения этой задачи, регламентировала систему знаков препинания Триолета. Такого рода правила, создавая удобные, хотя и вряд ли желательные трафареты, разумеется, обязательной силы не имеют. Гораздо большего внимания заслуживает запрещение вносить в повторяющиеся строки даже незначительные изменения, которые ослабляют ощутительность повтора.
Пример – стихотворение Ф. К. Сологуба "День только к вечеру хорош…":
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.
Закону мудрому поверьте –
День только к вечеру хорош.
С утра уныние и ложь
И копошащиеся черти.
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.
Уважаемые Поэты!
Мы предлагаем Вам поделиться строками своих стихов в жанре Триолет, не только украсив конкурсную страницу чудесными произведениями, но и доставив друг другу массу удовольствия от соприкосновения с этим красивейшим жанром в Поэзии.
© ПК «Золотой Папирус»
УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
§ 1. От одного автора принимается от одного до трёх конкурсных триолетов. В качестве конкурсной работы допускаются небольшие циклы, если они связаны одной идеей и их форма не допускает публикации по отдельности (объем цикла регулируется только здравым смыслом автора).
1.1. Тематика конкурса свободная.
1.2. Работы авторов, не реагирующих на замечания и рекомендации Ведущих, касающиеся их произведений, к голосованию не допускаются!
§ 2. Заявка подаётся по форме:
Ваш электронный адрес / e-mail - Имя Автора. Название триолета = ссылка на триолет
Пример (ссылка рабочая): goldpapyrus@ro.ru - Игорь Северянин. "Триолет о клене" = http://www.stihi.ru/2013/12/01/11830
Просьба оформлять заявки именно в таком виде - одной строкой!
§ 3. Победители конкурса определяются голосованием участников и читателей. Голосование участников - обязательно, для читателей - по желанию.
Правила голосования будут изложены в отдельной рубрике после завершения приёма заявок.
§ 4. Призовой Фонд Конкурса (ПФК) – 2ООО стихобаллов.
Сроки приема заявок.
С момента публикации - О2 декабря 2O13. - до набора не более 44 (сорока четырёх) заявок / рондо.
Удачи вам в Конкурсе!
Конкурс. "Литературный экзерсис. Триолет" = http://www.stihi.ru/2013/12/02/15
Голосование. "Литературный экзерсис. Триолет" = http://www.stihi.ru/2014/01/13/1899
Итоги Конкурса. "Литературный экзерсис. Триолет" = http://www.stihi.ru/2014/01/22/7405
==========================================
> «ПАПИРУС – I n f o» = http://stihi.ru/2012/07/06/8891 <
==========================================
Свидетельство о публикации №113120200015
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ!
= ๑۩۩๑ = С УВАЖЕНИЕМ, Ольга и Павел
Поэтический Клуб Золотой Папирус 13.01.2014 04:00 Заявить о нарушении