Что... Человек и Духовность. Гл 5 Трудящийся чел
"...мне не дает покоя то, что уже в годы детства
человек нередко становится лодырем, ненавидит
труд, с презрением относится даже к мысли о том,
чтобы трудится в полную меру своих сил."
Василий Сухомлинский "Потребность человека
в человеке", М., 1981, с.84
"Детство не должно быть постоянным праздником -
если нет трудового напряжения, посильного для
детей, для ребенка останется недоступным и
счастье труда."
Там же. С.85
Схема 4.Человек трудящийся
I пласт: познание, знание, осознание, свобода
чувствование - знание - осознание - ответственность -
свобода
II пласт: ответственность
за проявление, развитие, совершенствование чувствования чувств -
за приобретение знаний, умений, навыков -
за видение своего места и пути в обществе
жизне, мире -
за свои слова, действия, знания -
за формирование ценностно-мотивационного
комплекса и его реализацию; за выбор
адекватных средств и способов
достижения целей
III пласт: способность к труду, труд, творчество,
СО-творчество с миром
овладение первичными навыками и
и прооцессом труда -
умение получать знания за свой счет,
через свой опыт, труд -
желание, умение преломлять знания через
свои разум, сердце, душу -
умение жить за свой счет, умение
соотносить желания с возможностями -
способность к целенапрввленным,
творческим, планомерным действиям и
достижению целей в процессе развития
и совершенствования ценностно-
мотивационного комплекса (ЦМК)
"Только труд во всей его многогранности,
направленный на познание, освоение мира, на
самовыражение, самоутверждение личности в
творчестве, только насыщение свободного времени
трудом, обогащающим духовную жизнь, может дать
человеку счастье. Без труда он будет обречен на
муки Тантала: в обстановке материального
богатства он останется нищим и, как сказал Тарас
Шевченко, "душеубогим"."
В.А.Сухомлинский "Избранные педагогические
произведения", т.1, М., 1979, с.526
"что значит идея: труд - основа всестороннего
гармонического развития? В практической работе
с детьми и подростками это означает, что от
труда идут крепкие нити к интеллектуальному,
моральному, эстетическому, эмоциональному,
физическому развитию, к становлению идейной,
гражданской основы личности."
Там же. С.525
Именно труд есть та изначальная фундаментальная необходимость, благодаря которой человек становится человеком, без которой немыслима ни одна ячейка в представленных схемах.
Способность же к труду не как к обязанности формальной или к повинности, а как к служению себе, людям, миру богу - является, на наш взгляд, еще одной неотъемлемой чертой как человека, так и его духовности.
"...ключом к работе на Духовном Плане...
является мастерство и умение при выполнении
любого дела, поручаемого в так называемой
обыденной жизни. Ибо если вы не умеете и не
хотите делать хорошо ТО ДЕЛО, которое ПРИШЛО
к вам в данную минуту, кто доверит вам более
сокровенное и тонкое? "Жизнь есть тьма, когда
нет стремления. Полюбите жизнь через работу -
вы познаете Творца." (Хамил Джебран)
Василий Гоч "Управляющие матрицы", Сборник,
С.-Петербург,1997, с.340
"Необходимо изменить свой взгляд на свою обычную
работу. Не смотреть на неё как на неприятную
тягость, как на отбывание номера, но как на
радостную возможность сделать угодное Господу,
как на постоянное предстояние перед Творцом,
который видит нашу работу и наше усердие к ней.
Лишь хорошо исполняемым своим трудом мы
возвращаем Творцу то, что получаем от Него, ибо
лишь такой труд, поднимая качество самой работы,
способствует как совершенствованию человека, так
и эволюции всей жизни."
А.Клизовский "Основы миропонимания новой
эпохи, т.2, Рига, 1992, с.153-154
Несомненно, отличие человека от Не-человека; человека духовного от бездуховного есть отличие паразита от человека трудящегося...
"...Большим злом во многих школах является то,
что труд не становится духовной потребностью.
Это обедняет духовную жизнь человека в годы
становления его взглядов и убеждений. Лень часто
расцветает как тяжкая беда и порок не потому,что
человек ничего не делает, а потому, что работа не
вдохновляет, не одухотворяет его, не оставляет
положительного следа в эмоциональной памяти."
В.А.Сухомлинский "Избранные педагогические
произведения, т.1, М., 1979, с.525
Эти слова написаны Василием Александровичем много десятилетий назад, но, к сожалению, духом и нашего времени у людей, особенно у молодежи, в еще большей степени, взращиваются паразитизм, иждивенчество, желание "обуть", украсть, паразитировать и жить за чужой счет.
В передаче "Семейные страсти" по каналу "Рен-тв", в марте 2003, был проведен интерактивный опрос: "Жить за чужой счет, это: а)стыдно; б)удобно; в)в духе времени?" Ответы распределились: 512; 382; 266 соответственно. То есть, 512 против 648!!! Вот такушки, старички, знайте наших!
Мы тоже провели небольшое социологическое исследование среди учеников 8 - 11 классов (около 100 человек) по вопросу: "Чем для Вас знаменательно Ваше 18-летие?" Отвечали по-разному: "Стану взрослым", "Могу жениться", "Пойду в армию", и даже "Папа перестанет платить алименты... Теперь меня кормить и одевать будет мама" и др. НЕ ОДИН юноша или девушка не отметили, что с 18 лет человек становится ДЕЕСПОСОБНЫМ, то есть ОБЯЗАННЫМ по законам государства и общества содержать и отвечать за себя сам и оказывать помощь своим родителям...
Поразительнейший, точнее, паразитительнейший факт! Мы родители, мы педагоги аттестуем зрелость у тех, кому не смогли разъяснить и привить понимание одного из главнейших составляющих этого понятия.
Увы, не зрелость мы аттестуем, а инфатилизм, иждивенчество, паразитизм, то есть, по существу незрелость в зрелости...
В задачи данной статьи не входит выявление истоков и причин этого явления. Пусть родители и общество пожинают плоды трудов своих.
Мы, лишь, со всей прискорбностью, вынуждены заметить, что возраст паразитирующих современных недорослей-инфантов переходит, порой, за 30 и 40 и более лет, и может потенциально сделать недееспособной всю нашу экономику и жизнь.
...Итак, преклоняясь перед удивительным, сделанным на основе именно существенных Человеческих признаков, определением понятия "Духовность" В.Э.Франклом, пологаем необходимым введение реализованной способности человека к труду, также, как необходимо существенной черты, в ранг третьего атрибутивного экзистенционала человека разумного.
Думаю, с этим трудно не согласится и каждому родителю, и педагогам и педагогике...
Только, как же это, братцы, получается - чере 11 лет воспитательной работы мы пытаемся аттестовывать зрелость, а аттестуем паразитов?! А, ведь, без уроков, трудового воспитания ни одна школа не мыслима? Почему вырабатывая у детей способность к труду, мы, часто эту же самую способность губим?
А все потому, что человеку (любому человеку!), чтобы быть человеком необходимо не только освоение, познание и изменение существующей реальности, но и создание новой. Помните у Урманцева Ю.А.: "Отсюда понятно, что какой-нибудь, скажем, крестьянин может быть больше интеллигент, чем тот который окончил ВУЗ и, как говорят, ботаники "ни хрена не постигает".
Мы же, нередко, погружаем детей в механическую, бездумную, бездушную работу и труд, обрекая их ни только не на создание новой реальности, но, более того на отвращение от/к существующей.
Глава У1 Человек творческий, творящий.
Свидетельство о публикации №113113000615