А я тоже жила на первом

                Бывшим жильцам первых этажей
                посвящается:

 
А я тоже жила на первом, в коммунальной большой квартире.
Наша комната – та, что слева, а напротив жила тёть Ира.
А чуть дальше по коридору обитало семейство Берман:
дядя Боря и тётя Лора, с сыном Оськой и дочкой Верой.
А в конце за обитой дверью жил угрюмый дед Парамонов.
Называл свою комнату «кельей», а наш дом – «большим Вавилоном».
Довоенной ещё постройки, основательный дом, кирпичный
в самом центре на месте бойком, с цифрой «35» на табличке.
Он «высоткою» звался смело –  целых шесть этажей под крышей!
Только мы-то жили  на первом, сквознячковом и непрестижном.
Но зато без пятнадцати восемь мне в окно колотил друг Димка,
А в соседнем – маячил Оська, вновь и вновь всех пытая скрипкой.
А весной тополя и клёны в наши окна стучали: «Здрасьте!»,
и тогда даже дед Парамонов открывал свою «келью» настежь.
…Я иду мимо нашего дома. Сколько здесь не была – аж, страшно!
Дом из детства – старый знакомый – ах, каким же ты стал вальяжным!
Перекрашен, перелицован. Вместо наших окон – витрины,
вместо наших квартир – конторы, банки, офисы, магазины. 
Вот бы дедушка Парамонов поглядел бы! На месте «кельи» –
«Евро-тур»! И, почти резонно – вместо Иры – «Мир рукоделья».
Справа, там, где ютился Берман (говорят – укатил в Израиль).
Офис банка с названьем «Первый». Ося  это одобрил бы, знаю. 
Это так символично и важно. Ну – а мы? Кто же мы? Прикольно!
«Магазин эксклюзивной пряжи». Ариаднова нить. Я – довольна. 


Рецензии
Рецензия на стихотворение Евгении Ткалич «Жильцам первых этажей посвящается».

В этом чудесном стихотворении гармонично сплелись судьбы страны и судьбы людей, современность и не столь отдалённое прошлое, национальные и индивидуальные особенности, конкретика и символика. И всё – в небольшом по объёму (36 строк) произведении.
В интересном ракурсе неизбито показано прорастание сквозь «старину» черт современности. Причём тех, что не вступили в противоречие со «старым», а удачно его дополнили: «непрестижные», по меркам жильцов, первые этажи зданий заняли «конторы, банки, офисы, магазины». Здесь нет охаивания прошлого. Прежний дом, большая коммунальная квартира на 1-ом этаже, его жильцы вспоминаются лирическим героем с теплотой. Отмечается с удовлетворением, что дом – «основательный, кирпичный, /(довоенной ещё постройки), …/ Он «высоткою»звался смело – целых шесть этажей под крышей!» Как много говорят кавычки, заключающие слово «высотка»! И о прежней гордости жильцов своим домом, и о пределе высотности старого города, и о том, что в настоящее время этот предел давно преодолён. А прозвание дедом Парамоновым дома «большой Вавилон» свидетельствует о большом количестве проживающего в нём народа. О скученности людей на небольших площадях нам напомнит меткое словечко «келья» (комнатка деда Парамонова), и выражение «Там, где ютился Берман».
Но и ностальгии по прошлому нет. Новое время не только облагородило дом – «стал вальяжным/ перекрашен, перелицован./ Вместо окон – витрины…». Оно открыло новые возможности и перспективы: вместо «кельи» – «Евро-тур» (замечательно обыграно противопоставление замкнутости небольшого пространства и открытости большого мира для путешествий); вместо Иры – «Мир рукоделья», широкий ассортимент материалов для творчества; это и возможность уехать из страны, чем и воспользовалось семейство Берман (заметим, как одно словечко «укатил» содержит информацию не только о смене гражданства семейством Берман, но и о неодобрении этого факта людьми).
Здесь буквально несколькими штрихами –употребляемыми Парамоновым славянизмами, символичностью совпадения названий вывесок с интересами героев – намечены и индивидуальные черты жильцов (несколько угрюмый, религиозный, обладающий образным мышлением, добрый дедушка Парамонов; рукодельница Ира) и национальные – еврейского семейства Берман: с обязательным обучением детей игре на музыкальном инструменте и уважительном отношении к деньгам.
Ощущение гармонии и умиротворения создаётся и изображением тополей и клёнов, которые вёснами по-свойски стучались в окна: «Здрасьте!»; и открытием настежь «кельи» для проветривания; и упоминанием о друзьях детства; и уважительным отношением к старости и соседям, выраженным милым словом «дедушка» (а не «дед», не «сосед-чудак»); и одобрением Оськой факта появления банка и довольством самой лирической героини произошедшими изменениями.
Наличие конкретных деталей делает картину почти осязаемой. А номера дома и банка, как бы подтверждают историческую достоверность изложенных событий. Стихотворение очень оптимистично. Одно из любимейших Ваших произведений.
Творческих Вам успехов, Евгения. С уважением, Ирина.

Ирина Поликанова   05.02.2017 16:00     Заявить о нарушении
Ирина! Огромное спасибо за такой благожелательный и основательный разбор ст-я. Если бы я не знала, что ты прекрасный математик, можно было бы подумать, что здесь поработал филолог. Очень приятно, что тебе интересны мои стихи. Если они интересны хотя бы одному читателю, то значит я не зря потратила свое время и извела столько бумаги! Ещё раз: спасибо, спасибо, спасибо!
Е. Ткалич

Евгения Ткалич   08.02.2017 06:39   Заявить о нарушении