Сати
Яджур-Веда.
1.
Дхундхар, Джайпур. Дворец Хава-Махал -
Дворец ветров, как издавна прозвал
Его народ за негу и прохладу.
Усладу редкую дарует взгляду,
Мечтой затейливой уводит в небеса
Его невыразимая краса.
Дворец ветров прохладен в самый зной,
Чарует взоры он короной кружевной,
Посвящены любви его балконы, залы.
Его жилицы сплошь прекрасны, как апсары,
И служат господину своему,
Живому, мертвому принадлежа ему.
Когда умрет раджа, в болезни или в брани,
Последуют за ним его супруги – рани,
Изнеженной красе один лишь путь – в огонь.
- Сестра, за мною вслед холодный камень тронь,
Холодный камень крепостной стены,
Ладонью, алою от хны,
Мы долгу своему верны.
Кровавый оттиск – память верных жен,
Погибших, как велит закон.
Последний след, не стертый до сих пор,
Жен, восходивших на костер.
Алмазы из короны Кришны-Васудеви -
Отныне Сати Деви.
Недешев был ты, о Хава- Махал,
Тем, кто в твои покои попадал.
2.
Как без мужчин жить женщинам? - нельзя,
Будь пастухи они, а будь князья.
Раз мужа жизнь не сберегла жена,
С ним жизнь ее закончиться должна.
Смерть мужа – месть жене.
И, кару принимая,
Ступала как во сне
В огонь костра живая.
Она теперь для всех
Преступница – за что же? -
Ее пред мужем грех,
Остынувшее ложе.
Виновная, терпя
Неслыханные муки
(Наложишь на себя
Вот, сгорая, руки?) –
Оплачивала счет
И в пепел обращалась,
И в небеса взвивалась,
Чиста, как горный лед.
Рожденная женой
Не кончит жизнь иначе.
Нависли над вдовой,
Зашедшейся во плаче,
Суровый приговор
И требованье долга.
У ней одна дорога -
Дорога на костер.
Что ждет вдову среди людей – презренье.
Не лучше ль стойко вынести мученье,
Очистившись в огне от всех грехов сполна.
Но участь жертвы огненной страшна.
3.
Марвар, Джодхпур. Твердыня гордых скал -
Форт Мехрангарх. Там жить предпочитал
Род махараджей, правивший страною.
За крепкой неприступною стеною
Среди садов дворцы манили красотой -
Стране богов подобный рай земной.
Как будто ожили рельефы Кхаджурахо,
Как будто для небес, не для земного праха
Красавиц этих создал бог, но в мир земной
Они сошли, чтоб услаждать раджу своей красой,
Чтобы, любя, его как бога чтить,
С живым и с мертвым вечно с ним пребыть.
Костер раджи готов, вокруг толпа народа
Ждет вереницу вдов от крепостного входа,
Изнеженной красе один лишь путь – в огонь.
- Сестра, за мною вслед холодный камень тронь,
Холодный камень крепостной стены,
Ладонью, алою от хны,
Мы долгу своему верны.
Кровавый оттиск – память верных жен,
Погибших, как велит закон.
Последний след, не стертый до сих пор,
Жен, восходивших на костер.
Их подвиг повергал в благоговейный страх
И голубой Джодхпур, и мрачный Мехрангарх.
И повесть страшную закончить бы пора,
Но явственен и ныне дым костра.
(ноябрь 2013)
***
Индия, обряд «сати», одновременно предписанный и добровольный – заживосожжение вдов в связи со смертью мужа, чаще всего на его погребальном костре. Основан на древних традициях и предвзятом толковании не совсем ясных и связных текстов священных Вед. В старые времена наблюдался преимущественно в среде аристократии, но позднее распространился во всех слоях населения. Неоднократно запрещался властями. В настоящее время снова официально запрещен (с 1987 года), однако все еще не утратил притягательности, особенно в штате Раджастхан. Индусская женщина, овдовев, ставится презренным и отвергнутым существом, у нее нет права наследования имущества и права воспитывать собственных детей, - но, сгоревшая с телом мужа, она остается в памяти людей как богиня Сати Деви.
Джайпур (он же розовый город, по цвету употребительного для строительства камня) – столица древнего княжества Дхундхар (на территории Раджастхана). В конце 18 века здесь был возведен знаменитый дворец Хава-Махал (Дворец ветров), предназначенный для гарема махараджи. Силуэт пятиярусного дворца повторяет венец бога Кришны, которому он посвящен.
Джодхпур (он же голубой город, по цвету многочисленных жилищ брахманов) – столица древнего княжества Марвар (на территории Раджастхана). Резиденция махараджей находилась в крепости Мехрангарх (на скале над городом и современным дворцом Умайд-Бхаван). Возле так называемых Железных ворот крепости на стене вырезаны контуры ладоней 15-ти жен махараджи Ман Синга, которые последовали на костер за телом мужа – это произошло в 1847 году. Перед смертью они по обычаю обмакнули ладони в красную хну и приложили их к стене. Рельефы их ладоней до сих пор покрашены красным.
Свидетельство о публикации №113112907985
Пятнадцать жён.И кому же выпало "счастье" воспитывать их детей? Или мам - в костёр, детей - под нож?..
Надежда Грищук 12.12.2014 15:39 Заявить о нарушении
Меня спрашивали, как я сама лично к этому отношусь. Я слукавила, что уважаю обычаи чужой страны (благо ко мне они отношения не имеют). Но все же на самом деле все это представляется мне диким пережитком, варварством.
***
Самое противное, как это используется - похоже, что обряд, когда-то, может, и имевший высокий сакральный смысл, выродился в способ сведения счетов и прикарманивания чужого имущества. Я читала про одну махарани, которая правила княжеством, пока ее муж был в плену, и нажила много врагов. Потом ее муж умер. Десять дней она пыталась выкрутиться и спастись, сохранив в этом случае свою власть, но не помогло - через 10 дней, уже после похорон мужа ее бросили в костер, сведя с нею счеты и устранив как давно ненавистную конкурентку. Тут уж религией и не пахнет, один расчет и цинизм.
***
Был один казус в России в старые времена, кажется, при царе Алексее Михайловиче, если не ошибаюсь. В Москве умер индийский посол. Его жена решила стать сати. Наши всполошились и запретили это проявление явного "язычества".
Ирина Воропаева 13.12.2014 00:40 Заявить о нарушении