Глава 4В-г Альтернативные опр. Духовности

   Р.Л.Лившиц отождествлял понятия "Духовности" и "Открытости" личности:

      "Если попытаться найти общий знаменатель
      атрибутивных характеристик духа, то им, вероятно,
      будет открытость. Открытость личности навстречу
      миру - такова, коротко говоря, сущность       духовности.
      Соответственно, бездуховность - противоположная
      жизненная позиция личности, её субъективная
      отгороженность от мира."
            Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность
            личности. Екатеренбург, 1997. с.24

    Однако и у данной трактовки "Духовности" есть свои оппоненты...

      "Возражу: далеко не всякая открытость есть       
      духовность (можно ли приписать духовность, скажем ,
      открытому водопроводному крану или исхождению
      газов?). Из Библейского представления о том, что
      дух всегда свободен, стремится выйти за любые
      границы и "дышит, где хочет", логически вовсе не
      вытекает, будто любые формы открытости человека
      (честность, искренность, простота и пр.) суть
      прорявление его духовности. Дух в известном
      смысле "открыт", но не всякая открытость души
      есть её духовность. Вопреки взгляду проф.
      Лившица на духовность, как на открытолсть
      личностит, в народе о духовных людях, в
      особенности о святых, судят иначе, как о
      "закрытых" - говорят, что они "не от мира сего",
      что им чужды злободневные дела и заботы."
            Пивоваров Д.В. "Научно ли знание о духе и
            о душе". "Вестник Российского
            философского общества. М., №1, 2008, с.
            103-104

      "...духовное не есть ни культура, ни религия, ни
      мистика, ни этика и т.д... Производится
      определение духовного по сфере его действия и
      сущностным характеристикам, т.е. духовное
      выявляется как нечто самобытное и
      самостоятельное.
       Нельзя также провести прямого соответствия
      духовного со сферами философии, религии или
      искусства. Они духовное лишь в той мере, в какой
      в них или посредством их определяется
      духовное делание."
            С.Я.Нижников "Проблемы духовного в
            западной и восточной культуре и
            философии" М.,1995, с.7

      "Апостол Павел, как известно, противопоставлял   духовному человеку
      человека плотоядного: духовную функцию души он
      усматривал в вере, совести, интуиции, а плотскую
      - в воле, предметной чувственности и разуме.
      Отождествление духа с "открытостью личности 
      миру", с "предельно абстрактной мыслью" -
      характерные примеры попыток атеизации
      традиционного понятия духа."
           Там же. С.104

                * * * * *

   *В.Н.Шевченко дефинирует духовность через погруженность индивидуального сознания в тело культуры и приобщенность личности к культурным смыслам и ценностям.

   *В.Г.Распутин, по писательски ярко и красочно заявляет, что: "...духовность - это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины...", не конкретизируя, однако, понятия-дефинаторы.

   *Г.Э.Бурбулис и В.Е.Кемерова характеризуют духовность как нравственный аспект человеческой деятельности, как антитезу рациональности.
    Эти авторы и некоторые другие ассоциируют, также, духовность с внутренней вертикалью, с движением человеческого существа снизу вверх - к высшим ценностям.

   *Для Н.А.Бердяева духовность есть приобщение личности к безликому Мировому Духу.

   *В.С.Соловьев связывает духовность со способностью человека владеть собой, подчинять воле свои витальные влечения. Но не как самоцель, а как средство для сознательного самоутверждения.

   *Порост и велик гуманистический подход и определение духовности, данное великим педагогом Сухомлинским:

      "...с детства и отрочества понять ту истину, что
       самое главное, ни с чем не сравнимое богатство
       в нашей стране, - богатство духа: разум, знания,
       умственные способности, талант, творчество,
       верная человеческая дружба и любовь, счастье
       продолжать и повторять себя в человеке."
             Васисилий Сухомлинский "Потребность
             человека в человеке", М.,1981, с.5

   *Р.Л.Исхаков и Я.И.Колтунов считают, что "...духовность человека это способность его к самопрограммированию. Индивидуальный дух - это личная программа (или личный план) развития человека, которую он создает для себя".
             Равиль Исхаков "Теория человека:
             психобиокомпьютер. Развитие
             психобиокомпьютерных способностей в
             школе". Казань, 2005, с.62


Рецензии
Духовность – это есть содержание духа, которое обусловлено, прежде всего, пониманием ума конечной и высшей цели жизни. Содержание духа определяет та цель, к которой стремится человек. Этой целью может быть Бог, вечная жизнь в христианском понимании. Но этой целью может быть и нечто другое: богатство, власть, слава; интересы: плотские (наслаждения) , эстетические (музыка, живопись, комфорт и пр.) , интеллектуальные (философия, наука) . И эта цель осознается умом. И вот поэтому, направленность ума, в конечном счете, обуславливает и всё поведение, и всю творческую деятельность человека, определяет его нравственную силу.
Духовность сопряжена с очищением от греха, а душевность – с переживанием, безотносительно ко греху, как к таковому.
Дух человека – направленность ориентации его "Я", это его внутренняя сила. Душа - это то,что делает человека уязвимым (жалость, сострадание, ложь во спасение).
ТАКОЕ примерно ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У МЕНЯ НА СЕГОДНЯ.
ВЛАДИМИР, ЗДРАВСТВУЙТЕ! СПАСИБО ЗА ПРОСВЕЩЕНИЕ и РАЗВИТИЕ В ЧИТАТЕЛЯХ ПОТРЕБНОСТИ РАЗМЫШЛЯТЬ О СЕБЕ, СВОЁМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ! ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!
УСПЕХОВ ВАМ И БОЖЬЕЙ ПОМОЩИ!
С уважением и теплом,
Лина

Розалина Макбет   29.11.2013 17:57     Заявить о нарушении
Определение духовности через этимон Духа и светское, и религиозное есть.Но сводить Содержание Духа к целе... Целью может быть и убийство других людей и мировое господство...
И напрпвленность ориентации ума - направлена на это... То есть. эта внутренняя сила может быть ЗЛОМ...
Да и речь идет не о Духе, не о душе, а о ДУХОВНОСТИ в её человеческом проявлении...
Спасибо!

Владимир Молчанов 2   30.11.2013 18:30   Заявить о нарушении
Духовность - проявленность ДУХА СВЕТОМ ДОБРА.
Может быть, так.
СПАСИБО, ВЛАДИМИР!
ДУМАЮ)
С уважением,
Лина

Розалина Макбет   30.11.2013 19:00   Заявить о нарушении
"Но, что есть "Свет добра"? Это хорошо, что Вы думаете, Розалина. Быть может Вам удастся пройти мой путь и тоже написать работу?
Спасибо.

Владимир Молчанов 2   30.11.2013 20:21   Заявить о нарушении