Блеск и нищета Artisan ок

(Не по О. де Бальзаку)

А.С.Пушкин

28 мая 1828
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Гениальное стихотворение молодого человека в день его двадцатидевятилетия!
Это не просто «дар случайный», это ещё, ГЛАВНОЕ, «НАПРАСНЫЙ».
Весь пессимизм и мрачное настроение Пушкина воплотились в одном слове: Напрасный! Ненужный! Бесцельный и бессмысленный.
Гениальность Пушкина я вижу здесь в огромной разнице между мировоззрением абсолютного большинства молодых людей его возраста и самого Пушкина, как будто он прожил в тоске и страданиях уже лет сто! «По идее» человек в его годы должен слепо и тупо радоваться жизни. Жрать. Хапать. С удовольствием заниматься любовью и никак не задумываться о том, что вот такая распрекрасная жизнь  его напрасна и случайна.
Александр Сергеевич в эти годы, как раз расцветал в своём таланте и в его массовом признании.
Жрал, хапал, лапал девок за что можно и неможно, пил, играл в карты, бил квартальных надзирателей и ПИСАЛ гениальные стихи. Иногда великолепные, иногда не очень. Халтуру тоже.
И вдруг такое!
Второй катрен продолжает ту же мрачную ноту и усиливает её.
Кто меня ВРАЖДЕБНОЙ властью...
Иными словами, некто воззвал его к жизни, вытолкнул в эту жизненную кровавую клоаку, и этот «КТО-ТО» был ВРАЖДЕБЕН к своему созданию!!! Не просто предал его никчемности жизни, а сделал это со злобой, умышленно, явно враждебно по отношению к нему!
Третий катрен об усталости Пушкина от однообразия окружающей жизни, от одних и тех же сугубо животных порывов и тех же нехитрых радостей их удовлетворения.
В русском языке есть слово: Монотонный, то есть однообразный. Но слово не чисто русское. Моно – из латыни, тон – тоже не сугубо славянский.

Пушкин заострил термин, передающий его тоскливую усталость наблюдать всё те же ужимки и прыжки окружающих его двуногих тварей: «Однозвучный», что тоже означает монотонность! Надоела ему однозвучность наблюдаемой жизни! Такое мог написать только незаурядный человек, могущий впитать в себя ЭМОЦИОНАЛЬНО опыт других, гораздо более старых людей, и даже не отдельных лиц, а целых «усталых от жизни» поколений!
Очень коротенькое, очень мрачное и гениальное стихотворение А.С.Пушкина!
Вот на таких стихах, просто подражая им, без всяких теорий стихосложения, без газелей, рубаев, хонку, канцон, верлибров, стакселей, дактилей, птеродактилей и прочей поэтической живности и надо учиться молодым да начинающим поэто-писателям.
30 VIII 2013


Рецензии