Осенний марафон - Бюллетень от Юрия Семецкого

БЮЛЛЕТЕНЬ ФИНАЛ "ОСЕННИЙ МАРАФОН" - "ПИСЬМО"
--------------------------------------------
ОТ ЮРИЯ СЕМЕЦКОГО




1.Письмо в ближнее зарубежье
*

Привет, подруга! Как ты там, далече?
Мне так слова твои сейчас нужны...
Пишу с надеждой робкою на встречу,
Жалею, что вот так разлучены.

А помнишь разговоры, чай, баранки?
Всю жизнь с тобой нам было по пути.
Теперь мы друг для друга иностранки -
На старости-то, Господи прости!

По-разному живут теперь в России,
Хоть видится и общая беда:
Всегда здесь воровали и просили,
Но так!.. Да не бывало никогда!

Есть нищие до края, до предела.
Есть те, которым деньги застят свет.
И друг до друга нет им вовсе дела.
Страны единой тоже нынче нет.

Иные, не жалея, себя травят,
Здоровых нет уже с младых ногтей.
В верхах с азартом, с выдумкою правят -
Теперь вот будем все рожать детей...

Дурных в России множество примеров,
И вряд ли что решат с теченьем лет.
Возьми хотя бы нас, пенсионеров:
Всё есть - здоровья нет, и денег нет.

Есть всё: местечко малое под солнцем,
Бурьян в лугах, считай, в метровый рост,
Есть старый телевизор - в мир оконце
И домик ветхий с видом на погост...

Но я держусь. Коль есть Господь на свете,
Опять чайку с баранками попьём.
Поклоны от меня супругу, детям.
Даст Бог, когда-то лучше заживём.

Ностальгическое стихотворение. Во многом правдивое, но и наивное. «Не так всё это было».
За технику 3.
За ритмический сбой в строке «Иные, не жалея, сЕбя травят».
И за мусор - «так», «вот так», «вовсе», «вот»...
За впечатление 3.
Потому что текст чисто повествовательный (это чтоб не говорить слово — нарративный), нет сравнений, нет аллегорий... Про метафоры молчу — мне без них даже лучше. Однако поэтичность создаётся за счёт перехода от одного образа к другому, то есть надо рисовать картину, а не пересказывать действия.
А ещё я сильно сомневаюсь, что правильно сформулирован вопрос «Как ты там, далече?»
Общая оценка 6 баллов.

2.Мейл, который она так и не прочитала…
*

                Он ежедневно писал ей, и это было
                как вечерняя молитва… Разговор
                с женщиной, которая ушла. Бросила
                его. Попросила простить её. И он
                простил, но забыть её не смог.
                И писал ей письма. Каждый день.
                Так, словно она была.
                Януш Вишневский «Одиночество в сети»
 
- Знаешь, стёрлась граница меж явью и старыми снами,
Что ночами хватают за горло упрямо и цепко.
И листочек пришпилен к душе металлической скрепкой,
А на нём – этот бред, что возвышенно звался стихами.
 
Я считал до сих пор, будто счастье – с зелёным оттенком,
Но купался в зелёных глазах до обидного мало.
Без тебя оглушительно тихо и холодно стало
В кабинете моём, словно в келье. Вернее, в застенке…
 
Я пишу тебе так, как к Нему обращаюсь с молитвой:
На молитву никто никогда не услышит ответа.
Но, садясь к монитору, всегда забываю об этом.
И о том, что проиграна мною последняя битва.
 
Нет, не битва, - пожалуй, одна из бесчисленных партий,
Что пришлось разыграть мне с судьбой, несмотря на протесты.
Не чужою женой, а дарованной Богом невестой
Ты мне снилась сегодня в том самом оливковом платье…
 
Помнишь, я говорил, что желаю тебе только счастья?
Без меня ли, со мной – это, в принципе, было вторичным.
Лишь оставшись один, я теперь понимаю отлично,
Что над сердцем своим, вопреки ожиданьям, не властен…
 
Ты себя береги и не плачь: ну, подумаешь - было...
Я тебе к Рождеству приготовил подарок под ёлку.
Понимаешь, не будет у жизни ни смысла, ни толку,
Если вдруг я пойму, что меня ты и впрямь разлюбила.
 
На бокале твоём – полукружья кровавой помады.
Я тебе наливаю любимое красное кьянти…
Я представить не мог в самом худшем из всех варианте,
Что мне жить без тебя научиться давно уже надо.
 
А сейчас ты со мной. Между нами – не более шага.
Потому я и счастлив теперь. Я люблю тебя. Jakub.

В принципе, неплохо. К технике придираться не буду, поэтому
Оценка за технику 5.
Что касается впечатления, то очень много слов. Возможно в письме так и пишут, но в стихотворении рассеивать внимание читателя не лучший приём, поэтому
Оценка за впечатление 4.
Общая оценка 9 баллов.

3.Письмо в бутылке
*

На побережье, в зарослях осоки
я странное послание нашла.
Блеснула из травы округлым боком
бутылка тёмно-жёлтого стекла.

Внутри бумага. Пляшущие строки.
Похоже, что написано всерьёз:
«Мне очень плохо. Где ты, друг далёкий?
Откликнись, помоги! Я гибну, SOS!

Мой континент на части раскололся,
не выдержав разлома бытия.
Затерян в мире одинокий остров,
как в бурном море. Этот остров – я.

Ветра штормят. Куда ни глянешь -север.
Из месяцев одни лишь ноябри.
На cерый волнорез вороны сели
и каркают: «Умри, умри, умр-р-ри!»

Ни катерок, ни ялик ни причалит.
Волна стучит по каменной груди.
На широте и долготе печали
я нахожусь. Найди меня, найди!»

Где отыскать? Мне оказалось мало
оставленных в письме координат.
Но к людям я внимательнее стала.
Как знать: быть может, это он, она?...

Оценка за технику 4.
Неправильно организованы некоторые предложения, из-за чего связь между ними просматривается не явственно. Например, у Вас — «нашла послание», а следующее предложение - «блеснула бутылка». А надо — нашла бутылку, в ней послание.
Оценка за впечатление 4.
Финал не впечатлил.
Общая оценка 8 баллов.

4."Письмо от того, кто давно не здесь"
*

Милая, знаешь – я жутко соскучился,
месяцы так длинны…
Годы за годами, много их прожито
порознь: я - здесь, ты – там.
Время - ужасное, злое, могучее.
Добрые – только сны:
в них - всё, как хочется, как оно было бы…
если бы мне с листа
нового, чистого, гладкого, белого
переписать роман
жизни, чтоб не было места докучливым
ссорам и чёрным дням.
Может удачно сюжет переделаю -
так, что судьба сама,
смерть посчитав исключительным случаем,
встречу подарит нам…
Милая, милая, как же мне хочется
капельку отдохнуть,
крылья сорвать – и пускай всё провалится
к чёрту, в Тартарары…
Даже в раю ощутишь одиночество,
если твою жену
кто-то другой называть повадился
ангелом… до поры…

За технику 4,
потому что не надо писать «так длинны», а надо писать просто - «длинны», а если пишите так, то расшифровывайте, как именно длинны. «порознь: я - здесь, ты – там» - для дактиля и даже для паузника дактилического строя слишком много спондеев, к тому же в слове «порознь» скрытый слог, то есть трудно сходу прочитать, не споткнувшись.
За впечатление 4,
потому что ради такого финала и писать не стоило.
Общая оценка 8 баллов.

5.Письмо
*

Привет! Ну, как дела? Мы, может быть, лет двадцать
Не виделись с тобой! А всё моя вина!
Как ты тогда могла лучисто улыбаться,
Как ты тогда была наивна и юна!

А помнишь выпускной? Наш главный школьный праздник!
С гитарою в руках со сцены ты поёшь,
И смотрит на тебя влюблённый одноклассник-
Так смотрит, что тебя охватывает дрожь!

А помнишь институт? Ты, никого не видя,
Была погружена в учёбу с головой,
И целый курс тогда был на тебя в обиде,
Но ты жила в мечтах и бредила Москвой,

Уехала туда лет через пять! И что же?
Смогла осуществить все планы и мечты,
Но стала на себя как будто не похожа,
И вот, в один из дней, совсем пропала ты…

А я живу, как все: ребёнок, муж, работа…
Короче, всё путём, но в сердце иногда
Пробудится на миг потерянное что-то,
Чтоб повести меня по выжженным следам…

Что я хочу найти? О чём ночами плачу?
Ведь на судьбу пенять как будто нет причин!
Сумела обрести и счастье, и удачу-
Со мною рядом сын и лучший из мужчин!

Зачем опять с тоской я в память окунулась?
Возможно, потому на Бога я ропщу,
Что ты тогда ушла  и больше не вернулась,
А я…я до сих пор везде тебя ищу!

Ну вот, пожалуй, всё! Письмо я написала
И бережно конверт кладу в карман пальто…
Надеюсь, что оно дошло до адресата,
Пусть даже адресат давно уже не тот!

За технику 4,
потому что «А всё моя вина» - разговорный оборот речи, то есть нарушение стиля. «Как» в данном случае использовать нельзя — надо рассказывать, как именно улыбалась. Во второй строфе «поёшь» - настоящее время, а в третьей «была погружена» - прошедшее время. Неправильно это.
За впечатление 3,
потому что много неважных деталей, надо сокращать стихотворение, потому что очень повествовательно и потому что трудно понять, кому пишется это письмо. Подруге, дочери?
А финал хороший.
Общая оценка 7 баллов.

6.Невыдуманная история
*

Обычный вечер, скайп и разговор
с подругой детства… Вспомнили о письмах.

- Ты знаешь, Ленка, я ведь до сих пор
храню твоё… Сейчас вернусь… Я – быстро.

И вновь ее лицо передо мной.
В глаза – тепло… Читает, чуть помешкав.
В руках листок тетрадный… (Боже мой!
Со школьных лет… Потертый… Пожелтевший!)

… Я вижу нас девчонками… Марго
Играет с чувством «Лунную сонату».
По клавишам старательно легко
порхают руки с резвостью пернатых.

Пишу под эту музыку письмо:

«… Я слушаю тебя и… улетаю… Такое чувство, будто бы зимой сады цветут и радуются маю…
Пожалуйста, играй… Когда-нибудь мы вспомним этот день, как искру счастья…
Какой, не знаю, выпадет нам путь, но музыка останется… и настежь
откроет окна в память. Мы с тобой вернемся в миг невинного блаженства…
Играй, Марго… Бессмертная любовь глухого музыканта – совершенство.
Божественна! … И слезы, и восторг… Спасибо, друг, за это наслажденье.
Как ты… я не могу играть, но Бог мне дал «перо» в подарок… Тают стены…
Душа куда-то рвется… Знаешь, Рит, так много слов, а нужного не сыщешь…
Ну как сказать о том, что… и болит, и нежно полыхает цветом вишни? …
Играй, Марго… По музыке дойду до райских врат… Потом вернусь обратно,
скользя по свету солнца, как по льду… А в сердце - и тревожно, и приятно…
Ритуля, помни – я люблю тебя… за нашу дружбу, искренность, проказы.
За то, что так загадочна судьба… За то, что… не писала так ни разу…»

Подруга замолчала… Я реву…
Она сидит, размазывая слезы.
Сюжет, какой не видел Голливуд –
и смех… и мелодрама (с мокрым носом)…

Но весточку из детства получить
сквозь много лет! – наверно, это чудо…

- Не плачь, Ритуль...
- Закончила… почти…
- И я… Еще два всхлипа, и не буду…

Из разных стран (Израиль, Казахстан)
рыдают две матроны (дети, внуки).
Но мы сейчас в далеком светлом «там»,
где юность… и сонаты Лунной звуки…

За технику 5,
«За то, что так загадочна судьба» и «сонаты Лунной звуки» - «так» и инверсия - здесь ни к месту. А ещё плохо, когда длинные строчки, потому что их труднее читать. Труднее, чем короткие.
Придираюсь. А не надо заставлять судью читать такое длинное стихотворение. Судья же не ради удовольствия читает, а типа — работает.
Однако за выразительность речи, все ошибки прощаю
За впечатление 5,
Общая оценка 10 баллов.


7.Я Вам пишу не в первый раз...
*

Ах, mon ami, я Вам пишу не в первый раз.
Не удивляйтесь, пролетело столько лет!
Ведь я когда-то без ума любила Вас,
Но Вы не знали мой девический секрет.

Да, я тогда была наивна и юна!
А Вы - красавец и гвардейский офицер,
Поэт, гурман, знаток хорошего вина,
Угодник дамский и галантный кавалер!

Вы в нашем доме были очень частый гость.
Я ревновала Вас к Мари - моей сестре.
Вы музицировали с ней, со мною вскользь
Порой шутили - мол, веснушки в январе!

Как трепетало сердце после Ваших слов!
Горели щёки ярче маков по весне!
Жаль, не читали Вы тогда моих стихов,
Но, впрочем, я читала Вам их в каждом сне.

Я Вам писала много писем, но потом
Я не решалась их отправить. Никогда.
И вот сегодня... показалось - грянул гром!
Увидев Вас, я вновь сгорала от стыда,

Как будто мне опять всего пятнадцать лет,
И в Вас я снова, словно в детстве, влюблена!
А впрочем... Нет! Не может быть! Конечно, нет!
Я - мать семейства и примерная жена!

Вы всколыхнули столько чувств в душе моей!
Хотя Вы, вроде, и не вспомнили меня?
Но так смотрели! Даже кто-то из друзей
За этот взгляд мне осторожно попенял.

Мол, так нельзя, и что же скажет мой супруг -
Какой-то гость меня глазами пожирал!?
Я как могла, тогда свой спрятала испуг,
И поспешила поскорей покинуть бал.

Ах, mon ami, зачем я это Вам пишу?
Ведь Вы всё тот же - ловелас и донжуан!
Я об одном Вас настоятельно прошу -
Не приезжать, чтоб не случился наш роман.

За технику 4,
потому что не «столько», а «много», не «девический», а «девичий». Очевидно, что подбиралось под какую-то мелодию, в противном случае трудно объяснить, зачем писать 6-стопным ямбом.
За впечатление 4,
потому что на большую оценку этот шансонистый романс не впечатлил, хотелось бы, чтобы история была более занимательной. В принципе, подобные стихи имеют право на существование, но не советую их предлагать на конкурсы, обычно судьи не любят шансон.
Общая оценка 8 баллов.

8.Письмо сыну
*

Поклон тебе, сыночек дорогой!
Спешу сказать, что я жива-здорова.
Посылку получила в выходной –
Спасибо за гостинцы и обновы.

Намедни ветер повалил плетень –
Теперь по огороду бродят козы.
Вот если б ты приехал…Хоть на день!
Без рук мужских изба стоит бесхозной.

А может, привезёшь ко мне внучат?
В деревне лучше, чем на ваших Кипрах…
Всё жду, когда в калитку постучат,
Ступенька на крыльце негромко скрипнет…

Откроешь дверь, шагнёшь через порог,
Попросишь: «Мама, истопи-ка баню!»
Да только недосуг тебе, сынок…
Всё понимаю: ты работой занят…

(Я тяжело болела по весне,
Но оклемалась…Помогли соседи…
Об этом я не напишу в письме).
Сынок, сынок, когда же ты приедешь?!

За технику 5,
потому что я не нахожу синтаксических ошибок. Выразительность речи, правда, не шибко выразительная, и за это можно было бы снять балл, но лучше я прощу синтаксические ошибки тем, у кого речь более выразительная.
За впечатление 4,
потому что шансон, где много слов, но мало чувств, без музыки не то впечатление.
Общая оценка 9 баллов.

9.Прощальное письмо
*

Привет, мой далёкий! Хочу я тебе рассказать,
о том, как за грань бытия уплывает солнце,
и как одиноко горит без тебя мой закат,
ты знаешь...а он из моих ожиданий соткан...

На лавочке стылой сижу и черкаю листок,
по гребням вскипающих волн убегают чайки.
И с гомоном птичьим сливается мой голосок -
нелепо распался наш хрупкий мирок на части...

В том мире, в котором тебе не случается быть,
предметы и вещи пропахли тобой... тобою...
Но как у Высоцкого, жить - это значит любить,
любовью дышать и от всякой лечиться боли.

И знаешь, не стану я думать про "после" и "до" -
сегодня и завтра Любовь мне поможет выжить.
Я вновь обрету и отстрою потерянный дом,
и аисты будут гнездиться опять на крыше...

Прощай, мой любимый! Будь счастлив в своём "далеке",
встречай листопады, закаты свои и зори.
А прежняя жизнь - это только вчерашний ночлег,
а новый - белеет в тумане...у горизонта...

За технику 4,
потому что не понравилась рифма «быть-любить» (на фоне прочих рифм — эта, как бельмо на глазу) и повторение «тобой... тобою», и ритмическая затычка «свои» в последней строфе.
За впечатление 5,
потому что понравилось, потому что образность на высоте.
Общая оценка 9 баллов.

10.Письмо
*

Прости, опять пишу сама, ведь нет терпенья - ждать ответа!
Опять не нахожу слова, как все бездарные поэты…
Причиной моего письма - экспромта внеочередного,
Явилась новая зима, тебя напомнившая снова…
Когда внезапной белизной немного размывает краски,
Картинкою переводной всплывают кадры зимней сказки.
Их много – целая змея на черно-белой кинопленке…
Вот первый - как прижалась я к твоей прокуренной дубленке.
…Оборвалось… и взорвалось - сорвалась снежная лавина,
И невозможно стало врозь – мир стал бездонным и единым!
Зимы нечаянный сюрприз - она, бывает, отчебучит,
Ведь две судьбы пересеклись, как две лыжни в лесу дремучем…
И разошлись, как две лыжни. Их ждали новые трамплины.
Но мы остались, черт возьми, хотя бы в памяти – едины!
… Прости, далекий мой чудак, что я врываюсь в жизнь упрямо,
Без задних мыслей - просто так - беспроволочной телеграммой.
Я кадры прокручу в уме и спрячу в памяти шкатулку,
Навстречу нынешней зиме бесстрашно выйду на прогулку.
Потом, когда наступит ночь, я попрошу, сомкнув ресницы:
«Ты - постарайся мне помочь! Ты - постарайся мне присниться!
…И ты, в ответ на мой запрос, опять пошлешь тепло и силы,
Чтоб душу не сковал мороз покрытой инеем России.

За технику 5,
хотя хотелось бы поменьше «как».
За впечатление 5,
хотя финальную фразу я не понял. Кто живёт в России, автор письма или адресат, из текста не понятно.
Общая оценка 10

11.Сумбурное письмо.
*

В слова слагаться буквы не хотят,
Но я сейчас от этих букв зависим.
Прости, что отвечаю невпопад
На ласковость твоих сердечных писем.

Сумбурность мыслей, обостренность чувств,
Мне без тебя, родная, не до смеха.
Я так с тобою встретиться хочу
И постараюсь вскорости приехать.

Сегодня тускло светят фонари,
И вечерок промозглый, непогожий.
Я здесь от грусти даже закурил,
Но ничего - вернусь и снова брошу.

Ну наконец противный дождь замолк,
Реальность стала четкой и двухмерной...
О чем же я писал тебе письмо?
Да просто о любви своей, наверно.

За технику 5,
хотя мне не нравится запятая в конце первой строки второй строфы, мне кажется, что там должен быть другой знак препинания.
За впечатление 5,
потому что узнал себя. Это, конечно, написал не я, но если бы я писал письмо, то посторался бы его написать именно так.
Общая оценка 10 баллов.

12.Письмо солдату
*

В неоновых огнях сиреневеет город,
и шорохи в окне всё явственней слышны,
а я пишу тебе послание, в котором
рисую ангелков - амурчиков смешных.

Солдат мой дорогой, я без тебя скучаю,
как хочется тебя обнять, прижать, обвить.
Не важно-снег ли дождь, я бегаю к причалу,
туда, где ты тогда признался мне в любви.

А в книжке твой цветок по-прежнему лучится,
и пахнет нашим летом в морозном январе.
Я каждый божий день зачёркиваю числа
зелёным маркерком в цветном календаре.

А в армии тебе как служится-живётся?
И я смотрю на фото - ты очень возмужал
О боже, как груди моё сердечко бъётся...
Любимый мой солдат, скорее приезжай!

За технику 3,
потому что «сиреневеет» я ещё могу принять, но «маркерком» уже нет, потому что «обнять, прижать, обвить» - это повтор, потому что в строке «И я смотрю на фото - ты очень возмужал» ритмический сбой.
За впечатление 3,
потому что ритмический сбой и на впечатление оказывает отрицательное влияние, потому что «ангелки — амурчики» сразу настраивают против этого стихотворения, ощущение такое, что это что-то несерьёзное, потому что последняя строфа никуда не годится, её всю надо переделывать, и отсутствие предлога «в» перед «груди» только подчёркивает её неудачность.
Общая оценка 6 баллов.

13.Письмо из "дома"
*

Здравствуй мама! Твой сыночек Вася
От родного дома вдалеке
Так за две недели настрадался,
Еле выживаю в тупике…
Я здесь просто белая ворона –
Деревенский парень, дуралей…
Москвичи не любят гегемона -
Где там «сто друзей и сто рублей»!
Здесь порядки хуже, чем в тюряге –
Всюду круглосуточный надзор!
Не опишешь, мама, на бумаге
Этот, прости-господи, позор!
Надо мной всевидящее око -
Ходишь, будто голый перед ним,
И среди людей мне одиноко,
Я в содоме этом – херувим!
Слышал, как меня назвали «фриком» -
Для других я вроде как урод.
Это модно. Так особым шиком
Стало собирать различный сброд!
В «Доме-2» наскучило до жути,
Вспоминаю армию с тоской…
Но зато я скоро «выйду в люди» -
Люди скажут: «Вася – городской!»

За технику 3,
потому что хотя бы в первой строке не надо пропускать запятую, потому что плох синтаксис, и на разговорную речь это трудно свалить, так как разговорная речь не получилась. Ну и прочие мелочи.
За впечатление 5,
потому что хорошо, потому что хорошо, когда у автора есть чувство юмора.
Общая оценка 8 баллов.


Рецензии