Левое и правое

                «Пессимист – это просто хорошо информи-
                рованный оптимист».
                Б.Стругацкий.

1.Логика.
 
Прости, Господи, но не согласен
Я с таким утвержденьем Твоим.
По-другому смысл слов этих ясен,
По-другому их определим.

Не сводимы, как лево и право,
Эти образа два к одному.
Утверждение это – отрава,
Не поможет оно никому.

И у каждого – своя система,
Чтобы ценности объединить.
И у каждого есть теорема,
Чтобы правду свою утвердить.

Это – разные-разные люди.
Каждый – знает не меньше, чем тот,
Но ОЦЕНИВАТЬ это всё будет
Из них каждый лишь НАОБОРОТ.

Случай элементарный: пред нами
До средины наполнен стакан
(Чем наполнен – придумайте сами,
Ведь пример не конкретный вам дан).

И подходит, улыбкой сверкая,
Оптимист к стакану на столе.
«О! – он скажет, – удача какая!
ЦЕЛЫХ пол-стакана дали мне:

Ведь стакан ПОЛОН НА ПОЛОВИНУ!»
Пессимист же ответит ему
(Он стоит рядом с кислою миной):
«Я, мой друг, твой восторг не пойму.

Плохо ты информирован, что ли?
Ведь стакан В ПОЛОВИНУ ПУСТОЙ!»
ДАТЬ ОЦЕНКУ из них каждый волен
Ситуации этой простой.

«ПЛОХ стакан, правда, на половину» –
Даст оценку здесь наш пессимист.
«Нет, ХОРОШ, правда, до середины» –
Возразит здесь ему оптимист.

Знают ПОРОВНУ и знают лично
О стакане они, чёрт возьми!
Но ОЦЕНКУ дают им РАЗЛИЧНО –
Вот в чём разница между людьми.

2.Психология.

Но вопрос не исчерпан в стакане:
Это логики частный пример.
Есть вопрос посложнее на плане:
Люди, смесью и наций, и вер.

Люди разные в обществе вечно:
Из плохих и хороших оно
Состоит. И из средних, конечно,
Богом общество это дано.

Но по качеству этому люди
Не линейно распределены:
Там командовать функция будет,
Что по Гауссу строить должны.

Крайне левые – добрые люди,
К сожалению, их меньшинство.
Но плохих так же мало там будет,
Крайне правые место им, вот.

А в серёдке горбом выпирает
Всякий смешанный, сборный народ.
С добротою там всяко бывает,
Всяк с душою своею войдёт.

И когда оптимист к ним подходит,
То он пишет нам и говорит
В большинстве о таком лишь народе,
Что весь с левого краю стоит.

И от сердца он нас убеждает,
Что его, крайне левый народ
Душу общества и представляет,
Так ВСЁ общество с ним и живёт.

И хоть наш оптимист понимает,
Что такие – не все далеко,
Но плохих – будто не замечает,
Будто мерзости нет никакой.

Пессимист же ему возражает:
«Плохо ты информирован, друг!»
И людей только с правого краю
Видит он своим взором вокруг.

И «общественные единицы»
Только с «минусом» склонен считать,
Человек в его счёте годится,
Если может стяжать, воровать.

А людей с «положительным» знаком –
Добрых, смелых, не жадных, не злых, –
За «нули» он считает, однако,
В своей сумме людей всех живых:

«Вот оно, твоё «обчество», друже!
Лишь мерзавцы здесь и подлецы!
Мир твоей позолоты не нужен,
И не сходятся ваши концы.

Все плохие здесь без исключенья.
Но одни – обнажившиеся,
А другие – лишь скрытые тенью.
Утверждаю: в том правда есть вся!

– Но пардон! Верить коль утвержденью,
То и ты не отыщешь концов:
Это значит, что ты, без сомненья,
Сам один из твоих подлецов!»

3. Генетика.

В чём же дело? Кто так разделяет
Человечество на два крыла?
Есть наука, которая знает,
Чьи в конечном итоге дела.

Их генетика определяет:
Разный здесь психологии тип.
Не по принципу «кто больше знает?»,
А по принципу «мозг как велит?».

«Пессимистом» зовём мы такого,
У которого развит сильней
Центр в мозгу, что работал со словом,
Мрачный логик он в жизни, ей-ей.

Этот центр – в полушарии левом,
По нему так людей и зовут.
Разлагают явленья без гнева
И АНАЛИЗ событьям дают.

Но явленье при том омертвляют:
Жить не может отдельно рука.
И с трудом части соединяют:
Их стоит без движенья река.

Значит, в экспериментах в науке
Лучшим будет всегда пессимист.
Золотые имеет он руки,
Будет опыт корректен и чист.

«Оптимистом» же мы называем
Тех людей, у которых развит
Больше центр, что всё соединяет
В цельный образ, живой, целый вид.

Этот центр – в полушарии правом,
По нему так людей и зовут.
СИНТЕЗАТОР есть «образник», право:
Мыслят образами и живут.

И явленья не воспринимают
Расчленённым на много частей,
Только целым они понимают
Мир явлений, вещей и людей.

И всегда оптимист – теоретик,
Факты он в образ зримый «сошьёт»
И на все на вопросы ответит –
КАК предмет в тех условьях живёт.

Но опять же по Гауссиане
Эти люди распределены.
Оптимист с пессимистом на плане –
В массах общества – всюду равны.

И никто здесь не хуже, не лучше,
Каждый в обществе нужен таким,
Как он есть. Оптимист так же нужен,
Как и скептик с сомненьем своим.

И они лишь вдвоём образуют
Продуктивный в работе тандем:
Вместе мненье своё формируют
И не сменят его ни пред кем.

Просто каждому нужно сознанье
Однобокости, неполноты
И другой стороны пониманье,
А не «вечной своей правоты».

И хоть сколько ты ни информируй,
Оптимиста ты не превратишь
В пессимиста. Идти вам по миру
Параллельно, но рядом, учти.

Оптимиста стакан постоянно
В половину наполнен всегда,
Не признает пустым он стакана
(В половину пускай) никогда.

4. Культура.

Если же оптимист-синтезатор
Пессимиста и СМОЖЕТ понять,
Психологию эту когда-то
Сможет, всё-таки, нам описать,

То, напротив же, анализатор-
Пессимист НИКОГДА не поймёт
Оптимиста-соседа: ну как тот
В этом мире беспечно живёт?!

Жизнь соседнего с ним оптимиста
Просто НЕЧЕМ ему воспринять:
В этой области – пусто и чисто,
Тут и НЕЧЕГО им понимать.

И когда пессимист здесь – писатель,
То ему никогда не создать
Образ цельный, живой, чтоб читатель
Захотел бы ему подражать:

Ведь не может ребёнок беспечно
Штангу в сто килограммов поднять
«…И не сможет о людях, конечно,
Шимпанзе свой роман написать…».

Не поймёт пессимист, как хотите,
(Видно, бедному то не дано):
«Как же может смотреть сельский житель
Про «Кубанских казаков» кино?!

Как же «глупо» у нас населенье!
Информации нет никакой,
Как они проживают в деревне,
Как в капкане их держит запой,

Сказки эти всерьёз принимают.
Принимают за правду их что ль?».
И совсем, бедный, не понимает,
Что ДРУГАЯ у сказки той роль!

Что другое совсем восприятье:
Эта сказка являет ПРИМЕР,
КАК ДОЛЖНЫ ЖИТЬ их сельские братья
Среди мрачных из жизни химер!

Эти люди села – оптимисты.
Жизнь свою понимают они,
Но ПРИМЕР для них важен лучистый,
А не видеть страданья одни.

22.01.2013г.


Рецензии