Чужой огонь лежит на языке эллинизм в русской поэз
Дух эллинизма – дело страшное. Он корёжил, резал, угнетал и гнобил не одно поколение русских писателей. Михайло Ломоносов был первым на этом пути. Метафоры, рифмы, стопы, дактили, анапесты – это не просто инструменты так называемой классической поэзии. Это инструменты казни русского языка. Орудия пытки. Клещи, топоры и прочие инструменты, плавно переходившие в 18 веке из западноевропейских застенков инквизиции в живой Русский язык. Что при этом чувствовали поэты? Первые, живущие внутри живой среды великого и могучего, внутри своего народа, мало что могли понять. Вторые понимали, догадывались, что поступают плохо. Третьим уже ничего не оставалось, как готовить революцию. А четвёртым, после планомерного уничтожения живой питательной русско-поэтической среды, пришлось очень туго. У них болело горло, жгло язык, они, отрезанные от родных корней, задыхались в почти полном отсутствии животворного поэтического кислорода. Но их никто не слышал. Потом пришли девяностые – нейтронная, взрываемая изнутри страны, страшная информационная война, которая в наше время вышла в открытое адское пламя. Что могут чувствовать современные молодые поэты среди горящих обломков некогда величественных зданий Русской Поэзии? Что может ощущать душа, живущая в аду? Она бесчувственна, мертва. Она живёт лишь инстинктами своего тела – есть, спать, ходить, видеть… Пламя медленно гаснет. Дым рассеивается. Надо жить дальше. Надо создавать живую Поэтическую среду снова. Но прежде нужно понять – как происходило порабощение умных людей бесовским эллинистическим духом, как они этому противостояли и что при этом чувствовали.
Михаил Айзенберг
***
Забудут нас удача и закон.
Забудет нас и крепость на болоте.
Так невесом в тылу и на излете
подземный корень старческих имен.
Чужой огонь лежит на языке.
Удар петляет с первого на третье.
Зима летит на длинном поводке,
и мягко стелют два десятилетья.
Не спрашивай, зачем и почему.
Уже по локоть в сахарном дыму,
уже забытый, верный втихомолку,
к словам твоим я не найду ключа.
И старший брат мой ляжет под иголку,
едва увидев мир из-за плеча.
Один из нас, но первый из пяти
(мы славу пьем из одного стакана
и воздух тянем из одной горсти)
забудет мир, дойдет до Ханаана,
но караван не встретит на пути.
1971
И только читая другие стихи другого Поэта, написанные почти на полвека раньше, понимаешь, что не все они приняли в себя пламя ада. Есть ещё жизнь и сила в Русских Стихах:
Николай Асеев ВДОХНОВЕНЬЕ
Стране не до слез, не до шуток:
у ней боевые дела,-
я видел, как на парашютах
бросаются люди с крыла.
Твой взгляд разгорится, завистлив,
румянец скулу обольет,
следя, как, мелькнувши, повисли
в отвесный парящий полет.
Сердца их, рванув на мгновенье,
забились сильней и ровней.
Вот это - и есть вдохновенье
прилаженных прочно ремней.
Казалось: уж воздух их выпил,
и горем примята толпа,
и вдруг, как надежда,
как вымпел, расправился
желтый тюльпан!
Барахтаться и кувыркаться
на быстром отвесном пути
и в шелковом шуме каркаса
внезапно опору найти.
Страна моя! Где набрала ты
таких нерассказанных слов?
Здесь молодость бродит крылата
и старость не клонит голов.
И самая ревность и зависть
глядят, запрокинувшись, ввысь,
единственной мыслью терзаясь:
таким же полетом нестись.
1934г.
А вот так выглядел русский поэтический язык полтора века назад, когда огонь эллинизма покорёжил ещё не всех талантливых людей того времени:
Граф Алексей Константинович Толстой
Стихотворение
Хорошо, братцы, тому на свете жить,
У кого в голове добра не много есть.
А сидит там одно-одинёшенько,
А и сидит оно крепко-накрепко,
Словно гвоздь обухом вколоченный.
И глядит уж он на своё добро,
Всё глядит на него, не спуская глаз,
И смотрит по сторонушкам,
А знай прёт вперёд, напролом идёт,
Давит встречного-поперечного.
А беда тому, братцы, на свете жить,
Кому Бог дал очи зоркие,
Кому видеть даль во все стороны.
И те очи у него разбегаются:
И кажись хорошо, а лучше есть!
И худо, кажись, не без доброго!
И дойдёт он до распутьицы,
Не одну видит в поле дороженьку;
И он станет, призадумается,
И пойдёт вперёд, воротится,
Начинает идти съизнова;
А дорогою-то засмотрится
На луга, на леса зелёные,
Залюбуется на божьи цветики
И заслушается вольных пташечек.
И все люди его корят, бранят:
«Ишь, идёт, мол, озирается,
Ишь, стоит, мол, призадумался.
Ему бы мерить всё да взвешивать,
На все боки бы переворачивать.
Не бывать ему воеводою,
Не бывать ему посадником,
Думным дьяком не бывать ему,
Ни торговым делом не правити».
И напоследок для сравнения кусочек из другого стихотворения графа, написанного четырёхстрочной строфикой:
Я прислушаюся к вам,
Цветики степные,
Русским людям передам
Я дела былые!
Шли поэты маршем по мосту из прошлого в будущее: раз, два, три, четыре! Вели за собой народ: раз, два, три, четыре! Рухнул под ними мост. Оторвалось прошлое от будущего. Пришли другие времена. Пришли другие поэты. Но, прежде чем в будущее через реку времени идти, нужно новый мост построить. Новые слова найти, новые стихи написать. А как писать, если родные корни забыты? Значит, нужно сначала историческую память русского языка восстановить, а потом уже и за дело браться. Так-то вот, братцы.
25.11.13 г.
Свидетельство о публикации №113112501563