Карельский сюжет

   В начале, небольшая справка по Республике Карелия (Далее РК). РК расположена на северо-западе России. На западе РК граничит с Финляндией, с трех других направления с субъектами РФ. На северо-востоке республика омывается Белым морем. Западная граница совпадает с государственной
границей РФ и ЕС и имеет протяженность 798 км.
Территория - 180,5 тыс. кв. км (1% территории Российской Федерации), максимальная протяженность (км): с севера на юг - 660, с запада на
восток – 424.
РК находится в атлантико-континентальной климатической зоне. Средняя многолетняя температура воздуха  января –8,0 ;C,  июля +16,4 ;C.
Среднегодовых осадков - 500-700 мм.
В РК более 61 тысяч озер, около 27 тысяч рек, 29 водохранилищ. Поверхность озер составляет 18,8 тыс. кв.м. На РК приходится 80% площади
Онежского и 40% Ладожского озер. 54,5% территории РК - леса, 23,2% -
водоемы, 1,1% - обрабатываемые земли. Минерально-сырьевая база РК – это
777 разведанных месторождений, включающих в себя 27 видов полезных
ископаемых с запасами, учтёнными балансом. Среди них: железная руда,
титан, ванадий, молибден, благородные металлы, алмазы, слюда,
строительные материалы (граниты, диабазы, мраморы), керамическое сырье (пегматиты, шпат), аппатит-карбонатные руды, щелочной амфибол-асбест.
РК это 127 муниципальных образований, в том числе 16 муниципальных
районов, 2 городских округа, 22 городских поселения и 87 сельских
поселений. Столица республики - г. Петрозаводск с населением по
состоянию на 1 января 2010 года 270,6 тыс.человек. Численность
постоянного населения Республики Карелия на 1 января 2010 года
составила 684,2 тыс. человек за 20 лет оно сократилось на 160 тысяч.  Возрастной состав населения: к трудоспособному относится 64,3% жителей республики, моложе трудоспособного возраста - 15,3%, старше
трудоспособного возраста - 20,3%. Плотность населения в РК 3,8 чел.
на кв. км. является критически низкой. Кроме того и это население
размещается крайне неравномерно, есть районы, где плотность менее одного человека на кв. км.. Это та плотность при которой невозможна рыночная экономика, так как некому и не с кем обмениваться. Классика жанра, когда
 в таких «медвежьих углах» вдруг закрывается войсковая часть или
пограничный пост, случается такая же катастрофа, как было в Британии
при уходе римских легионов.Деньги пропадали и люди разбредались кто куда.
Так после расформирования авиационного полка захирела Кемь. У местного населения
в РК пропадают последние заработки, а высокосидящие московские чины
совершенно не думают о замещении рабочих мест. И забор проволочный, торжественно возвышающийся вдоль карело-финской границы,  из Карелии
давно пора перенести, туда, откуда наркотики везут. И погранзону в
Карелии давно нужно сократить до минимума и режим доступа в нее изменить.
А то ведь был уведомительный режим деятельности, так переделали на разрешительный. Пока придет разрешение траву косить, снег уже выпадет.
 К тому же Карело-Финскую ССР 16 июля 1956 года "разжаловали" в АССР
никого не спросив на основе совершенно нелепого документа, именуемого
Закон Верховного Совета СССР! Будь иначе, история современной Карелии
пошла бы другим путем!
         
   В 2010-11 годах население РК сократилось катастрофически (на 40 тыс.
чел.) , об этом Глава РК А. Худилайнен докладывал Путину 2 ноября 2012
 года, говоря о депопуляции Карелии.И что удивительно, Главу, занимающего предпоследнее место в рейтинге руководителей регионов после этого не уволили!!! Я думал Путин его поздравит и уволит... Нет, обошлось!Люди исчезают, вымирают, разъезжаются, а это и потребители и работники...
За них надо бороться.
РК является транзитной территорией. Через Карелию проходят важнейшие транспортные магистрали, соединяющие индустриально-развитые районы
Центра России с незамерзающим северным портом Мурманск и через
Финляндию можно сообщаться со странами Европы. По территории республики проходит Беломорско-Балтийский канал.
Транспортный комплекс РК это - железнодорожный, автомобильный,
внутренний водный,  морской, воздушный и трубопроводный виды. Ведущие
виды это железнодорожный и автомобильный транспорт. Трасса «Кола» (Санкт-Петербург через Лодейное Поле – Мурманск М-18» и от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска общей протяженностью 1073,7 км.
является федеральной.

Транспортную сеть РК нельзя считать, соответствующей современным
требованиям ни по плотности, ни по техническому состоянию. Даже
главные автомобильные (9347 км.), водные, железнодорожные магистрали
(2,1 тыс. км.), связывающие республику с центром и востоком России,
являются устаревшими, а ответвления от магистралей все тупиковые.Это
всё превращает Карелию в "медвежий" угол России.
    Для развития железнодорожного транспорта Правительство РК ежегодно заключает соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с ОАО «Российские железные дороги». Реализуя Стратегию развития ж.д. транспорта в РФ до
2030 года Октябрьская железная дорога будет развивать свою инфраструктуру.
Темпы этого развития однако далеки от желаемых.
На территории РК действуют 3 аэропорта, 3 аэродрома, 11 посадочных
площадок и вертодром. В числе приоритетных восьми аэропортов по Северо-Западному региону России находится и аэропорт «Петрозаводск», который
является международным, но нуждается в модернизации. Республика остро нуждается в развитии малой авиации по канадской модели, где
эксплуатируются тысячи легких самолетов, зимой они на лыжах, летом на поплавках. Ведь на каждом шагу в РК есть вода.
Расширение связей республики со странами Северной и Западной Европы в
сфере промышленности, туризма, культуры требуют скорейшего развития
воздушного транспорта в регионе, и прежде всего, аэропорта «Петрозаводск».
Сегодня пассажирские перевозки в города: Москва, Санкт-Петербург,
Архангельск, Череповец, Хельсинки и другие не слишком интенсивны.
 На местных воздушных линиях республики имеется авиасообщение между Петрозаводском и Костомукшей, в перспективе - возобновление пассажирских перевозок в г. Пудож и п. Калевала.
В 2008 году начато строительство морского торгового порта в городе
Беломорске. Порт сможет принимать суда водоизмещением до 30 000 тонн. Необходимость нового глубоководного порта обусловлена созданием
транспортных коридоров «Север-Юг», «Северо-Запад – Урал – Китай» и потребностью в увеличении объемов перевозок грузов по Северному
морскому пути. Создание современного перевалочного центра позволит морскому порту Беломорск органично войти в транснациональную транспортную
цепочку.
Экономическая политика Правительства Республики Карелия определена
принятыми в республике документами стратегического планирования:
Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до
2020 года, Концепцией социально-экономического развития Республики
Карелия на период до 2012 года и Программой экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года. Однако многие
фрагменты программных документов слабо связаны между собой.
Главная цель долгосрочного социально-экономического развития: повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов.
В соответствии с указанными документами приоритетными направлениями в экономической сфере республики являются: повышение эффективности и конкурентоспособности карельской экономики, диверсификация и модернизация производства, инфраструктурное развитие, активизация инновационной деятельности, дальнейшее повышение уровня инвестиционной привлекательности региона, обеспечение эффективности государственных бюджетных инвестиций и рациональное использование природных ресурсов. Значительная часть
 предложений носит лозунговый характер или сопряжена с большими затратами, осуществить которые РК в ближайшее время абсолютно не в состоянии.
Приграничное положение, возрастание контактной функции границы и развитие международных транспортных коридоров дают республике серьезные перспективы развития. Республика Карелия обладает преимуществами экономико-
географического положения, которые можно использовать в системе
международного разделения труда
    Целесообразно было бы запустить идею о создании Республиканской Инвестиционной Корпорации Карелии (РИКК), так как, вероятно, через Национальное Агентство прямых инвестиций пробить что-либо нелегко, но
попытки все же, следует делать и связи с ним и Комитетом Кудрина надо установить. Имеет смысл провести тематическую научно-практическую
конференцию по вопросу развития экономики Карелии на основе государственно-частного партнерства. Это отличается от всяких многочисленных
экономических форумов с размытой повесткой дня, где устраивают
обыкновенный пиар с шампанским и икрой. Должна быть четкая повестка дня: «Лесной и энергетический комплекс Карелии в двадцать первом веке». Эта Конференция может  дать аргументированные рекомендации создать РИКК и рекомендовать Карелию в качестве территориального эксперимента по
созданию «зеленой энергетики» современной среды обитания. Сегодня
тарифы на электроэнергию в Карелии почти в два раза выше, чем в Финляндии. Такое положение нельзя считать нормальным и нужно стремиться его преодолеть.Дорогая энергия тормозит экономический рост.
   Конференцию целесообразно провести под каким-то ярким лозунгом, типа: «Карельская  волна» или «Карелия в зеркале будущего» (могут быть и другие варианты, например «Карелия океанские ворота России». Ведь дорогу на
Мурманск в 1915 г.  хотели строить от Рованиеми или Нурмеса, а у финнов и сегодня есть большой интерес к океану. Для РФ тоже стратегически важно
иметь коридор к океану. Сейчас это больше похоже на плохонькую тропинку.
А основные угрозы РФ находятся на юго-востоке. Случись что, потом в
пожарном порядке, придется опять улучшать выходы к Мурманску а в Кеми
восстанвливать военный аэродром, чтобы обеспечивать помощь с Запада.
 Суть той схемы государственно-частного партнерства, которую имеет
смысл развивать сегодня, состоит в том, что государственные инвестиции
могут давать прибыль не обязательно прямо через объект вложений.
Они могут давать государству прибыль, через рост курсовой стоимости
акций приватизированного объекта, задействованного в схеме. У РФ
периодически возникает профицит федерального  бюджета, так как никто
не может сколько-нибудь точно прогнозировать цены на нефть. Часть этого профицита, конечно, надо тратить на инвестиции, так как акции потом
принесут доход с курсовой их стоимости и государство только выиграет.
ЕС давно пытается наших политиков уговорить, это сделать. И, похоже,
реакция уже есть. Президент В.Путин высказался за расходование части
резервных средств на инвестиционные проекты.Но, похоже "Роснефть" разорит
в ближайшее время все фонды.
    После того. Как начнет работать РИКК, и у ее руководителей появятся
какие-то полномочия, у них не будет оснований особо стесняться в просьбах
 и обращениях. Эта РИКК может возникнуть и как частная структура с каким-то участием государства. Это и предстоит решить в ходе упомянутой конференции и сопутствующих консультаций.
   Дальше начинается поиск денег для РИКК. Может дать ЕС, если финны 
увидят перспективу закупки у них оборудования и получения выхода к
Мурманску.Тут они могут и пойти поперек санкций и для этого есть подоснова:
развитие территории проживания родственного карельского этноса.
 В реализации такого проекта за деньги ЕС финны будут, несомненно, «за»,
так как и им перепадут заказы! Эта работа может пойти по программам приграничного сотрудничества ЕС. А если, например, Кареллеспром
(ситуация с которым, сейчас до крайности запутана, а особых денег у
него нет) согласится на допэмиссию акций, то к нему могут подтянуться
и другие предприятия, заинтересованные в финансировании. Или придется
от ноля создавать структуру, способную погнать эту "волну" с Запада РФ на Восток. В итоге РК реально станет океанским коридором России и Финляндии.
Тут, может быть, не жалко станет властям и из федерального бюджета  часть профицита вложить в РК. Возможности морского транспорта на Балтике
ограничены, а Мурманск душит неразвитость сухопутного коридора. Две-три
новых меридиональных дороги через РК, модернизация ж.д. это может
 позволить привлечь и деньги федерального центра. Мы отобрали у финнов
выход в Баренцево море, надо попытаться их подключить к океанскому
коридору в виде компенсации. План должен быть всеобъемлющим и значительным.
    В результате в Карелии, как итог реализации плана, в рамках которого
часть акций, выпущенных в рамках допэмиссий, будет передана на развитие садоводств, возникнет 500 благоустроенных поселков на месте большинства садоводств, похожих сегодня на африканские деревни. Это дает прибавку
2-3 млн. кв. метров жилья (10 нынешних годовых норм постройки в РК), для обслуживания поселков логично создавать автономную энергетику на местных ресурсах. Детали проекта «Новая Россия» региональным фрагментом которого
 будет «Карельская волна», можно найти в сети на адресе

      www.stihi.ru/2011/09/28/9596.
Не нужно удивляться адресу, если есть возможность публиковать даже в издательстве Сатаны, что-то нужное для людей, не надо этого отказываться. Нетрудно будет ввести 100-150 Мвт мощности на малых электростанциях в упомянутых поселках, а может удастся и больше
сделать. Положение с жильем в Карелии плохое: всей ипотеки выдано 2000 кредитов, помощь молодым семьям ничтожна (50 семей на всю Карелию в год).
РИКК сможет занимать деньги под залог акций, выкупаемых ею. Часть акций целесообразно сдавать в траст Правлениям садоводств. Часть акций в
дальнейшем можно будет перепродать по растущей курсовой цене. Если
федеральная власть даст ссуду или вложится в проект, то всё очень
 упростится, если нет, придется искать на Западе и везде, где возможно. Как знать, может быть Комитет гражданских инициатив А.Кудрина в дальнейшем
станет основой нового правительства. Надо с ним начинать работать сейчас. Потом окажется поздно.
      Пудожский Мегапроект (детище властей РК) можно и откорректировать, исключив из него создание нового городского поселения и заменив это дорогостоящее строительство сетью небольших поселков, связанных  развитой
транспортной инфраструктурой.
Кредитная задолженность РК растет и приближается к 50 млрд. руб.. Душевая бюджетная обеспеченность по консолидированному бюджету составляет  менее
50 тыс. рублей., что значительно ниже, чем в среднем по России. Велико
число краж и преступлений, связанных с нанесением тяжкого вреда здоровью. Энергосистема РК уязвима и поэтому предполагается, например,  закупить 134 дизельгенератора в качестве аварийных и резервных источников. Но их обеспечение топливом опять будет зависть от внешних поставок, значит
правильно  строить газогенераторные блоки, работающие на древесных
отходах и предусматривать работу дизелей на газе. Такие агрегаты, если производить в Карелии, можно продавать на всю страну. Намечено
восстановление малых ГЭС на 100 Мвт., что дополнительно повысит
автономность энергосистемы, но обеспеченность ресурсами этой программы вызывает вопросы. Нужны аргументы по прибыльности.
  Газификация республики далеко не закончена, да и получать газ,
это значит, что деньги уйдут за пределы республики. А заготовки леса
в РК можно увеличить на 2 млн. кубометров. Можно даже допустить какой-то переруб и освободить площади. На этих площадях вполне возможно завести энергетические леса, по примеру Швеции. Угольные котельные в регионе
изобилия леса это просто безумие. Участки энергетических лесов могут
 быть по всей территории РК, а это работа и заработки. Вот они
вожделенные точки роста в глубинке для закрепления населения.
На покрытые лесом земли РК приходится 9503,5 тыс.га. Процент
лесистости Республики Карелия составляет 52,7 %.
Возрастная структура основных лесообразующих пород распределена
неравномерно. Большую часть насаждений занимают молодняки (37,2%) и спелые,
 и перестойные леса (32,5%). Средневозрастные насаждения занимают по
площади третье место (22,1%). Наименьшие площади заняты приспевающими насаждениями (8,2%). Лесной фонд Республики Карелия имеет общий запас древесины 933,47 млн. куб.м., из них хвойные насаждения-818,19 млн. куб.м.
По оценкам специалистов Института леса и Института биологии КНЦ РАН в Республике Карелия ежегодные биологические запасы дикорастущих ягод (черники, брусники, клюквы, морошки) составляют порядка 120 тыс. тонн, из которых эксплуатационными являются порядка 62 тыс. тонн. По оценкам специалистов, освоение ягодного потенциала составляет не более 25-30% в год, при этом большая часть ягод реализуется за пределы республики в сыром виде.
 Учитывая, что только первичная переработка ягоды - очистка и заморозка - позволяет не менее чем в 2 раза увеличить цену ягод, у потенциальных инвесторов в данном направлении имеются значительные перспективы.
Уже действует два предприятия по переработке ягод по итальянской
 технологии.
В республике имеется 150 видов лекарственных растений с эксплуатационными запасами более 6 тысяч тонн в год. Республика может без экологического
ущерба увеличить заготовку и расширить  ассортимент заготавливаемых видов сырья.
   Рассматривая Карелию, как пионерный проект или эксперимент для всего Северо-Запада или даже для России, в качестве полигона зеленой энергетики и модернизации системы садоводств можно рассчитывать и на целевое финансирование, доказав окупаемость. Около 200 тыс. га. энергетических
 лесов это около всего лишь 2% лесов Карелии, а в нефтяном эквиваленте
это 2 млн. т.в год(около $ 1 млрд. в деньгах). Вот эта нефтяная экономия и есть оправдание перспективности вложения федеральных средств (или из
 фондов ЕС) в Карельский проект. Чем большая площадь будет выделена под энергетические леса, тем больше будет экономия. Можно привлечь из ЕС,
где очень озабочены безработицей, временных переселенцев (из Греции,
Италии и др.) для создания соответствующих производств и экспорта энергетических гранул (пеллет) в названные страны, получив в лизинг необходимое оборудование.  Надо расширять и модифицировать
переселенческую программу РК.
   Необходимо усилить выставочную деятельность РК в России и Европе.
Не только и не столько туризм! В республике есть уникальные импактные
алмазы, мировой эндемик карельская береза и даже сам масштабный
эксперимент, по переустройству экономики уже является возможностью
привлечь дополнительное внимание к РК. Логика развития явно указывает
на необходимость создания в РК даже  не ОЭЗ, а именно свободной
 экономической зоны (или нескольких, с корректировкой федерального законодательства об ОЭЗ).Уже Путин заговорил про какие-то ТОРы (территории опережающего развитиия). Не жизнь - калейдоскоп!
  Проект «Карельская волна» можно рассматривать как часть проекта «Новая Россия» (НР) и его экспериментальное обоснование. РК может стать лидером
 этого проекта. Сам проект НР уже описан и касается всей электроэнергетики России и всей сети коллективных садоводств.
 Если реформа (точнее ликвидация РАО ЕЭС) позволила привлечь в энергетику
 $ 30 млрд., то описываемая в проекте НР схема, ограничена, лишь той
суммой, которую государство согласится выделить из всевозможных Фондов и резервов ЦБ, на проект и его региональные составляющие, пока деньги не растворились во мгле политических сражений или просто не ушли в песок,
 как у нас нередко случается. И процесс этот уже пошел!!! "Роснефть" одна
может проглотить все Фонды, и она уже изготовилась это сделать, пока другие раздумывают.


Рецензии
Спасибо за информацию.
Интересно - со стороны.

Фаина Соколова   11.04.2015 17:34     Заявить о нарушении
Ой, я не углядел Ваш отзыв! Пардон, пардон! Благодарю!

Владимир Лагунов   24.04.2018 11:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.