По конк иронии Крокодил не ловится. 1. О жанре

http://www.stihi.ru/2013/10/21/3195 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/11/23/4465 Итоги конкурса

Совсем недавно многие из вас были участниками конкурса лирики - «Про любовь» и, надеюсь, получили более чёткое представление о том, что такое лирика. Жанр конкурса «Крокодил не ловится» - иронические стихи, можно считать антиподом лирики: всё, что хорошо для поэтического языка лирического произведения, плохо для языка «иронии» и наоборот.

Если в лирических стихах приветствуются, более того, просто необходимы тропы - всяческие украшения поэтического слога, то иронии все эти «побрякушки» не нужны, а если и используются, то чаще всего с оттенком некоторой издёвки - с иронией!

Если для лирики неприемлем простонародный, сленговый язык и требуется литературный стиль, то язык иронических стихов - это язык персонажа, живой, колоритный (жанровый), который сам по себе - отдельное действующее лицо, важная характеристика того, над кем или над чем автор иронизирует.

Лирика всегда пишется от первого лица (даже, если и не от первого, то авторские мысли в лирике все равно лежат на поверхности, они суть содержания стихов).  Лирика - это по определению откровение самого автора или его лирического героя, который может быть выдуман автором, но писать стихи данного жанра нужно так, чтобы читатель не заметил подмены - отождествил ЛГ с автором. Если читатель не принял мысли стихов за авторское откровение, значит автор их плохо написал!  В иронических стихах всё наоборот: если читатель отождествляет  персонаж с автором, то он - недалекий читатель, а автор - плохой литератор. Персонаж иронических стихов - это не автор, а типаж, над которым автор иронизирует, даже если он и излагает историю от первого лица.

Типаж - это нечто в человеке, характерное для многих людей, это не частная история, а явление, и это явление или этот типичный персонаж обязательно должны быть яркими, выразительными и интересными ДЛЯ МНОГИХ, в идеале - должны рождать размышления, открывать читателю глаза на что-то новое. А иначе - это всего лишь шуточные стихи - одномоментные, написанные для узкого круга «своих» и хорошо еще, если они действительно смешные, а не просто «шутейные» и пошлые…

Что делает иронические стихи выразительными? Глубокий и лаконичный (без повторов мыслей и нудных разъяснений) сюжет - рассказанная автором история. А еще - язык.  Не открою вам большого секрета, если скажу, что самое главное в иронических стихах - это наличие ума и общего уровня культуры у автора. Глупый и необразованный человек не способен быть остроумным - он смешит только самого себя. Остроумие ведь не в том, что кто-то «шел, споткнулся и упал в лужу, отчего  всем весело». В досадное положение может попасть каждый, но вот взглянуть на ситуацию и на самого себя со стороны и рассказать это (о себе!) так, что это будет интересно, потому что выходит далеко за пределы частного случая, рассказать так, что другие будут смеяться не над положением упавшего в грязь персонажа, а над авторским рассказом, точнее, над умными подтекстами этого рассказа, всё это сможет только умный человек. Дурак всегда  пыжится: хвалится собой и высмеивает  других, умный - иронизирует над собой и смотрит в корень явления.

Язык иронических стихов, отражающих язык персонажа, очень часто бывает искажён, наполнен характерными неправильностями речи, даже ругательствами (лучше в полуприкрытой форме, намёком). Иногда этот язык содержит неологизмы речи - разговорные изобретения новых слов - не существующих, но понятных. Если лирику такой язык убивает, то для иронических стихов он нормален и даже приветствуется. Гораздо важнее здесь другое: только хорошо образованный человек может написать  иронический монолог необразованного хама так, что у читателя даже подозрения не возникнет, что автор - аморальный, тупой и необразованный. И наоборот, если человек правильным русским языком по жизни не владеет, если есть у него недостаток общей культуры, то все его «перлы» речи не только не украсят его «иронические» стихи, но отвратят от них. 

Итак, обобщу сказанное: иронические стихи способен писать только умный человек, хотя не всякий умный человек способен писать иронические стихи.

После теоретических рассуждений опущусь на землю: настала пора поговорить о конкурсе.

Выбор лучших стихов моею командой членов жюри меня порою удивлял: видимо, помня, как я не люблю вольностей речи в лирике, некоторые члены жюри пытались и в иронических стихах стать «святее папы» и всячески отметали все произведения, написанные слишком острым языком. В итоге в отбор номинантов попали произведения, грамотные по языку, но тусклые и не выразительные по теме и по исполнению. Мне почему-то кажется, что они не рассмешили членов жюри - ни иронии, ни особого подтекста в них нет - так, немного кокетства и легкая улыбка над собой, например:

Фонтаном брызги снежные взвились:
Где лыжи, руки-ноги, разберись!
Так грациозно я катилась, только - хлоп! -
Свои объятья распахнул большой сугроб...

Припомню, кувыркалась как в снегу -
И хохочу, подняться не могу.
В конфузе этом виноваты не года -
Я с гор кататься не умела никогда!

Кстати, о «рассмешили». Для меня это важный критерий в отборе иронических стихов: если мне было несмешно читать, то значит, это - не мой выбор, как бы ни был лихо  закручен сюжет.

А теперь о сюжете. Ирония - иронией, а конкурс-то  всё же был тематический: требовались не просто иронические стихи на ЛЮБУЮ тему, а стихи на тему «Крокодил не ловится», то есть, о ситуации попадания персонажа в полосу «непрухи», причем собственной -  не ирония над другими требовалась, а САМОИРОНИЯ. Поскольку требований к произведениям мною было выставлено очень много (организатор конкурса наивно уповала на то, что будут написаны стихи специально к конкурсу!), то и приём заявок продолжался долго, с хорошим запасом числа рассмотренных заявок и с моими предложениями авторам подумать о замене -  не торопиться подавать то, что есть, не думая…

Мои непрошенные советы при приеме редко кто любит слушать, - я к этому привыкла и нисколько не обижаюсь: хотите участия, а не победы, пожалуйста! Только одно участие вам будет гарантировано. Жаль мне бывает только в одном случае: когда и члены жюри забывают вчитываться в условия приема и поспешно номинируют пусть и забавные стихи, но совсем не в тему или не в жанр, или стихи в тему, но совсем не остроумные и скучно (хоть и без ошибок) исполненные, не смешные для них самих.

В продолжении этой статьи и уже без комментариев я опубликую для вас все произведения конкурсного пакета, которые мне более или менее понравились. Не обижайтесь, если мое представление об остроумном и глубоком с чьим-то не совпадаёт: сколько людей, столько и разных поводов для иронии! И с этим ничего поделать невозможно.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2013/11/25/3055


Рецензии