Восстановление образного мышления

Вадим Ротенберг
Восстановление образного мышления

Одним из наиболее эффективных способов активации образного мышления являются эмоциональные отношения между людьми. Экспериментально показано, что правое полушарие особенно чувствительно к эмоциональной экспрессии, к выражению лица и к интонациям голоса, передающим модуляции эмоционального состояния. Но это означает, что по закону обратной связи эмоционально заряженные впечатления и переживания тоже должны активировать образное мышление. Это положение даже не требует доказательства - кто из нас не знает, что состояние влюбленности, и даже безответной влюбленности, не только делает человека повышенно чувствительным ко всем нюансам эмоциональных отношений и к красоте природы, но и чудодейственно активирует творческий потенциал - даже далекие от искусства люди начинают писать стихи, обращаются к музыке и живописи. Вся творческая деятельность находится в ведении образного, многозначного мышления.

Многочисленные исследования показали, что у больных психосоматическими заболеваниями и неврозами на ранних этапах развития, как правило, отсутствовали достаточные эмоциональные контакты с наиболее значимыми людьми - с родителями, и особенно с матерью. Этот дефицит эмоционального общения мог тормозить развитие образного мышления.

Восстановление образного мышления является ключевой задачей психотерапии. ...Психотерапевты прежде всего устанавливают эмоциональный контакт с пациентом, тем самым делается первый шаг в сторону восстановления многозначных связей с миром в целом. Утрата этих связей - одно из наиболее тяжелых переживаний, ибо человек, не чувствующий себя полноценно вписанным в целостный многозначный мир, ощущает этот мир враждебным, непонятным, отторгающим и формально-холодным.

В последние годы много внимания уделяется так называемой арт-терапии (лечению искусством) и лечению творческим самовыражением, что самым прямым образом активирует образное мышление. Но даже те формы психотерапии, которые на первый взгляд кажутся бесконечно далекими от арт-терапии, в действительности имеют с ней общие корни. Так, в процессе психоанализа клиента постоянно побуждают обращать внимание на его сновидения, вспоминать их, его беспрерывно просят продуцировать свободные ассоциации, что в действительности и есть активация образного мышления. И нельзя исключить, что именно это, а не само по себе вскрытие давних неосознаваемых комплексов, обеспечивает основной терапевтический эффект.

Гипноз, и все особые состояния сознания (йога, медитация и т.д.) раскрепощают и активируют образное мышление, способствуют созданию многозначного контекста.

Очень сильным активатором образного мышления является юмор. Лучшие анекдоты и парадоксы основаны на многозначности ключевых, для этих анекдотов и парадоксов, понятий. Парадоксы Уайльда позволяют взглянуть на одно и то же явление с разных сторон и даже прямо противоположных точек зрения. Когда Ф. Кривин пишет: "Великий Каин любил людей - он обращался с каждым, как с братом" - он переворачивает известное клише "братская любовь" и разрушает принятые стереотипы, а ведь это и есть необходимое предварительное условие для развития многозначного мышления. Кривин весь состоит из таких находок, типа: "Еще одна вершина взята - Иисус Христос взошел на Голгофу", или "Количество клеток современной обезьяны исчисляется формулой n+1. За единицу принимают ту, в которой она сидит". Такие тексты способствуют многозначности мышления не в меньшей степени, чем арт-терапия, и по существу принадлежат к ней.

Восстановление образного мышления - процесс трудоемкий и медленный. Поэтому первоочередной задачей общества является сохранение того потенциала образного мышления, который каждый из нас получает в раннем детстве и потом часто утрачивает.

Искусство и литература, парадоксы и анекдоты, лучшие фильмы и
собственные сновидения являются сотрудниками на этом пути сбережения и
умножения "золотого запаса" образного мышления, а эмоциональные
отношения являются ключиком к этому запасу.

Родители должны помнить, что их улыбка, выражение их лиц, их слезы и жесты, окрашенные переживаниями, и их реакция на смех, слезы и жесты ребенка имеют не меньшее значение для его дальнейшего развития, чем регулярное полноценное питание. Эмоциональная дистанция между матерью и ребенком превращается в дистанцию между выросшим человеком и миром, ибо мостик над пропастью - образное, чувственное, многозначное восприятие мира - оказался разрушенным. А педагоги должны помнить, что помимо точных знаний - знаний из разных наук и знаний, что должен и что не должен делать человек, - в их задачу входит показать относительность всего однозначно-верного или ошибочного, передать радость от ощущения неисчерпаемости и многозначности мира, научить человека не бояться этой многозначности и своего неумения привести богатство собственных впечатлений в строго упорядоченную и ограниченную систему.


Рецензии