Святая земля. 2 мая 2002 год. Великий Четверг - 1

                СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ – 2002 год

Глава 1. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - 2 мая. ИЕРУСАЛИМ
               
     Господи, благослови!
     Получив от священника благословение, 2 мая 2002 года я вылетела на Святую Землю. Мне казалось, что все происходит во сне, чувство волнения и страха переполняли мою душу. В самолете познакомилась с соседкой Еленой из Москвы. Она летела в Иерусалим от другой фирмы и не первый раз. Приземлились в аэропорту Тель-Авива. Нашу группу встретила экскурсовод Зоя. Едем в Иерусалим... Как-то не по себе было видеть колонны с танками, стоящие сбоку на трассе, другие танки нас обгоняли.
     По общепринятому на Востоке преданию, Иерусалим основан был царем и священником Бога Вышнего - Мелхиседеком и назван первоначально Салимом, что значит "мир". Мельхиседек перенес сюда тело Адама, первого человека, и похоронил его на Голгофе, на месте, где впоследствии водружен был Животворящий Крест Искупителя падшего Адама, а с ним и всего рода человеческого.
     На месте будущего Иерусалима, на горе Мориа, Авраам приносил в жертву Исаака, сына своего, показав тем самым любовь, преданность и глубочайшую веру в Господа. Здесь произошла встреча Патриарха Авраама с царем Мелхиседеком. Однако Иерусалим возвышается при царе Давиде. Взяв город Салим и крепость Сионскую у Иевусена, Давид принес сюда скинию для кивота Господня, Ковчег завета и поставил Его на гору Сион. С тех пор Иерусалим именуется Святым градом, а Сион - Божией горой. Здесь царь Давид построил для себя кедровый дворец. Иерусалим становится столицей и процветает при сыне Давидовом - Соломоне, который построил на горе Мориа, на камне, где Авраам приносил в жертву Исаака, первый Храм Господу (в 950 году до Р.Х.).
     Святая Земля в древности была землей обильной и плодоносной, землей текущей медом и млеком, и свята была для евреев, как отечество и родина, как земля обетованная, обещанная Богом родоначальнику их Аврааму, подобно тому, как и мы свое отечество и родину называем Святой Русью. Кроме этого, Святой называется и потому, что во всем мире в ней одной только была Святая и Богооткровенная вера и храм истинному Богу, а в других местах везде было идолопоклонство и нечестие.
     Храм Иерусалимский построен был по образцу и указаниям, данным Моисеем Самим Богом еще в пустыне Синайской, и при самом освящении его ознаменован был явлением в нем славы Божией, что должно было внушать евреям мысль об особой святости и храма, и Иерусалима, столицы царства и города славы их царей Давида и Соломона, о чем немало говорится в псалмах и пророками. А когда Господь Иисус Христос пришел на землю и благоволил прожить тридцать три года, то эта земля стала почитаться христианами Святой и священной, особенно те места, где Он родился и жил, умер и воскрес, и другие, имевшие какое-либо отношение к Его жизни. Храм был предметом удивления для всех народов по своему великолепию, богатству и сугубой благодати Божией.               
   
     Когда сыны Израилевы отступили от путей Господа Бога своего, царство разделилось на две части, а Иерусалим был предан в руки врагов. Особенно большое опустошение претерпел Иерусалим от вавилонского царя Навуходоносора. Город был разорен до основания, а жители его уведены в плен или убиты.
    После семидесятилетнего вавилонского пленения иудеи вернулись в свое отечество и восстановили Иерусалим, а в нем храм Божий. Однако беззакония и неправды иудеев не прекращались. Это привело к тому, что Иерусалим снова попадает во власть язычников, а сыны его, доходя до безумия и ослепления, не узнают своего Искупителя - Мессию и совершают величайшее в свете преступление - распинают Сына Божия.
     Через тридцать лет после Распятия исполнились слова Господа. Иерусалим был разорен римлянами. Как велико было бедствие, видно из того, что погибло тогда один миллион и сто тысяч мужчин, кроме жен, детей, старцев, которые собрались туда со всех сторон на праздник Пасхи. По слову Господню камня на камне не осталось от храма и города: все было предано огню, мечу, разорено и сравнено с землей.
     И в настоящее время над Иерусалимом сбываются слова Господа: "Иерусалим будет попираем язычниками доколе не окончатся времена язычников" (Лк.21,24). Когда "окончатся времена язычников", известно Ему Одному, но и сейчас Святой град во власти мусульман: святыни его стерегутся ими. На месте ветхозаветного храма Соломона сейчас сверкает золотом купол Омаров мечеть. Существует мнение, что второе пришествие Господне будет там же, где Он пострадал.
         
     Раньше путешествие составляло подвиг, и подвиг немалый. Тогда самолетов не было. И ходили пешком, проходя три тысячи с лишним километров и более, переезжая три моря. Много требовалось времени и трудов, много надо было претерпеть и перенести. Потому и решались на него только люди благочестивые и горевшие истинною любовью к Богу, и для спасения души своей готовые терпеть и голод, и жажду, и труды, и болезни, и обиды, и оскорбления и даже смерть.
     Грузинский отшельник святой Давид Гареджийский, не решился войти в Иерусалим, но дойдя до Поклонной горы, пал на землю, поклонился Святому городу и, не считая себя достойным войти в Иерусалим, взял лишь три камешка и пошел обратно домой...
     Мы въехали в Иерусалим - центр Святой Земли, о котором поют и читают в Святой церкви, где был распят, погребен и воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос! Благословен Господь от Сиона, живый в Иерусалиме! Иерусалим древний и вечно новый, разрушенный и снова воскресавший во всей своей красоте. Поклонимся твоим великим святыням, равных которым не было, нет, и не будет святынь на земле. Чувства радости, страха, волнения переполняли мою душу. Девять дней я буду жить здесь, где жили Господь, Божия Матерь, святые апостолы и пророки, ходить по тем дорогам, по которым они ходили. Благодарю Тебя, Господи, что Ты допустил самую недостойную грешницу на Святую Землю воочию увидеть места, связанные с Твоей прожитой короткой, земной жизнью.            
     Едем вокруг старого города. Иерусалим находится на четырех возвышенностях и имеет несколько ворот. "Вот стоят ноги наши на вратах твоих, Иерусалим" (Пс.11,2), - восклицал псалмопевец Давид о Святом граде. Иисус Христос называет его городом царя. Старый город окружен крепостными стенами, построенные при турецком султане Сулеймане Великолепном в 1537-1542 гг. Длина стен около четырех километров, они имеют 34 башни и 8 ворот. С запада при замке Давидова находятся  ворота Яффские, или Вифлеемские куда приводит древняя дорога из Яффы (или Иоппии, что на берегу Средиземного моря); с севера – ворота Дамасские, или Сихемские ворота, откуда начинается путь на север, в Сихем, находящийся в сердце Самарии, и далее в Сирию, в ее столицу Дамаск, - "око востока"; правее от них – ворота Иродовы на востоке, названные так по ошибке, ибо ранее полагали, что дом Ирода находился  вблизи этих ворот; против Елеона – ворота Гефсиманские (или Львиные, или Стефановы)- христиане их назвали воротами Стефана, первомученика, дьякона Иерусалимского. Второе название - Львиные - происходит от скульптур львов, украшающих вход в город; на этой же линии видны заложенные извне – Золотые ворота. Мусульмане наглухо заделали эту стену, так как и у них сохранилось предание, что этими воротами в Иерусалим вступит победоносно христианский царь. Есть еще ворота Сионские, стоящие на горе Сион. Уцелели остатки ворот Судных, находящихся около Голгофы, то есть храма Воскресения Христова, где кончается Страстной Путь, по которому вели Спасителя на Голгофу и Новые ворота, проделанные в 1887 году.
   
     Иерусалим пестрел яркими цветами зелени и цветов - цветущие деревья сиреневые, розовые без листвы, сады на крышах домов. В новом современном городе: справа от въезда правительственная часть; везде львы из цветов, кустарников. Лев - символ Иерусалима, символ колена Иудина (царь и пророк Давид из этого рода).
     Хотелось увидеть и объять все по обе стороны дороги. Сложно было впитывать налету, о чем говорила Зоя. Проехали огненное ущелье геены или долину ада - узкий овраг на южной стороне Иерусалима. При царе Ахазе идолопоклонствующие иудеи сжигали своих детей в честь идола Молоха при игре на музыкальных инструментах, чтобы заглушить жалобные вопли детей. А при царе Иосии, истребляя идолопоклонников, в это место стали сбрасывать городские нечистоты, человеческие кости, трупы казненных преступников и павших животных. Для уничтожения зловония и предохранения города от заразы в этой долине постоянно горел огонь.               


Рецензии