Предначертанное самоубийство -3
Почти в невменяемом состоянии Маяковский подбегает к столу, судорожно хватает из него маузер. Крепко сжимает его в руке.
– Ты едешь со мной?
– Нет! – едва заметно шевелит губами Полонская. На большее у нее нет уже сил.
– Едешь?!
– Нет!
– Ты не оставляешь мне выбора. – Маяковский взводит курок и приставляет маузер к груди.
– Помогите! Помогите! – обезумев от испуга, кричит Вероника и бросается к двери.
Бедная женщина не в состоянии была понять, что этот крик может стать для Маяковского роковым. Со стороны ведь могло показаться, что ее пытаются изнасиловать.
– Почему ты закричала? Почему ты закричала? – тихо, с сожалением, будто обращаясь к любимому ребенку, который только что совершил непоправимую ошибку, говорит Маяковский.
На этот раз судьба от него отвернулась. Но отступать уже было нельзя. Не выстрелить, показаться смешным, обратить все свои переживания в фарс – разве он мог допустить это? Все что угодно, только не это! И он нажимает курок. Но прежде чем нажать курок в его мозгу молнией промелькнуло: «Боже мой! Что я делаю? Остановите меня кто-нибудь! Буду как все. Согласен на любую жизнь. Только не гроб. Только не черви. Да остановите же меня кто-нибудь!.. Люди!!» Но его никто не остановил. И чуда на этот раз не произошло никакого. Осечка, которая спасла его когда-то, на этот раз не случилась. Раздался выстрел. В помраченном мозгу, как в калейдоскопе, замелькали картины его жизни – и над ними лицо Лили с взглядом стороннего наблюдателя.
Он падает. На рубашке у сердца мгновенно показывается кровавое пятнышко.
– Что вы сделали? Что вы сделали? – в истерике забилась Вероника.
Маяковский смотрит на нее стекленеющими глазами, силится к ней приподнять голову и улыбнуться. Он хочет сказать ей что-то. Но это ему не удается, и голова его, упав, ударяется о ковер. Лицо и шея сначала краснеют, а затем становятся белыми. «Заливаются смертельным мелом», как он сам писал о Есенине.
Соседи по квартире, услышав выстрел-хлопок, как от удара в ладоши, вломились в комнату. Они еще могли увидеть струйку дыма, клубящуюся над дулом пистолета, но помочь ему они уже ничем не могли. В этот момент в комнату вбегает начальник секретного отдела ОГПУ Яков Саулович Агранов (Янечка, как называли его Брики) и успевает запечатлеть на пленке агонию Маяковского. Затем он уходит, взяв с собой маузер и предсмертное письмо Маяковского.
В дальнейшем в деле о самоубийстве Маяковского фигурировал другой его пистолет – браунинг. Почему была сделана такая подмена? Неизвестно. Возможно потому, что маузер, любимый пистолет Маяковского, был незаконным подарком его друга, чекиста Горожанина, и это надо было скрыть. Свою любовь к маузеру Маяковский высказал еще до дружбы с Горожаниным в стихотворении «Левый марш»: «Ваше слово, товарищ маузер!» И вот «товарищ маузер» произнес это слово. Удивительные предчувствия иногда овладевают поэтами. Как тут не вспомнить М. А. Кузмина, который писал:
– Бывают странными пророками
поэты иногда.
Косноязычными намеками
то накликается,
то отвращается
грядущая беда…
Уж если говорить о пророчествах, уместно напомнить, что еще до революции в одном из своих стихотворений Маяковский писал: «В терновом венце революций грядет шестнадцатый год!» На один год ошибся!
П р о д ол ж е н и е з а в т р а
Свидетельство о публикации №113112304097