Саморецензия на поэму Адельфа
Будучи в близких отношениях с автором и зная его, как говорится не понаслышке, я взял на себя смелость написать рецензию на его последнее произведение, поэму с таинственным и звучным названием «Адельфа». Скажу честно, я не считаю автора какой-то выдающейся личностью.. Вообще силы матушки нашей земли за последнее время заметно по истощились и она упорно отказывается рождать великих мастеров искусства с глобальным взглядом на историю.. Нет, к сожалению, в наше время поэтов задумывающихся о ножевых проблемах в России..А те кто пытается об этом думать и писать, делают это так неуклюже, что лучше вообще бы не брались за это дело. К достоинствам моего рецензента, я хочу отнести то, что он все - таки рискнул в поэме «Адельфа» окунуть свой взгляд в мутноватую лужу уходящей эпохи и сделал ее внимательный, хотя и субъективный анализ. Значимость любого национального поэта, на мой взгляд, определяется его привязанностью к истории и способностью ее глубокого осмысления. Этому важному принципу смог вполне соответствовать автор «Бориса Годунова», отчасти Сергей Есенин с его поэмой про Пугачева, Маяковский с его политизированными стихами и поэмами. Но в наше время я, что - то не припомню, чтоб кто-то из поэтов сделал попытку осмыслить историю и дать ей свою не прикрашенную, правдивую оценку. Не желание или неспособность современных авторов выступать в роли «рупора эпохи» является, на мой взгляд, вернейшим признаком литературного регресса сегодняшнего времени.
Зная моего рецензента немного лучше, чем прочие, я с полной уверенностью могу утверждать, что он необычайно склонен к авантюризму. Это проявляется в том, что он часто ставит перед собой задачи, заведомо неразрешимые и пытается их решить. И что самое удивительное он зачастую их решает. Это относится в первую очередь к его стихам. Его можно сравнить с прыгуном в высоту, который будучи не очень хорошо тренирован, ставит планку на недосягаемую, какую-то заоблачную высоту и пытается ее покорить..
Такой заоблачной высотой, стала, как мне кажется, для него и поэма «Адельфа». Не берусь утверждать, что высота была им успешно преодолена, скорее всего, планка под ним зашаталась..Но в итоге все таки попытка оказалась более менее удачной. Вызов современным авторам был брошен! Художественная лопата Антона Муханова треща и ломаясь, копнула таки грунт «новейшей истории» .. Хотя, если быть максимально честным, автору при написании поэмы пришлось очень сильно напрячься и использовать весь арсенал своих художественных приемов, включая и еще неиспытанные новшества, так называемые авторские «ноу - хау», которые привнесены в поэму. Среди художественных приемов использованных автором хочется выделить: сложную композиционную конструкцию, резкую смену сюжетных линий призванных держать в напряжении читателя, четкую структурированность сюжета, смешение разных исторических эпох в одну, напряженный драматизм событий с вплетенным в него лирическим мотивом. К этому можно добавить и удачное, на мой взгляд, сочетание некоторых антитез: исторических фактов и вымысла, реальности и сказочности, сюжетной последовательности и отвлеченных отступлений, живой полемичности героев и сдержанной бытовой описательности, острого драматизма и смягчающей его легкой иронии. Что, на мой взгляд, соединенное в нужных пропорциях и создает общее гармоническое звучание поэмы. Отдельно хочется отметить и удачно выбранный способ, каким была написана поэма, а именно четырнадцати строчную «Онегинскую строфу». Именно она и позволила автору точнее передать все тончайшие нюансы событий и диалогов, добавила красочности и благозвучия рифменному строю, и в конечном счете помогла, как мне кажется, полнее воплотить в жизнь замысел автора. Особенно хочется выделить: присутствие и развитие в поэме так называемых «Главных идей», которые для автора давно стали «фирменным знаком». Автор сознательно огорошивает читателя сложнейшими вопросами, заставляя задуматься о смысле своей жизни, устройстве мира и месте в нем человека. Автор на протяжении долгого времени терпеливо ждет, когда читатель сам дорастет до ответов на эти «мучительные вопросы» Не давая читателю увязнуть в своих домыслах, он пытается направить его мысль в нужном русле, и то и дело как старец Фура, подсовывает ему подсказки. В конечном счете, в том месте где поэма достигает своей вершины и апофеоза, автор вдруг обнажает перед читателем всю правду, и сам дает ответы на все свои -«мучительные вопросы». При этом , как мне хочется верить, к концу поэмы происходит в некоторой степени процесс катарсиса, очищения, как героев поэмы, так читающих и самого пишущего от душевной скверны..
Напоследок, хочется сказать, что сам автор, как я смею предполагать, не вполне доволен своей работой. В частности, не очень удачно разработана композиция, и линия лирической истории главных героев. Персонаж Марины выглядит неправдоподобно, ходульно и абсолютно не убедительно. Я бы даже сказал больше: Марина в поэме имеет тоже значение как пятое колесо в телеге, и история бы ничуть не пострадала, если бы автор ее оттуда выкинул к чертовой матери.. Я думаю, что как минимум, характер и действие этого персонажа нуждаются в более внимательной разработке. Вообще очень плохо прописаны характеры героев, за исключением главного персонажа. Слабым звеном в поэме является, и то, что в ней активно действует, только один герой, а все остальные затушеваны на его фоне и выступают в роли массовки. Далеко не совершенен и событийный ряд, например одно из центральных действ - с «цирковым представлением» выглядит очень надуманным и не вполне уместным. Слитность текста тоже является большим минусом, не мешало бы разделить его на главы. Очень много и пустой болтовни, такое ощущение, что у автора какое-то слово недержание и ему не мешало бы попить крепительного. Также автор совершенно не обоснованно перескакивает с одной темы на другую, которая не всегда вытекает из предыдущей. Вообще бросается в глаза, что произведение чрезмерно скороспелое, заметно, что автор торопился поскорее разделаться с ним. Все- таки полтора месяца, это слишком маленький срок на создание и отделку такого большого произведения. Хочется пожелать автору, чтобы он, в конечном счете, нашел время и силы разобраться в своем «детище», что он там такого нагородил..А потом уже, после тщательной доработки, представил его на суд достопочтенной публики.
С Уважением. Акакий Филимонович Суходрищев.
Свидетельство о публикации №113112106254