По конк. лирики - Про любовь. 1. Жанр и тема

http://www.stihi.ru/2013/10/11/6445 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/11/16/4370  Итоги конкурса

Трудно представить себе автора сайта, на странице которого нет хотя бы одного стихотворения о любви. Между тем, именно на эту тему я еще ни разу не проводила  конкурса: боялась, что заявки соберутся слишком быстро, но, к сожалению, окажутся не самого лучшего качества!  Именно поэтому в эту, столь популярную тему я сознательно внесла дополнительное  ограничение приема: исполнение произведения в жанре «интимная лирика» (интимная лирика - это более общее и более правильное название «любовной лирики»).

Несмотря на мои пояснения по приему, заявок поступило много: в конкурсе приняло участие 97 авторов, среди которых было всего только 26 лауреатов Фонда ВСМ и 1 гранд магистр Фонда.

Конкурс Ликбеза «Про любовь», как и два идущих вслед за ним ликбезовских конкурса («Крокодил не ловится» и «Кофейный») нацелены на освоение понятия жанра или формы исполнения произведения.

Многие авторы смутно представляют себе, что такое жанр исполнения, и путают понятие жанра с «рубрикой» или даже с «темой стихов». Если их стихи написаны про любовь, то авторы автоматически относят их к жанру «Любовной лирики». Между тем, про любовь можно написать в самых разных жанрах: в жанре лирики, в жанре иронии, в жанре «рассказа в стихах», в форме нравоучений и назиданий на тему любви или в форме текста песни с куплетами и припевами; стихи могут быть также исполнены в виде твердых либо канонических форм (сонет, триолет, ода, баллада, лимерик т.п.). Тема у всех стихов одна - «про любовь», а формы исполнения этой темы совершенно разные!

Для данного конкурса требовалась и принималась только любовная лирика. Что вообще отличает лирику от всех других форм? Во-первых, ее изысканный, литературный (а не разговорный) поэтический язык, в котором автор широко использует специальные средства украшения поэтической речи (тропы): образы, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения и др. Во-вторых, доверительный и откровенный тон повествования, почти всегда идущий от первого, авторского, лица. Автор (а точнее, его лирический герой, от лица которого пишется лирическое стихотворение) делится в стихах своими личными переживаниями и размышлениями, повествует о  пережитом им и конкретном опыте. Именно этот характер доверительности и искренности отличает лирику от стихов в жанре «рассказ в стихах» (в худшем случае, рифмованного пересказа чьей-то банальной житейской истории) или от иронических стихов, язык которых даже при написании их от первого лица совсем другой - жанровый, остроумный, включающий в себя разговорные и даже неправильные обороты речи, но вовсе не речи автора, а передающие особенности речи (характеристики образа) его персонажа!

Итак, при приеме заявок я всячески старалась подсказать автору, что его стихи - другого жанра, а значит, они не смогут быть по достоинству оценены судьями.

 Конкурсы Ликбеза ориентированы на тех, кто заинтересован в росте своего мастерства, в узнавании нового, на тех, кто читает теорию и старается в ней разобраться. Но нашими участниками становятся (и это - прекрасно!) не только читатели Ликбеза. Таковые не привыкли к советам и не согласны с тем, что их стихи могут не принять на конкурс, а я, как Председатель конкурса, не имею особого права им отказать или просто не умею их убедить, что представленные стихи разумнее заменить: всегда есть время и право каждого автора до конца приема сделать замену или доработку произведения. Я не любительница споров и конфликтов во время приема: если чувствую, что в моём совете решительно не нуждаются, то  стихи принимаю (сверх положенного числа 70 заявок), но, как правило, такие стихи всё равно не получают голосов и от членов  жюри, у каждого из которых есть свое мнение.
 
Помимо неправильно выбранного жанра, в данном конкурсе были проблемы и с темой произведений.

При выборе произведения на конкурс всегда полезно вчитаться в тему конкурса и понять ее именно так, как она сформулирована, а не так, как вам хочется ее понимать. В данном случае стихи должны были убедить читателя, что их ЛГ действительно любит, а не выставляет претензии тому, кто не ответил ему взаимностью, не занимается холодным и отстраненным философствованием о любви, не наставляет в рифму других, как любить правильно, а как - неправильно, не ведёт речь о своих сексуальных потребностях и развлечениях, не имеющих отношения к любви. Таких стихов - соответствующих жанру, но написанных не про любовь, а про свои личные нужды и желания, - подавалось на конкурс достаточно много, и они, в своем большинстве, успеха у судей не имели.

Третье условия успеха на любом учебном конкурсе Ликбеза - это проработка текста. Обычно автор перед подачей своей заявки на участие даже не удосуживается перечесть свои давно и наспех написанные стихи: проверить их ритм, вдуматься в построение фраз и в значение использованных им в тексте слов и выражений, сверить правильность фонетических ударений, увидеть и заменить слабые и банальные рифмы и случайно вставленные (для заполнения строки) слова, проверить необходимость бесчисленных «И» в начале строк и насущность избыточности притяжательных местоимений…. Всё это автора совершенно не волнует: он обращает своё внимание только на название конкурса, а текст объявления не всегда даже дочитывает до конца. Тем не менее, все эти совсем не мелочи, наверняка помешают номинации его стихотворения! Важно ведь не заявку подать, а оказаться в числе тех участников конкурса, чьи стихи кому-то из команды жюри понравились…

Любые стихи, подошедшие по теме и жанру, в любом конкурсе очень полезно перечитать и обновить - исправить все их мелкие и крупные недочеты. И чем чаще вы будете участвовать в разных конкурсах, тем большее число ваших старых стихов обретут новую - лучшую жизнь, а вы приобретете нужные навыки написания.
 
В данном конкурсе я не голосовала. Выбор первой пятерки стихов-лауреатов меня скорее удивил, чем обрадовал, но и не огорчил - стихи достойные. Просто каждый из нас по разному понимает любовь и по разному ее ощущает: нет ничего удивительного в том, что разброс мнений членов жюри был столь велик: 11 судей посчитали лучшими 52 очень разных стихотворения! 

А теперь, как обычно, от слов, перейдём к практике. Покажу вам те стихи, которые показались мне интересными для рассмотрения, и, если понадобится, дам к ним некоторые пояснения.
               
                Продолжение см. http://www.stihi.ru/2013/11/22/3689


Рецензии
Алла. Искренне посожалела только об одном, что эта статья не была представлена для ознакомления перед объявлением конкурса. Очень многое встало на свои места. Эта статья особенно отражает суть названия "Творческая Мастерская Ликбез". Спасибо. Сил, терпимости Вам Алла. С признательностью. Наталья.

Наталья Чаплыгина   22.11.2013 20:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья!
Немного удивлена: мне кажется, я на конкурсной странице каждый раз столько пишу о том, что поможет номинации, жаль, что это почти не читают: реагируют только на название конкурса! Да и перед каждым моим конкурсом на Ликбезе всегда уже есть подготовленная статья о жанре, который требуется в новом конкурсе.

Спасибо за добрые пожелания. Я не всегда бываю права, часто тороплюсь в суждениях, а потом мучаюсь от сказанного. Терпимость мне очень нужна. Буду стараться.
С уважением,

Алкора   23.11.2013 10:55   Заявить о нарушении
Алла. Участники конкурсов действительно часто торопятся и не совсем обдумано выставляют свои стихи. В этой статье я нашла более развернутое объяснение о том, какие именно стихи можно отнести к "интимной лирике". И очень хорошо, что на конкурс стали отбираться стихи, отвечающие заявленному жанру и по ответу в рецензии уже можно понять, примет стихотворение участие или нет. Этим Вы даёте лишний шанс автору. А терпимость, Алла, обязательно придет. Это качество всегда является отличительной чертой профессионалов высокого уровня. Просто они не расходуют свои знания в холостую. Это опустошает и разрушает. Любая отдача должна быть компенсирована. Я Вам очень признательна за то, что Вы делаете. Я не поэт. Но если у меня что-то получилось, а может и ещё получится, то это только потому, что я попала на странички Ликбеза.С искренним теплом и уважением. Наташа.

Наталья Чаплыгина   23.11.2013 12:44   Заявить о нарушении
Уважаемая!Наталья! Я,далеко,не поэт и не претендую-это факт!Но,у меня есть потребность,писать под впечатлением увиденного,услышанного,по рассказам..с болью..с переживанием до слез и так же о разочарованных! Раньше,не принято было писать,как бы,что попало.. Сейчас интернет пропускает всех..сильно талантливых поэтом я воспеваю..всю жизнь.Интернет-это дорога как бы,творческая,
не сильно одаренных,допустим как я.Но,честно скажу,я давно на пенсии и мне помогает моя потребность писать.Мне в ВАШИХ комментариях,очень нравиться толерантность,грамотно,доступно,понятно и (тупому))))..-разного мышления..Я,бы хотела,от ВАС замечаний,прочесть..какого направления именно у меня..и профиль..дальнейшего моих сочинений.Да,вы правы,корректировать-надо и нужно..знаки препинания обязательны.Как и где,найти и маленький ВАШ личный,комментарий...чтоб я в дальнейшем самоедством...не занималась.С теплом,огромного уважения к ВАМ НАТАЛЬЯ!! СПАСИБО! ВАМ за ВСЁ,что делаете,ваша помощь,нам очень нужна!!!

Тамара Мелека   27.01.2014 10:14   Заявить о нарушении
Тамара. Я в своем комментарии выражала благодарность Алле за помощь, которую она мне лично оказала и оказывает всем желающим на своей страничке Творческая Мастерская Ликбез.Сама я профессиональным разбором стихов не занимаюсь. Мои рецензии отражают только мое личное впечатление от прочитанного. Выберу время и с удовольствием зайду на Вашу страничку. С теплом Наташа.

Наталья Чаплыгина   27.01.2014 12:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.