Философия творчества и творческих личностей

Философия творчества и творческих личностей , похвала и критика


Философия как наука ничего не создаёт но всё знает и во всё вмешивается как старая добрая соседка.
Философия это  наука , которую никто не знает ,но все делают вид что её понимают.

Например, рубаи Омара Хайяма в переводе Державина.

«Защитник подлых - подлый небосвод,
Давно стезёй неправедной идёт.
Кто благороден - подл пред ним сегодня,
Кто подл - сегодня благороден тот».

Налицо более чем образное сравнение, философский смысл бытия, на данный момент трудного и горького. Возможно написан после того, как сожгли книги Омара Хайяма и рукописи других учёных, которые он привёз .
Например,  моё творение в подражание Омару  ибо я автор данной статьи :
                466
  Когда бы знать глупца, что правду приобрёл,
  То сколько бы врагов мгновенно нажил он !
  Узнав её, в ней откровенья не нашёл.
  И правду ищет вновь, глупец поскольку он.

Нужна ли программируемость в стихах когда не они отражают жизнь а стихи учат нас не только доброму и вечному но и фатальности того что ничего нельзя изменить ? Вот ещё один пророк, но  поэт, да ещё как читаемый, Нострадамус собственной персоной:

Центурия II, 6 катрен

«Они разбивают ворота двух градов,
 Насилия, голод, разбои, чума,
 Живые здесь мертвыми сделаться рады,
 Молитесь, чтоб Бог вам спасение дал!»

Стих напрямую пророческий , религиозный с философским рассуждением.
Понятия Канта и Гегеля меркнут перед фатальностью  катренов,  но се ля ви .

Знаете те ли вы хоть одну науку, которая бы отменяла предыдущее в неё, оставляя его не в небытие, а  легко переключаясь  на свежую идею. Математика, например,  доказательна вся, а где доказательность  идей философии ? Признанные авторитеты ?
 
Философия сама первая не выступает  как наука, она подводит  итоги достигнутому ,как задание с готовым ответом в конце книги. Станем ли мы умнее  познав что-либо ? Вряд ли,  нас просто не поймут -  аут , а не аум, вот что мы получим. В лучшем случае, нас перестанут понимать даже наши близкие.
Философия ничего не создаёт, но как строгий критик , который непредсказуем в сарказме, может восхититься чем-либо, а потом заметить, а вот это вот лишнее и лучше убрать.
Перейдём к идеям  прекрасного.
В искусстве однозначно  можно сказать, что Джоконда это и есть женщина, красота творения  , сюжетность картины,  пропорции, а вот о квадрате  Малевича мнения разные,  пропорции  квадрата как мастерство  автора -  да,  а сюжет – геометрия ?
Тогда нарисованная  точка на белом листе чем хуже или треугольник Пифагора в Ворде ?
У художников всегда есть ответ: я так вижу. А что же видят поэты или что чувствуют , что же их вдохновляет?
Вернёмся  к пейзажной  лирике.
Философия  восхищается  подражанием  природе. А с чем же ещё, кроме природы, мы вообще имеем дело ? Вопрос риторический.
Стих Тютчева, написаны по дороге во Вщиж.

«Природа знать не знает о былом,
 Ей чужды наши призрачные годы.
 И перед ней мы смутно сознаем
 Себя самих — лишь грёзою природы.
 Поочередно всех своих детей,
 Свершающих свой подвиг бесполезный,
 Она равно приветствует своей
 Всепоглощающей и миротворной бездной».

Мой стих на тему Природы.

ЕЩЁ  О  ПРИРОДЕ

 Не  от  неё – стремитесь  к  ней,
 Где   дух увенчивает   кроны.
 Внемлите  голосу  морей,
 Будь  для  неверного  икона.

 Тебя  червям  не  обуздать,
 Переживёшь  нападки   снизу.
 Покоя  жаждешь  ты  опять,
 Но к  совершенству   путь  не  близок.

Какие критерии качества вообще есть в поэзии? Художник любое творение объясняет, что он так видит . Стих может нравиться или не нравиться, иметь содержание при его видимости, плохо быть зарифмованным при наличии мысли или наоборот хорошо зарифмованным при отсутствии мысли, что ещё хуже. Но ещё  хуже, когда пишут слащавые заказухи, оплачиваемые со стороны, это разные «песни», гимны , посвящения незнакомым людям на день рождения, свадьбы и эксплуатация детских тем , когда подаётся под видом детских стихов примитивизм и глупость уже отошедшая  от бездарности , но ещё не дошедшая до вдохновения и здравого смысла ,но выделиться-то охота и пр.. Например, стих  с сайта www.aistyata-2.ru›sochin/s-50.html автора Нины Шаламовой.

«Есть один на свете город
 И народ в нем очень молод
 В дружбе и согласии живет.
 Он из старых детских сказок
 И по сказочному назван,
 Но его на карте не найдешь.

 Там открыты настежь двери
 Тянут ветви ввысь деревья
 И с природой дружит человек.
 Солнце прямо на ладони
 И в лучах весь город тонет
 Время останавливает бег».
Данный стих  подан как песня,  дети не могут от него отказаться, так как они из дет дома. Стих предназначен для пения и даже поётся бесхитростными воспитками. Я бы на месте этих детей сбежала из дет дома и никогда бы не стала читать стихи в своей жизни. При рифмовке , местами отсутствующей, что в общем не так страшно и поправимо, налицо заказуха , содержание ни о чём, отсутствие песенного ритма, продолжить дальше стих до какого-либо логического конца у автора не хватило ни таланта ни вдохновения. Слово с предлогом «по» и суффиксом «-ому»  всегда пишется через дефис, но это мелочи. Вдохновляет ли вас данный стих или город  без названия и содержательности  текста ?
Вот ещё один детский стих , тоже челябинского поэта ,Н.Пикулевой.
 
«У маленькой Мухи
Большие дела,
Она Приглашенье
Вчера получила,
Она Приглашенье
Вчера приняла
Из Дома
Корнея Иваныча!»

Налицо в отличие от предыдущего автора содержание, вопрос только : какое? Муха , может, и сходит по-большому , но мы как читатели нет.
Не до фенечки ли детям , что приглашение от Корней Ивановича ? Да, Корней Иванович и Маршак могут спасть спокойно, у них нет конкурентов. Если у  Чуковского животные женятся , играют , живут нормальной жизнью, есть сюжет , действие, анимализм , что ли, то в данных стихах кроме описательных рифм с  неполной рифмовкой другого вы не найдёте. А подобные стихи с нелепостями читаются тяжело не только взрослому, но и ребёнку.
Можно ли догадаться взрослому с первого раза и со второго, о ком этот стих?

«В папке архивной
Листочки – пощипаны,
Письма надкушены,
Что за дела?
Беды не меряны,
Шутки не считаны,
Друга летающего
Завела!

Он по утрам
Просыпается ласточкой,
Вытянув лапочку
Из-под крыла.
«Господи» - скажет
И сядет на лампочку,
И на компьютер,
Была-не была!

Как хорошо он
Со мною работает,
Клавиатура
Нас сводит с ума!
Мне уступает
С большой неохотою
То букву К, то «собачку»,
То А !...»
(о попугае ?!)
Попугай, попугай, выраженья выбирай. Это уже от меня.
Вы скажете, что я изгиляюсь над детскими поэтами ибо не пишу детских стихов , да ничуть. Честно говоря, немного есть и у меня детских стихов и сказок.
А вот это совсем взрослый стих на более чем философскую тему , как вы уже догадались, тоже челябинского автора  Н. Ягодинцевой.
Например , стих о деревьях.

«…Это они, погружаясь по грудь в забытьё,
 Как невода, заплетают немыми ветвями
 Чистое, гулкое, неумолимое пламя –
 Нежное и невесомое пламя Твоё».

Конечно, автору виднее до какого места погружаться, но налицо не сколько фантастика , сколько чепуха. В принципе и пьяному море по колено. Читая подобный стих, я глупею.

Или вот стих «Охота на химер», её же.

«…Идём, же, идём! Не смотри и не бойся расплаты –
 Сквозь молнии взглядов и рёва глухие раскаты
 Идём! За спиною, в кромешной звериной тоске,
 Химера сдыхает на грубом садовом песке,
 И крылья её темноту полосуют в лохмотья...»

Последняя строка сводит на нет все предыдущие. Здесь я возвращаюсь к спору на тему: летают ли пчёлки стайками .Помнится , тоже летающая химера или химеры , которую автор защищал вплоть до изничтожения своей рецензии на меня администрацией сайта стихи.ру или самим автором, не суть важно. Данная химера сдыхает, но всё-таки ещё бьёт крыльями, я бы сказала, рассекая воздух. Хотела бы я посмотреть на автора, будет ли в свой последний час она махать руками и ногами, если даже она взлетает и в Вечность или всё же утихомирится ? Но зато всё рифмуется, внешне всё хорошо, даже орфография на месте. А о почему нельзя смотреть  ?  Мы превратимся в столб как жена Лота или химера  страшнее Медузы Горгоны?
Казусы есть у любого автора, даже у Пушкина, но не на каждом  же шагу. Чтобы оценить данные перлы, философия мной не приглашается в союзники.

Вот ещё стих челябинского поэта О. Павлова.

«ПОЛ- ЛУНЫ»
«Над моим селом – пол-луны,
 А других пол-луны – на излом.
 Но, наверно, они видны
 Над каким-то другим селом».

Орфография с сайта стихи.ру , страница автора ,на сей раз дефис лишний, я бы посоветовала его отдать тем, у кого его в стихах нет.
Я бы для начала попробовала оббежать Землю и посмотреть на Луну под разными ракурсами. Такое не всем дано сочинить даже под действием  белой горячки.
На сей стих у меня  давно написана эпиграмма.

Половина луны, половина мозгов,
И того, и сего понемногу.
Разве мало в России у нас дураков,
Так ещё им дают и дорогу !

«Баллада об окруженце»  , его же.

«Я полз, вжимаясь в мертвые тела,
 Перебегал, затишье карауля.
 Меня не только снайперская пуля –
 Меня шальная пуля не брала…»

Здесь автор тоже лихо врёт, так как не служил, видимо, в армии. Уйти от «кукушки» нельзя, её может только «снять»  другая. Подвиги, конечно, можно  и во сне совершать.

А вот стих о войне моей любимицы Ольги Берггольц.

В доме Павлова (отрывок)

«…О да, как вздох — как выдох, полный дыма,
 чернеет букв суровый тесный ряд...
 Щепоть земли твоей непобедимой
 берут с собой недаром, Сталинград…»

Её же стих, не уступающий по силе её блокадным стихам или «Вдове патриота», но посвящён он не защитникам Родины.

КАТОРГА

«И в сказке, и в были, и в дрёме
стоит одичалой судьбой
острожная песня на стрёме
над русской землей и водой.
Она над любою дорогой,
и каждый не знает того —
он минет ли в жизни острога,
а может, не минет его.
Тогда за гульбу и свободу,
за славные бубны, за бунт —
три тысячи верст переходу,
железо и плети — в судьбу…
И вот закачаются — много —
не люди, не звери, не дым,
Владимирской торной дорогой
да трактом сибирским твоим…»

Стих не только является песенным, хотя и не задумывался как песня, а понятия шансона тогда ещё не было. «Владимирский централ» здесь скромно молчит в тряпочку, он для нас интересен скорее тем , что его написал Михаил Круг.

 Восточные стихи не могут не восхищать своей глубиной, хотя у них другая рифма, другой язык , пусть даже переводы не  доносят до нас истинного звучания. Вот уж куда  философию звать не нужно, она  присутствует буквально в каждой строке, особенно, если стих  написан двустишиями. Читайте готовые афоризмы , превосходящие по краткости содержания танка и хокку.
Мой стих, написанный двустишиями в подражание восточным авторам из цикла «Джиннат».

  ОБЕЗЬЯНА  И  СЛОН

 Сказал слон обезьяне: "Не кривляйся!"
 Ты лучше делом дельным занимайся.

 Мне помоги тащить бревно хотя бы,
 Как за день, знала б , утомляют баобабы !"

 А обезьяна говорит слону : "К чему
 Мне загонять себя в подобную тюрьму !

 Ты на людей работаешь. Они
 Неблагодарнее соседушки свиньи.

 Мы за еду живём у них с тобой,
 А я дразню их. Смейтесь над собой !"


Поэма Фирдоуси, отрывок об астрологах.
Шах-Наме

«Недолго длились мудрецов расчеты,
Увидели по звездам звездочеты,
Что слава храбреца — его удел,
Он горд, и трезв умом, и сердцем смел.
Найдя отраду в этом приговоре,
Был счастлив царь, и Сам забыл о горе.
Владыка мира приготовил дар —
Такой, что восхитились млад и стар:
Коней арабских, убранных богато.
Индийские мечи в ножнах из злата,
Несметное количество ковров,
Динаров, злата, яхонтов, мехов,
Румийских слуг в парче родного края:
Узоры — жемчуга, ткань — золотая,
Подносы, чаши, полные красы,
В сверканье хризолита, бирюзы…»

Не правда ли прекрасно ? У нас есть свобода выбора: читать то, что я привожу выше, классиков мирового наследия  , или искать жемчужину слова в навозе .
Можно найти   прекрасных авторов, которые сегодня  пока ещё  живы, возможно, будут или не будут нетленны,  их стихи есть в Интернете, они пишут  о себе и о нас, нам наше время ближе и понятнее. Я вам приведу несколько поэтов, которые нравятся мне.
Стих иеромонаха Романа,из книги «Стихи и песни»:

«И вижу в окровавленной луне,
 Что от племён языческих сокрыто:
 Сгорит земля и вся дела на ней,
 И небеса совьются, яко свиток.

 И звезды, сотрясаясь, ниспадут,
 И будет ужас и тоска в народе...
 Не потому ль дрожащую звезду,
 Уединясь, ищу на небосводе?

 Она дрожит, пока ещё дрожит,
 Желанный свет бросая пешеходу...
 О, сколько мрака на земле и лжи,
 Что Божий гнев коснётся небосвода».
Когда мы звёздами общаемся с тобой
   И говорим приливами пространства,
   И ломит скулы воздух голубой,
   Ты чувствуешь, как близко Божье царство…

А вот стихи на религиозную (философскую)тематику  челябинского поэта Лилии Кулешовой. Подумайте сами, чем грешат эти строки, кроме нелепых высказываний.

   «Ладонью неба на твоём лице
   Я остаюсь с тобою неразлучной.
   Твой тёплый взгляд, как солнце на птенце,
   Меня согреет музыкой беззвучной.

   Ты смог меня с надеждой примирить…
   Глаза твои, как скрипка Паганини,
   Не повторятся, их не повторить,
   Когда они сливаются с моими».

Например, перлы :  «как солнце на птенце», «глаза твои, как скрипка Паганини», но и у нас уши не как у осла , а глаза всего два и читать ЭТО не стоит.

На мой взгляд чудесный просто автор Светлана Кекова, убедитесь сами. Философия бы похлопала в ладоши и подыграла поэзии.
Восточный калейдоскоп (отрывок)

7

«Изгибается речка змеей.
Слезы призрачной смерти пролей ты,
чтобы были слышны под землей
плач и звуки бамбуковой флейты.
Узы плоти развяжет Господь.
Кто же будет в заоблачном прахе
плакать, сорные травы полоть
и гадать на спине черепахи?...»

Алина Витухновская.
  Аттракцион

«…Были ранены оба Лже-сына.
Бож. коровка желала стрелять,
как умеет желать гильотина
тени тел в липкий полдень бросать.
И тогда, словно бы беспричинно
мысль одна начала возникать —
как-то жизнь сочинялась козлинно.
Жизнь прожить — не роман прочитать.
Безусловно, условна картина.
Безусловно, бездарен творец.
Бож.Коровка хватает Лже-сына
и сует ему в рот леденец.
Безусловно, за подписью “Пушкин”
подпись бога легко разгадать.
Мы уже его злые игрушки.
Мы еще не хотим умирать.
Мы не все еще зомби убийства,
мы не мертвая зона творца.
Мы уже не вольны ошибиться
в убедительном чувстве конца…»

Сравнения очень образные и оригинальные.

Вернёмся в родные края. У нас необычайная природа, красивая, древние горы, более 3000 озёр. Что же пишут на тему пейзажной лирики и своей немалой Родины  поэты?
О Челябинске отыскала с трудом, пишут как под копирку, рифма типа «Танкоград, Танкоград, все об этом лишь твердят». Наша тема посвящена отчасти даме Философии , а не убожеству в  поэзии, да и город наш  красивей стихов с этого сайта. Для желающих. ссылка, что не нужно читать :http://zanimatika.narod.ru/RF11_Chelyabinsk.htm
 Стихи о Челябинске есть и у меня, но из этой темы я ушла. Перейдём к пейзажной лирике, мне она ближе к сердцу. После долгих поисков пейзажной лирики нашла лишь Поэты Урала на стихах.ру, но не в Челябинске и неплохого поэта  Римму Дышаленкова.
По крайней мере, тема Аркаима мне тоже близка. Привожу её стих, мне понравился , насколько круги Аркаима ассоциируются с китайскими раскопками – бабушка  надвое сказала..
Римма Дышаленкова.
Из глины Аркаима

Ночные пилигримы,
полночные загадки,
из глины Аркаима
слепили мы лампадки.

Горим неопалимо,
мы — духи трех планет,
спустились к Аркаиму
для дружеских бесед.

Нам тьма небес открыта,
земля — одна на всех:
на севере молитва,
на юге дерзкий смех.

Лампадных душ — нас много,
но человек — един.
К Единому дорога
ведет на Аркаим.

Вот мой стих на тему Аркаима.

   КОНИ АРКАИМА
   
  Нас несут первобытные кони,
  Слышен стук их тяжёлых копыт,
  Отражается небо в затоне,
  Солнца луч, ослепляя, блестит.
   
  Для тебя песнопенья свершались,
  Целый день это было вчера,
  И в горячиx углях обгорали
  Кости жирных тельцов до утра.
   
  - Ничего нам, о Солнце, не надо,
   Кроме близко кружащих побед!
  Ты командовать будешь парадом,
  Чтобы ожили ритмы Ригвед.
   
  Ты пошли золотистого Сому
  Или дай без боязни уснуть,
  Если склонимся к миру иному
  Через несколько горьких минут.
   
  Но и там будут резвые кони,
  Дайте к ним ещё пару колёс.
  Нас теперь никогда не догонят,
  Мы вернёмся к вам в молниях гроз.

Вот её же стих из цикла «Уральские ведьмы»
3. Тайны исцеления (отрывок)

…И опять я зову вас в природные календари.
Вспомни речь мудрецов, что давно отзвучала:
за целительной силой — к вершинам глубокой горы,
в Изумрудные залы Урала.

Златоуст открывал мне пещеры любви,
врачевания силу поведала Сатка.
Надо духом парить, надо верить в полеты свои.
Только в майскую ночь отворяет пещеры Зюраткуль.

Здесь мы с детства узнали всесилие тихой травы:
заклинанье цветка, волхование шмеля,
нас крапива учила здоровью, шиповник — любви,
нас купали купели сентября и апреля.

Это с детства я знаю: властительный облик камней.
Самоцвет наделен силой древнего света.
Допотопная тяга его бесконечных лучей
подключает нас к вечности или к маршруту планеты…»
По крайней мере, эти стихи интересные и читать можно, не боясь сюрпризов.

Закончу своим же стихом из цикла «По Уралу».

В РАССВЕТНЫЙ ЧАС
   
  Когда умолкнут крики птиц лесных,
  И лес заснёт глубоким сном спокойным ,
  То не буди той вещей тишины
  И на неё созданий обречённых.
   
  И серый волк примятую постель
  Покинет, чтоб брести тайгой глухою,
  Которая ему как колыбель,
  Качаемая ласковой рукою.
   
  И утки омовенье на мели
  Свершают с первыми весёлыми лучами,
  Спешит куда-то по делам кулик,
   А спозаранку пахнет и грибами,
   
  Сколь изменений за простую ночь !
  Казалось, даже озеро чуть больше.
  Отоспалось, качнулось во всю мощь,
  Метёлки камыша в воде полощет.
   
  Не нарушай расклада также дня,
  Пусть лес поёт , чирикает и плачет,
  Придя в себя от сильного дождя,
  И пусть сорока обо всём судачит.

Хотелось ещё почитать стихи о цветах, растущих в уральских лесах, но нашла только свой цикл «Цветы русского леса». Впрочем, о пейзажной лирике можно говорить долго и много, и здесь уже на высоте будут исключительно русские поэты Фет, Тютчев, Рубцов.

  ВАСИЛЬКИ
   
  Созерцанье природы - бальзам на душевные раны,
  Можно жить впечатленьем неделю иль три.
  Мы, цветы-васильки взросли не в раздолье поляны,
  А в пшенице густой и в огненной ржи.
   
  На огромных равнинах понемногу раскиданы
  И сапфирово светимся на виду деревень
  Соком жирной земли от кореньев пропитаны,
  Голубые головки сидят набекрень.
   
  Цвета неба весёлого, жаркого, летнего,
  Когда ягоды зреют, купанья в разгаре пора,
  Любоваться пейзажем охота до часа последнего,
  Когда в белую ночь незаметно текут вечера.
   
  Спать ложатся цветы, выпадает роса и туманы,
  А поутру опять улыбается солнце луне,
  Вы, цветы голубые, нарушили прежние планы,
  В вас влюбляюсь, похоже ,сильней и сильней.


Рецензии
Солидный литературный труд.
Был в Уфе один подхалим и
выскочка- ра-Дик рави-Лович.

Получил диплом профессора
философии сам дурак дураком,

Но зато как стелился пред
нужными людьми хот ноги о него.

Вместо половой тряпки вытирай.

Такие люди любому руководителю
ну очень и очень нужны!

Игорь Александрович Степанов-Зор   17.01.2023 22:00     Заявить о нарушении
Да, нужны. Некоторые паеты в Ч. так и говорят прямо, вот раньше хорошо было, а сейчас пишут , что хотят и никаких мол запретов. То есть он готов писать то, что нужно, а не то, что муза повелела. Он имел в виду не пошлость или мат, а именно идеологию, у самого стихи так себе, но он "правильный" и указывает всем писать о 4-8 строчках, как он сам. Есть и такие в одном месте она одно говорит, а в другом другое, здесь тоже полно фарисеев. Спасибо, Игорь.

Наталья Прохорова   18.01.2023 12:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.