Брюллов и Пушкин
С Карлом Брюлловым Пушкина познакомил его московский друг Павел Нащокин в 1836 году, в Москве. Художник показал поэту эскизы будущих картин. Много беседовали о сюжетах картин.
До этого они успели познакомиться заочно, через свои произведения.
Уже в 1827 году Пушкин хорошо воспринял увиденную на выставке картину Брюллова «Итальянское утро», а позднее познакомился и с всемирно известной его картиной
"Последний день Помпеи", которая была выставлена в Петербурге в 1834 году.
Один из крупнейших русских живописцев, Карл Брюллов родился 12 декабря 1799 года. Предки Брюллова были обрусевшими выходцами из Германии. Брюллов происходил из старинного французского рода Брюлло, известного еще в XVII веке.
Букву «в» в конце фамилии будто бы собственноручно приписал Александр I.
Императору хотелось, чтобы фамилия талантливого молодого художника, отправленного за казенный счет в Италию, звучала по-русски.
В России Брюлловы жили со второй половины XVIII века. Отец, академик Павел Иванович Брюллов, состоял на службе в Петербургской Академии художеств как мастер резьбы по дереву. Жена его, Марии Ивановны Шрёдер , имевшая немецкие корни, была деловой женщиной и отличалась домовитостью и уменьем вести хозяйство.
Карл Брюллов родился в Петербурге. Окончив Академию художеств с Первой золотой медалью и аттестатом 1-ой степени, Брюллов получил право на продолжение художественного образования в Италии. По пути туда он посетил Дрезден и Мюнхен, где написал семейные портреты двух баварских министров.
В Риме Брюллов писал картины на итальянские темы.
Ко второй половине 1820-х годов относится целый цикл небольших картин, воссоздающих живые, увиденные художником бытовые сценки, такие как «Итальянское утро» (1824), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827) и «Полдень» (1831).
Одно из полотен принесло ему европейскую известность и славу.
Это знаменитая картина "Последний день Помпеи", которая сразу после ее завершения была выставлена в Париже, Лондоне и Петербурге. Полотно это произвело огромное впечатление на Пушкина, который посвятил ему в августе—сентябре 1834 году неоконченное стихотворение:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Пушкин был близко знаком с братом Карла, архитектором и портретистом, Александром Павловичем Брюлловым (1798 - 1877), который в 1831 году нарисовал акварельный портрет
Натальи Николаевны Пушкиной.
Имя Карла Брюллова упоминается в письмах Пушкина к жене :
В письме к жене от 4 мая Пушкин сообщает: «Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен. У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? Невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя; пожалуйста, не прогони его, как прогнала ты пруссака Криднера. Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый, и готов на все. Здесь Перовский его было заполонил; перевез к себе, запер на ключ и заставил работать. Брюллов насилу от него удрал»…
Напрасной была уверенность Пушкина в том, что Брюллов разделит его идеал красоты:
не встретил художник восторги поэта ответным восторгом.
По-своему увидел Брюллов и «семейное счастье» поэта.
Когда однажды осенним вечером Пушкин зазвал Брюллова к себе и выносил показать ему своих детей по очереди, Брюллова не растрогала эта сцена - он был не в духе - счел эту сцену "натянутой": он был глубоко убежден, что жизнь поэта несовместима с семейными радостями. Ему показалось, что Пушкин старается внушить и ему, и самому себе, что он счастлив.
В реальность такого счастья Брюллов не верил.
«На кой черт ты женился?» Пушкин сразу сник — а может, просто подыграл:
«Я хотел ехать за границу, а меня не пустили, я попал в такое положение, что не знал, что делать, и женился».
Последняя встреча Пушкина с Брюлловым произошла 25 января 1837.
" Сегодня в нашей мастерской были Пушкин и Жуковский. Сошлись они вместе, и Карл Павлович (Брюлов) угощал их своею портфелью и альбомами. Весело было смотреть, как они любовались и восхищались его акварельными рисунками; но когда он показал им недавно оконченный рисунок: "Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне", то восторг их выразился криком и смехом. Да и можно ли глядеть без смеха на этот прелестный, забавный рисунок? Смирнский полицейместер, спящий посреди улицы на ковре и подушке, такая комическая фигура, что на нее нельзя глядеть равнодушно. Позади него за подушкой, в тени, видны двое полицейских стражей: один сидит на корточках, другой лежит, упершись локтями в подбородок и болтая босыми ногами, обнаженными выше колен; эти ноги, как две кочерги, принадлежащие тощей фигуре стража, еще более выдвигают полноту и округлость форм спящего полицейместера, который, будучи изображен в ракурс, кажется от того еще толще и шире. Пушкин не мог расстаться с этим рисунком, хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище; но рисунок принадлежал уже княгине Салтыковой, и Карл Павлович, уверяя его, что не может отдать, обещал нарисовать ему другой; Пушкин был безутешен; он, с рисунком в руках, стал перед Брюлловым на колени и начал умолять его: "Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня; отдай мне этот". Не отдал Брюллов рисунка, а обещал нарисовать другой. Я, глядя на эту сцену, не думал, что Брюллов откажет Пушкину. Такие люди, казалось мне, не становятся даром на колени перед равными себе. Это было ровно за четыре дня до смерти Пушкина.
А. П. МОКРИЦКИЙ. Воспоминания о Брюллове. Отечественные Записки, 1855.
После смерти поэта Брюллов сделал эскиз памятника Пушкину, а в 1849 написал картину
на сюжет поэмы «Бахчисарайский фонтан», написанной Пушкиным в 1821 — 1823 годах.
Из личной жизни Карла Брюллова:
длительный роман с Юлией Павловной Самойловой, урожденной фон дер Пален, аристократкой из рода Ставронских, родственников императрицы Екатерины I. Портреты «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком» и «Всадница» (1832), а также картина «Вирсавия» (1832) связаны с этим этапом жизни Брюллова.
В 1839 году Брюллов женится на пианистке Эмилии Тимм, дочери рижского бургомистра.
На свадьбе присутствовал и оставил свои воспоминания Тарас Шевченко. Его выкупили из крепостной неволи за 2 500 рублей, полученные от разыгранного в лотерею портрета В.А. Жуковского кисти К.П. Брюллова.
Однако брак быстро распался, и Эмилия в том же году выходит вторично замуж за 57-летнего издателя журнала "Сын отечества", журналиста Николая Ивановича Греча.
Художник оставил романтический портрет своей бывшей жены.
Расторгнув брак,Брюллов оставался в Петербурге до 1849 года, затем вновь отправился в Италию, где и умер в 1852 году. Похоронен около Рима, в местечке Марчиано.
Образы Пушкина и Брюллова увековечены скульптором И.Н.Шредером (1835 - 1908) в бронзовом горельефе "Писатели и художнили" на памятнике "Тысячелетие России".
К. Брюллов (1799 - 1881)
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад). Не позднее 1842. Холст, масло. 249 x 176 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Свидетельство о публикации №113111704212