Миропорядок. Часть- 1 История осознания 1-1Отзывы
(Издание второе доработанное)
Этическая поэма в шести частях
Часть 1 История осознания
Часть 2 История Земли
Часть 3.Жизнь Олимпийских богов
Часть 4 Подвиги Геракла
Часть 5 Троянская война
Часть 6 Истины
Посвящается ЮНЕСКО и 2006 году, объявленному
Годом Цивилизаций и Планетарного Сознания!
Представитель Казахстана в ЮНЕСКО, казахский поэт Олжас Сулейменов, считает, что XXI век будет веком интернационализма, в отличие от XX – века национализма. Он предложил ЮНЕСКО провозгласить 2006 год – Годом Цивилизаций и Планетарного Сознания!
Олжас Сулейменов считает: “…Нужен диалог Цивилизаций для избавления от религиозного и национального консерватизма и экстремизма. Есть одна религия – это Единый Бог – Создатель – Вселенский Разум, хранилище совокупного земного Знания – Планетарного Сознания, и одна нация – HOMO SAPIENS – нация Разума!..”
Часть первая
ИСТОРИЯ ОСОЗНАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1-1 Отзывы
Отзыв В.П. кКазначеева
Отзыв Э.А.Бальбурова
1-2 Предисловия
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
1-3 Молитва
1-4 Со знание
1-5 Стоят вопросы без ответов
1-6 Взросление Разума
ОТЗЫВ В.П. КАЗНАЧЕЕВА
ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЙ Юрий Алексеевич,
Благодарю Вас за ваш творческий труд – этическую поэму “Жизнь олимпийских богов или взросление разума”. Несомненно, он очень оригинальный.…В меру своих возможностей могу сказать, что мифологическая значимость и одухотворённость различных “личностей” различна. Одни, как бы, выполняют верховные небесные дела. Другие – земные, некоторые из Богов (Богинь) могут превращаться в полубогов (Человека - Богов) и вся эта богатая историческая палитра очень разнообразна. Видимо в ней есть несколько соответствующих “горизонтов” или уровней… В Вашей замечательной поэме я не обнаружил какого - то доминирующего принципа и это подчёркивает этическую актуальность затронутой Вами темы. Примите мою благодарность и добрые пожелания!
Академик Российской Академии Медицинских Наук, академик Академии естественных наук Российской Федерации, Петровской Академии наук и искусств, доктор медицинских наук, профессор
Влаиль Петрович Казначеев 2006г.
ОТЗЫВ Э.А. БАЛЬБУРОВА
Вниманию читателя предлагается стихотворный текст, созданный, как указывает автор, Юрий Куратченко, “по мотивам мифов Древней Греции в изложении Гомера, Овидия, Вергилия” и других античных поэтов. Замысел автора довольно смел: сблизить древние мифологические представления с современными знаниями. Объединить миф с историей, космогонию и теологию с наукой. В его поэтическом космосе свободно сосуществуют
Создатель и лаборатория Вселенной, поочерёдно выступая в роли творцов мироздания. Акт божественного творения не отменяет теорию Большого Взрыва, возникновение галактик и чёрных дыр – рождение Геи и Урана,
тела циклопов и титанов производятся на свет “из хромосомной биомассы”. Насколько правомерны и убедительны эти сопряжения и
контаминации разных сознаний и языков, судить читателю. Для меня же, несомненно, одно: замысел Ю. Куратченко оправдывается тем, что он не только близко знакомит читателей, особенно юных, с мифопоэтическим миром колыбели нашей цивилизации, но может побудить к нему более серьёзное, чем это, к сожалению, ещё принято, отношение.
Что такое миф? В обыденном словоупотреблении – небылица и вымысел, искажающий и затемняющий трезвый адекватный взгляд на реальность. Другой смысл, вкладывает в это понятие наука. По убеждению самых видных её представителей от Г.В.Ф. Шеллинга до В.Н. Топорова, миф – это творчество, как таковое, “создание наиболее богатых по смыслу и энергетичности образов действительности, которые обладают особой силой примера”. (В.Н. Топоров. Миф Архетип. Символ. Образ. М., 1995, с.5) Жив ли миф сегодня? Конечно. В основе всех творческих удач ума – будь то ум учёного или художника – лежит “удар интуиции”, мифогенная “молния воображения и откровения” (слова П. Флоренского) по-прежнему, как и в мифологическую эпоху, озаряющее сознание своей чудодейственной вспышкой. Так рождается новое Слово мира. Однако, сегодня это Слово нужно вписать в сегодняшний опыт культуры. В результате мы имеем уже не мифы, а теории и произведения искусства, принявшие в себя громаду современных представлений и логико-риторической техники. Но миф остаётся эмбрионом и душой творчества. Было время, в эпоху античности, когда душа эта выражала себя в первозданно-девственной чистоте и цельности и, как следствие, с непревзойдёнными эстетическими достоинствами, ведь эстетичность – сестра цельности.
К античному мифу как к неиссякаемому источнику архетипических смыслов и гармонии обращалась мысль западноевропейского Возрождения и русского религиозно-философского ренессанса конца XIX – начала XX веков. Имена В. Иванова и А. Лосева стоят в ряду исследователей античной мифологии мирового уровня. Не менее актуально это исследование и сегодня. Взять хотя бы такую стремительно назревающую проблему, как религиозное воспитание, пробуждение утраченного нашим убого рациональным атеистическим сознанием ощущения чуда и тайны, без которого нет и религиозного чувства. Об оборотной стороне распространения, так называемых, положительных знаний с тревогой писали русские космисты В. Соловьёв, Н. Фёдоров, В. Вернадский и другие. (Подробнее об этом я писал в моей книге “Поэтическая философия русского космизма”).
В последние десятилетия эта тревога захватывает умы всё более широкого круга учёных и философов. Наука, по словам П. Фейерабенда, стала мероприятием, ответственным за экологические и социальные катаклизмы. “Если классическая наука была в принципе секулярной (освобождённой от церковного сознания), – пишет современный историк науки, - то нынешние трансформации в научном знании делают его, мягко говоря, открытым для расширения сознания по отношению к религии вообще и теологии в частности”.
(М.А. Чешков. “Новая наука”, постмодернизм и целостность современного мира. Вопросы философии,1995, №4). Наука умеряет свои
имперские амбиции обладателя истиной в последней инстанции, она приходит, к идее открытой рациональности, т.е. убеждению, что не
существует единственного пути к истине, их много и только все они в совокупности могут дать нам полное и адекватное знание. Наука уже не смотрит на мистику как на мракобесие. “Мистицизм, – пишет один из крупнейших современных физиков Д. Бом, – это непосредственное прикосновение к конечной реальности в её единстве”.
(Наука и религия. 1989, №6).
Тревогой за деяния безблагодатного и самочинного людского разума, противопоставившего “принцип истины от человека принципу истины от Бога” (слова П.Флоренского) проникнута и поэма Ю.Куратченко:
“…Бесспорно, есть у нас Создатель, Бесстрастный вечный наблюдатель, Хранитель жизни и миров. Он – Живой Разум Планетарный –
Источник жизни всей земной. Но человечество бездарно считает выше разум свой…”
Ю. Куратченко не одинок в своём обращении к античной мифологии.
Интерес к ней в современной литературе как никогда велик. Так, о дочери Эллады афинской ворожее Носидэ и о влюблённом Фавне, который “… и за прелестной нимфою Сирингой по легковесным гонится пятам…” слагает свои изящные лирические версии Белла Ахмадулина (цикл “Голубой обморок”). Иосиф Бродский зовёт на свет тени Одиссея и Телемака (“Одиссей Телемаку”). Герои античных мифов – частые гости на страницах стихотворных сборников В. Сосноры, А. Кушнера, П. Берсковой (сборник “Эвридей и Орфика”) и много других читаемых нынче поэтов. В прозе к античной теме не раз обращались такие признанные мэтры, как В. Пикуль и Л. Петрушевская. Насколько популярна эта тематика среди, более молодых прозаиков, говорят сами названия их произведений. Это романы Г. Маркосян-Каспер “Пенелопа”, В. Проталина “Лабиринт или сказание о Тезее”, К. Булычёва “Покушение на Тезея”, рассказы и повести М. Бутова “Пан”, С. Богдановой “Сон Иокасты”, А. Казанцева “Тринадцатый подвиг Геракла”, С Цветкова “Аполлон разоблачённый” и многие другие.
Что ищут современные авторы в этих бессмертных архетипических образах? – Цельность мировосприятия, которая была свойственна античным мифотворцам, и которая удостоверена этической ценностью
их творений. Она становится всё более настоятельной потребностью художественного сознания, неуютно чувствующего себя в условиях современного хаоса и распада, посреди взаимно непроницаемых специальных знаний и эгоистических воле устремлений.
Пожелаем им и Юрию Куратченко творческих удач на этом пути!
Старший научный сотрудник Института Филологии
Сибирского Отделения Российской Академии наук
Доктор филологических наук Эдуард .Африканович. Бальбуров 2006г.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Идея написания этой книги родилась из хаоса знаний и мыслей о Космосе, о Мире, о Человечестве, удивляющих и манящих своими тайнами и завлекающих в их глубины. Книга задумывалась, как попытка вступить в диалог с цивилизацией на тему о разуме, его эволюции и роли человека в истории мироздания. Из возможных форм изложения: научной монографии, художественной прозы или поэтического повествования, победила последняя. И всё текло само собой. Что получилось – судить Вам, дорогой читатель.
Библия – великая и основная книга по истории мироздания – говорит о том, что вначале было слово, и слово это было у Бога! И, что Бог создал нас, человека, по образу и подобию своему и дал человеку Разум. О чудесных божественных способностях первых человека мы узнаём из писаний Древнегреческого эпоса об Олимпийских Богах. Почему же человек со временем утратил свои чудесные божественные способности. Творить чудеса мыслью и словом, не болеть, излечивать наложением рук и словом, сохранять вечную юность, жить столетиями, перевоплощаться в другие существа, общаться напрямую с Вселенским Разумом – Создателем, Богом, управлять стихиями, ходить по воде, “аки, по суху”, перемещаться во времени и пространстве, предвидеть и влиять на события, и прочие чудеса? В древнегреческом эпосе говорится, что человек, осваивая планету Земля (Гею), стал обучать двуногие существа земли умениям, навыкам и знаниям, данными ему Богом. Так появились люди Земли. Они не следовали всем заповедям Бога и , размножившись на Земле, вытеснили первозданного человека. Агрессия людей привела к гибели многих человеческих цивилизаций. И Бог отнял у первозданного человека его способности связи с Вселенским Разумом (шестое чувство) и с ним, с его силой духа и силой воли (слова). Две тысячи лет назад, совсем недавно по меркам существования Земли и Вселенной, Бог – Создатель послал на Землю своего сына – Иисуса Христа. Этим он явил уже современной цивилизации все чудеса Розума и плоти, чтобы напомнить о способностях и предназначении человека, как цивилизации от Бога. А так же о своей роли Создателя и Разума (Сознания) в существовании жизни на Земле. Но современные люди до сих пор не внемлет этим напоминаниям и разрушает гармонию Мира и замысел Создателя.
Почему же Разум первозданного человека не смог победить животную сущность поступков земных двуногих существ, то есть, людей? Может быть, Ум людей ещё не в состоянии впитать в себя все знания Вселенского Разума, и даже Планетарного Разума, то есть Разума Бога, и оперировать ими так, чтобы стать подобным Ему, Его замыслу? Но, в то же время, мы наблюдаем проявление необычных способностей, как в ближней истории (опыт Теслы и Эйнштейна по телепортации), так и в современной истории (экстрасенсорные способности Мессинга, Ванги и других), свидетельствующие о великих чудесах творения Вселенского Разума и возможностях человеческой цивилизации от Бога!
Хочется верить, что человек не утратил чудесные созидательные способности и связи с Вселенским Разумом навсегда. Быть может, разум земных людей находится в состоянии взросления или качественного совершенства на очередном этапе эволюции? Тогда интересно, какими способностями разума обладали первые цивилизации и как они ими пользовались? А, быть может, земляне наказаны Создателем за “плохое поведение” первых человеческих и современных людских цивилизаций и “программа” включения Вселенского Разума (шестого чувства – способности связи с ним) временно приостановлена? Тогда человечество должно сделать всё, чтобы не лишиться разума окончательно!
Обращение к прошлому, дошедшему до наших дней в писаниях мировой литературы, имеет не только познавательное, но и воспитательное воздействие на потомков. Создавая сюжеты своих произведений в поэтическом изложении мифов Древней Греции и древнего Рима, Гомер, Овидий и Вергилий имели целью создание некого нравственного материала для благородных побуждений.
До недавних пор их писания воспринимали как литературно- аллегорические вымыслы. Но выписанные в них многочисленные подробности из жизни их героев позволяют рассматривать эти произведения как литературно-исторические, отражающие события определённого исторического периода. Такой подход, например, позволил немецкому археологу Генриху Шлиману, руководствуясь гомеровским эпосом, предположить местонахождение Трои. Раскопками 1870 –1890 годов он нашёл Трою и доказал, что гомеровский эпос имеет солидную фактическую основу. Этот случай позволяет мне рассматривать мифы и, основанные на них, писания как научно-исторические материалы.
“Человек уже перерос ту картину мира, которая была измышлена его предками, …она не удовлетворяет его эстетически или этически”. – Писал Луначарский в “Этюдах критических”.
Осмысливая такие материалы с учётом современных знаний и представлений о возникновении мира и жизни на Земле, о субстанциональности компонентов среды, о феномене времени, можно трансформировать литературно-аллегорические сюжеты, изложенные в эпосах Гомера, Овидия, и Вергилия, в современные научные концепции о строении мира и его целостности. В этом смысле первые такие осмысления целесообразно делать в том же жанре и на тех же сюжетах, но с новыми взглядами.
Предлагаемая Вашему вниманию этическая поэма “ Миропорядок” – литературно-историческое, художественное произведение, написано с позиций выявления логического совпадения мифов Древней Греции и Древнего Рима, с современными представлениями о мире, отражёнными в гипотезах Большого Взрыва, Вселенского Разума и Зарождения биологической жизни во Вселенной – т.е., из благородных побуждений выявления целостности мира и создания некого нравственного материала. Поэма может представлять интерес для широкого круга читателей от детей среднего и старшего школьного возраста, до научной общественности, интересующихся историей мироздания.
История – наука, таящая в себе много неизведанного, неразгаданного, и приподнимать завесу тайны всегда доставляет истинное наслаждение.
Юрий Куратченко 2005 год.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
На мой взгляд, взаимоотношения мифов, знаний современной науки, чудесных явлений Природы и откровений Церкви, привели современную цивилизацию к консенсусу в понимании примата миропорядка над хаосом во Вселенной. Эта философская парадигма мышления обусловила благотворное взаимопроникновение учений науки и церкви в трактовке взаимоотношений творений Природы и Человечества. Наука уже не столь категорично относится к учению церкви о Боге, и к вере человека в Бога, принимая наличие на высшем уровне организации Природы, системы некоего порядка, некой система образующей силы. Только с этих позиций можно рассматривать весь круг философско-теологических проблем мироздания, находя для догматов соответствующие словесные объяснения в древних мифах. Например, наличие множественности религиозных вероучений, и, несмотря на их различия, неоспоримое единство в наличии Создателя.
Я разделяю убеждения многих учёных и теологов, в том, что мы живём в эпоху качественного изменения нашего сознания, приближающего нас к Вселенскому Сознанию. И это понимание должно найти отражение и в науке, и в искусстве, и в литературе. Давайте вести этот диалог! 12..03.12.
Свидетельство о публикации №113111703767