В горах- 5
..................
5
- Нет, простодушно ответил младший.
- Так почему же, я вас спрашиваю, бог создал человека, который сам делает машины, а не создал сразу и машины? Вы не знаете? Хорошо, что вы встретили старого еврея, который объяснит вам это. Бог не захотел создавать машины, чтобы не погубить человека. Он дал ему
разум, чтобы человек мог сам создавать машины, чтобы он не стал лентяем. Бог ненавидит лень больше, чем злую жену!
- Здорово!- заметил рябой.
- Больше, чем злую жену!- смеясь повторил младший.- Ну, а у кого злая жена, тот уже не боится бога!
- Из-за злой жены мужчина становится лодырем.
И ему тогда крышка!
Эта тема на короткое время установила между ними какое-то единодушие. Авраам был доволен своей маленькой победой, но он заметил тень озабоченности на лице старшего: тот видимо заметил, что удаляется от цели. Младший же был явно польщён, что участвует в настоящем
мужском разговоре.
- Клянусь богом, он говорит правильно, как по радио!- воскликнул он.
- Подумаешь, по радио! Там говорят по бумажке.
А вот ты радио сделай.
- А ты сделаешь?
- Сделаю.
- Правда?
- Когда учатся, всё можно сделать,- ответил Авраам с нарочитой скромностью, ещё более поразившей парня.
- Умеешь делать радио, а пасёшь скот, как мальчишка!- он недоверчиво посмотрел на Авраама
- Клянусь своей верой.
Авраам невольно взглянул на свои старые ботинки и грязные заплатанные брюки. Он знал: с их точки зрения пастух- это бедняк, горемыка, это тот, кто стоит на самой низкой ступени
общественной лестницы. И вот он- еврей, волосы которого посеребрила уже обильная седина, всё ещё пасёт скот. Видно, что он неудачник. Но теперь ребята встревожены: неужели этот народ так могуч,что даже пастухи у них умеют делать радио? А может, они досадуют на тех, кто не уважает столь образованного и старого человека и заставляют его пасти скот.
Так или иначе, но у ребят может возникнуть симпатия. А от этого зависит его жизнь.
- Да, вздохнул он,- ты, конечно, ещё молод и не знаешь, что такое кубания(так арабы называли кибуцы, тип колхоза). Спроси у односельчан, они тебе расскажут. Я знаю, у вас ещё живы старики, которые бывали у нас в добрые времена, ну, напрмер, шейх Фархан, Абдул Азис, Махмуд Салех... Они, бывало, говорили нам: о, если бы вы были бы арабами... Жили бы мы тогда припеваючи, ходили бы в золота, ведь у вас все учёные, да образованные, всё вы умеете делать, каждый может легко разбогатеть. А мы им, бывало, отвечали: "Мы не гонимся за золотом..."
- Я это слышал,- сказал рябой.- Мне отец рассказывал.
_ Что же говорил тебе отец?
Старший начал объяснять младшему, как живут и работают в кибуце. Несколько раз Авраам прерывал его, уточняя разъяснения рябого. "Не богатство и не деньги для нас главное, а честность и справедливость",- говорил он, сам удивляясь примитивности своих суждений. Уж много лет не приходилось ему так упрощённо говорить о сложных жизненных вопросах. Он ведь
знал, что всё на самом деле гораздо сложнее. Но то, что было лишь приблизительно верным и далеко не точным там, в долине, было чистейшей правдой здесь, в горах. Когда находишься между жизнью и смертью, всё становится очень простым.
Авраам внимательно следил за выражением лица рябого, который говорил о евреях с ненавистью и презрением, и чувствовал, что опасность не ушла. И действительно, маленькие глазки рябого вдруг сверкнули, он взял автомат на изготовку и сердито закричал на своего товарища:
- Чего уши развесил? Они мастера зубы заговаривать... Не успеешь оглянутьмя, как забудешь, кто ты, а кто он. А тебе зачем дали оружие? Чтобы ты его шлёпнул!
А ты во все глаза на него смотришь! Тоже нашёл наставника... Пулю в него- и дело с концом
А ты не сделаешь- сделаю я. Раз- и вместо красивых слов изо рта кровь хлынет.
--
Свидетельство о публикации №113111711353