Утонченный профессор и жестокий мемуарист
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский про книгу «Воспоминания о войне» сказал так: «Тихий и утончённый профессор, член-корреспондент Академии Художеств выступает как жёсткий и жестокий мемуарист. Он написал книгу о войне. Книгу суровую и страшную. Читать её больно. Больно потому, что в ней очень неприятная правда». Автор книги «Воспоминания о войне» знаменитый в узких кругах искусствовед, многолетний научный сотрудник и член ученого совета Эрмитажа, один из самых известных специалистов в мире по североголландской живописи Николай Николаевич Никулин – уроженец села Погорелки Мологского района Ярославской области.
РОДИЛСЯ В МЯТЕЖНЫЕ ГОДЫ
Николай Никулин родился 7 апреля 1923 года в селе Погорелка, которое вот уже более семидесяти лет покоится на дне Рыбинского водохранилища. Его родители интеллигентные люди, единственные изо всей сельской округи, имевшие высшее гуманитарное образование. Его отец Николай Александрович Никулин еще при Николае II окончил Санкт-Петербургский университет, что для тех времен было весьма почетным явлением; а мать Лидия Сергеевна в девичестве Ваулина была выпускницей Бестужевских курсов. Именно поэтому родительское воспитание и образование здорово повлияло на формирование мировоззрения и ценностей будущего искусствоведа Николая Никулина…
В провинциальную и тихую Мологу – малую родину обоих родителей, семейство Никулиных переехало сразу после революции, подальше от революционных и политических страстей. Правда спокойно прожить не удалось и там. В 1931-м отца Николая Никулина убили, а потом подобралось до них и известие о затоплении края и переселении мологжан. Правда, к 1940-му Николай успел закончить в Мологе десятилетнюю школу, а потом когда все родственники переехали в Рыбинск, в ноябре 1941-го Николай ушел добровольцем на фронт.
НА ФРОНТЕ
Попав на фронт, Николай Никулин оказался под Волховстроем в качестве рядового 883-го артиллерийского полка, позднее переименованного в 13-й гвардейский полк. В его составе Никулин участвовал в наступлении Волховстроя, в боях под Киришами, под Погостьем, в Погостьинском мешке (Смердыня), а затем и в прорыве и снятии блокады Ленинграда. Летом 1943-го года Николай Николаевич принимал участие в Мгинской операции, а затем наводчиком 45-миллиметровых пушек. С сентября 1943-го воевал в гвардейской артиллерийской бригаде, вместе с которой участвовал в боях за станцию Медведь, города Псков, Тарту, Либаву. В начале 1945-го года их команда была переброшена под Варшаву, откуда двинулась на Данциг и на Берлин. Май 1945-го года Никулин встретил в Берлине в звании сержанта.
Он прошел всю войну от начала и до конца. Он принял участие в более чем 30-ти боях, в каждом из которых мог погибнуть, но за всю войну он получил четыре тяжелых ранения и одну контузию.
За проявленное мужество и героизм Николая Никулина наградили орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу» обе получил после боев в 1944-м, медалями «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и множеством других наград. Было Никулину в 1945-м всего 22 года.
С ПОЛЯ БОЯ В ЭРМИТАЖ
Война для Никулина закончилась в ноябре 1945-го года. Только поздней осенью советская власть разрешила прошедшему четыре с половиной года войны человеку быть свободным…
Сразу после войны Николай Николаевич приехал в Рыбинск, где на левом берегу жили переселенные из Мологи родственники. Но оставаться жить в этом городе он не пожелал, поскольку не было перспектив получения хорошего искусствоведческого и культурологического образования, к коему тяготел, и потому зимой 1945-го вместе с матерью он уехал в Ленинград.
Весной 1946-го Никулин без особых проблем поступил на исторический факультет Ленинградского Государственного университета. Проблем в учебе и сдаче экзаменов не возникало, ведь Никулин многие азы культурологи и искусствоведения знал с детства от грамотных имевших соответствующее образование родителей. В 1949-м Николай Николаевич пришел на работу в качестве практиканта экскурсоводом в Государственный Эрмитаж. А на следующий 1950-й с отличием окончил истфак ЛГУ, и перешел в аспирантуру этого высшего учебного заведения. В 1950-м он стал научным сотрудником одного из ведущих научных отделов Эрмитажа – отдела западноевропейского искусства. Заведующий этим отделом был знаменитый и выдающийся искусствовед, ученый-эрмитажник В.Ф.Левинсон-Лессинг. Именно под его началом и работал в первые годы Николай Никулин, именно с ним нашему земляку довелось совместно работать над первым научным каталогом фламандских примитивов, который вышел в Брюсселе в 1965-м году. Кстати Никулин считается самым лучшим и талантливым учеником Левинсона-Лессинга.
В 1957-м Николай Николаевич успешно окончил аспирантуру при Государственном Эрмитаже и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.
ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСВУ ПРОФЕССОР
В 1965-м году Николаю Никулину как отличному специалисту в области искусствоведения было предложено по совместительству преподавать в институте художеств имени Ильи Репина. И Никулин согласился. Его опыт и знания, накопленные за 15 лет работы в Эрмитаже, позволяли начать воспитывать своих учеников.
Вскоре Никулин стал профессором института и заведующим кафедрой истории европейского искусства 15-18 веков. Специально под эти темы он написал учебник и ряд лекций, на темы: «Творчество Босха», «Творчество Брейгеля», «Нидерладская живопись 15 века» и другие, по которым и сегодня в институте учат студентов.
Работу в Институте Никулин грамотно совмещал с работой в Эрмитаже, которому посвятил шестьдесят лет своей жизни. Во все эти годы он занимался не только исследованием творческого наследия выдающихся художников мира, но и организацией выставок. Им лично в Эрмитаже им были организованы выставки и изданы соответствующие каталоги: «Немецкий пейзаж 18 века», «Немецкая живопись 18 века», «Антон Рафаэль Менгс», «Якоб Филипп Хаккерт», «Картина Мартина де Фоса из Таллинского музея. История реставрации» и множество других. В его активе организация многочисленных передвижных выставок картин Эрмитажа в городах СССР и за рубежом – в Автрии, Польше, Берлине, Веймере и других.
Перу Николая Никулина принадлежат многочисленные статьи в научных искусствоведческих и культурологических журналах Советского союза, Италии, Польши, Венгрии, Германии, Бельгии и Голландии.
К зависти коллег, тем более, обычных трудящихся, – Никулин был «выездным». Его приглашали за рубеж консультировать, на конференции, симпозиумы. Он бывал не только в странах «социалистического лагеря», но и на самом что ни на есть настоящем, «враждебном» Западе. В Баварской Академии художеств авторитетного ленинградского ученого немцы принимали с предупредительностью и уважением…
За свою шестидесятилетнюю активную творческую и научную деятельность Николай Никулин написал свыше 160 книг и статей, учебников и учебных пособий. Наиболее важные из них это «Нидерладское искусство в Эрмитаже», «Немецкое искусство в Эрмитаже», «Золотой век Нидерландской живописи» и так далее. По сей день эти и почти все труды Никулина являются научной классикой искусствоведения.
По признанию директора Государственного Эрмитажа академика Михаила Пиотровского, многие искусствоведы с гордостью причисляют себя к школе Николая Никулина. Его ученики работают в Государственном Эрмитаже и во многих городах России и ближнего зарубежья. В одном из интервью телеканалу «Культура» Пиотровский назвал Никулина «Историком искусств от Бога».
ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ
В 1975 году Николай Никулин закончил работу над мемуарами о второй мировой войне: «Воспоминания о войне». Цель написания книги Никулин сформулировал так: «…Я обратился к бумаге, чтобы выскрести из закоулков памяти глубоко засевшую там мерзость, муть и свинство, чтобы освободиться от угнетавших меня воспоминаний. … Война – самое большое свинство, которое когда-либо изобрел род человеческий, … война всегда была подлостью, а армия, инструмент убийства – орудием зла. Нет, и не было войн справедливых, все они, как бы их ни оправдывали – античеловечны».
Историк и журналист Кирилл Александров в комментарии к книге написал: «Николай Николаевич совершил обычный подвиг в самом высоком, христианском смысле этого слова. Он сказал соотечественникам Правду. Написал небольшую книгу, после публикации которой ее читатели стали другими людьми. … Признать правоту Никулина означало признать лживыми и бессовестными все существующие, до сих пор упорно нам навязываемые представления о минувшей войне, ныне объявленной главным идеологическим символом. Никулин наглядно показал: советская власть воевала с внешним врагом так, что превратила «священную войну» в массовое истребление русского народа во имя спасения партийной номенклатуры».
Да, война в глазах Никулина была не такой, какой ее под партийно-комсомольским соусом преподносили и по сей день преподносят в школах и институтах, показывают на экранах телевизоров. А это настоящая, подлинная война, которую сам Николай Николаевич назвал преступлением Сталина, «вымостившим солдатскими черепами себе дорогу в Берлин»; «…Фальшивые лозунги на тему «За родину, за Сталина!» на деле скрывали грязь, преступления и бессмысленно пролитые потоки крови, ибо воевать иначе сталинская власть не умела и не могла….».
ФРАГЕМЕНТ ИЗ КНИГИ «ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ».
«… Нас было шестьдесят семь. Рота. Утром мы штурмовали ту высоту. Она была невелика, но, по-видимому, имела стратегическое значение, ибо много месяцев наше и немецкое начальство старалось захватить ее. Непрерывные обстрелы и бомбежки срыли всю растительность и даже метра полтора-два почвы на ее вершине. После войны на этом месте долго ничего не росло, и несколько лет стоял стойкий трупный запах. Земля была смешана с осколками металла, разбитого оружия, гильзами, тряпками от разорванной одежды, человеческими костями...
Как это нам удалось – не знаю, но в середине дня мы оказались в забитых трупами ямах на гребне высота. Вечером пришла смена, и роту отправили в тыл. Теперь нас было двадцать шесть. После ужина, падая от усталости, мы слушали полковника, специально приехавшего из политуправления армии. Сытый, благоухая коньячным ароматом и довольный жизнью, он обратился к нам: «Геррои! Взяли, наконец, эту высоту!! Да мы вас за это в ВКПб без кандидатского стажа!!! Геррои! Урр-ра!!!...» Потом нас стали записывать в ВКПб. «А я не хочу...» – робко вымолвил я – «Как не хочешь? Мы же тебя без кандидатского стажа в ВКПб». – «Я не смогу...» – «Как не сможешь? Мы же тебя без кандидатского стажа в ВКПб?!» – «Я не сумею...» – «Как не сумеешь!? Ведь мы же тебя без кандидатского…» На лице политрука было искреннее изумление, понять меня он был не в состоянии. Зато все понял вездесущий лейтенант из СМЕРШа: «Кто тут не хочет?!!! Фамилия?!! Имя?! Год рождения?!!!» – он вытянул из сумки большой блокнот и сделал в нем заметку. Лицо его было железным, в глазах сверкала решимость: «Завтра утром разберемся!» – заявил он.
НЕ ЛЮБИЛ КПСС
Да, Николай Николаевич так никогда и не был членом КПСС. Принципиально отказывался, открещивался от этой партии. Даже, несмотря на свою столь успешную карьеру и весьма высокое положение он с презрением относился к этой партии, и вообще к советской власти. Но жил осторожно. В частности и эту свою нашумевшую книгу в советские годы не издавал. Ее издание в советское время могло повлечь за собой крах всей научной и преподавательской карьеры, ибо в этой книге в пух и прах разносится вся устоявшаяся в мозгах россиян «правда» о войне. В этой книге нет ни бодрых ура-патриотических описаний боев, ни легкого чтива. Это рассказ о том, кого в действительности и как защищала советская власть в годы войны. Это скорее взгляд рядового солдата из окопа на жизнь советской номенклатуры. И именно поэтому, закончив работу над книгой в 1975-м, Никулин держал ее «в столе» более 30 лет, лишь в 2007 он решился ее опубликовать. Появись книга на Западе, куда Никулин мог спокойно переправить рукопись, она бы дала эффект не меньший, чем «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына.
После выхода книги в свет Никулин прожил еще два года. Он умер тяжело больным, чуть-чуть не дожив до своего 86-летия 19 марта 2009 года. Спустя пол года после смерти, телеканал «Культура» показал хороший документальный фильм «Мой Эрмитаж. Николай Николаевич Никулин».
Почти всю свою жизнь Николай Николаевич посвятил Эрмитажу и искусству. Искусству, которое ему было привито еще в далекие детские годы на Мологской земле, где он родился и вырос…
Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги "Мологжане".
Свидетельство о публикации №113111600426