Творческий путь Василия Ловчикова Заключение
ПУЛЬС ЗЕМЛИ
Оказавшись на родине, с чувством блаженства погрузившись в окружившую его родную речь, Василий Дмитриевич ощутил возможность отпустить на волю свое желание творчески осуществиться. Писать и публиковаться. С первой книги стихов, изданной в возрасте 48-ми лет, он написал и опубликовал в периодической печати немало книг и отдельных произведений. Пробив красочный лед чужой культуры, многоструйно слился с пульсом родной земли, творя песенную лирику, являя свое драматическое художественное восприятие жизни, свое страстное признание всего доброго и прекрасного в пульсирующей повсюду жизни и яростное, громкое, басенно-сатирическое, во весь голос, неприятие зла. Тянувшаяся к лучам солнца его упорная творческая кровь раскинулась по множеству поэтических тем, разнообразию жанров, широко открытому интересу к людям – пожившим и совсем юным. С живым интересом он вглядывается в детские характеры, весело учит их на интересных, в игре, примерах – кто как поступает, кого хвалить, а над кем и посмеяться. Воспитывает действием, сам по-детски вживаясь в их заботы: «Зря погнался за котом»:
Настя с Бобиком не дружит,
Он хозяйку огорчил:
Прыгнув за котом,
По луже
Настю следом протащил!
Он понуро ходит рядом,
Машет преданно хвостом,
Дескать, знает: виноват он –
Зря погнался за котом!
Удача Василия Ловчикова как детского поэта в его особой озорной доброте - с юмором и личной вовлеченностью в происходящее в мире детства... Серьезно и вдохновенно разбирает конфликтные ситуации, вмешиваясь в них, как бы со стороны, но с нежностью и любовью. Переживает и просит прощения вместе с псом Бобиком, который провинился, но хочет загладить свою вину, «машет преданно хвостом». И совестит Дашу, которая за велосипедной прогулкой забыла дать воды своей черепашке. А запертая в тепличке черепашка нашла проход и убежала к соседям.
Черепашку днем в тепличке
Даша вздумала закрыть,
Было жарко, а водички
Позабыла ей налить…
Всюду, где могла, искала,
По пропавшей слезы льет…
Вдруг соседка ей сказала:
«К нам пришла – водичку пьет».
С ними он переживает детские обиды, объясняет, в чем неправильно поступает ребенок, учит дружить, радуется верности, заботе, дружбе детей с самобытно присутствующими в стихах домашними питомцами. Поэт охотно показывает детским читателям забавное в серьезных проблемах, смеется вместе с ними. Восхищается героическим поведением их любимых друзей –помощников в ответственном труде:
Солнышко сияло ярко,
Стерегла овец овчарка,
А укрывшись за кусток,
Злой смотрел на стадо волк.
Волк схватил овцу и пустился наутек:
…Мчался полем через балку,
Слыша грозную овчарку… .
Вплавь спасаясь, прыгнул в речку,
Бросив бедную овечку…
«За отвагу и смекалку пастушок хвалил овчарку». Всюду веет жарким интересом поэта. Стихи такие резвые, что их можно декламировать на бегу. Осуждает Василий Ловчиков и огорчающую детей – и конечно, хороших взрослых - жадность. «Жадный ослик» - игрушка-качалка в магазине:
Деньги в брюшко опусти –
Он и рад мальца трясти…
Словно сил для скачки нет
Без подкормки из монет.
Здесь уже мораль обращена к взрослым. Не слишком ли рано ребенок вступает в рыночные отношения? Автор всерьез погружен в детство, даже с радостью сам предстает ребенком. И сам же влюблено смотрит на детский мир со стороны. Поэт любит видеть детей в играх под открытым небом, узнающих родной окружающий мир – в движении. Хвалит их прыткость, способность к общению, удивляется врожденной доброте:
Всем ребятам предлагает
Ваня валенки носить,
Пусть зима, вздыхая, знает –
В них ребят не простудить!
Не чуждо миру детства и восхищение красотой, которой многое прощаешь. Вот в стихах важно и беззастенчиво, во всей своей красе, капризничает и резвится красавица кошка Барма. Так что осколки от посуды летят. А хозяева ею любуются, не знают, как угодить. Что поделаешь, она такая. Главное – найти к ней подход:
Сядет, как звезда, напротив
Перед тем, кто нужен ей…
И изволь, всё бросив, тут же
Расчесать ей шерсть и хвост,
Сей процесс ей, также нужен,
Как массаж для кинозвезд
Но за тощую креветку
Душу гордую продаст,
Этим мы принцессу в клетку
Привлекаем в нужный час.
Поэт-разведчик включает собственный профессиональный опыт. И вбирает в себя знания юных:
«Лодырей, - сказал он, - нету!
Вовсе нет плохих ребят!
Невидимки в детях это –
К ним прилипнут и вредят!».
С интересными теориями знакомится сам поэт в стихотворных диалогах. Не поучающий нудно никого добрый, веселый автор охватывает душой бесчисленные всплески природного пульса, неиссякающего, вечно юного. Этот же природный напор увлекает по жизненному пути и поэта. Заставляет его сквозь годы искать верный путь, желание оставить след на земле:
Жизнь прожить –
Измерить даль дороги,
По которой вспять
Не прошагать.
Молодая душа поэта Ловчикова дышит всем пылом грядущего. Словно не испытал он трудностей, сверхусилий, не оставил за спиной героические и обогащающие жизненным опытом факты своей биографии. Наоборот, общение с детством разжигает в нем все заложенные изначально устремления:
Будет ли за что мою дорогу
Людям добрым словом помянуть?
Словно от детства непрерывно течет его жаркая неуспокоенность. Негаснущий пыл его натуры.
Вообще неустанная способность Ловчикова откликаться на разнообразные темы жизни велика и многозначна. Творческий посыл его поэзии един. Но окинуть единым взглядом все высказанное им непросто. Не потому, что написано им много, но каждый его творческий порыв запечатлен на особицу. Вот раздумья о следе на жизненном пути: Это раздумье само уже вызывает стремление повторить путь
Тех ушедших
Или уходящих,
Без следа не мыслящих уйти!..
Раскрывает глубинное проникновение в смысл пророческого предназначения человека:
Лишь надежда
Тем пожить в народе –
Скромный след другого повторить…
Здесь вовсе не самоуничижение. Неукротимость следования достойным, невзирая на усталость, на «половодье быстротечных лет». Самому автору «Верного пути», впрочем, свойственно спешить, даже меряя пешие пути, «в свершеньях оставляя свой заметный для потомков след». Истовая убежденность, что «для потомков вклад любой не лишний»… И все же поэт родом из стремительной родины детства. Он полон им и в очередную юбилейную дату:
Дерзал, мечтал делами отличиться,
Судьбу, как лошадь дикую взнуздать –
Строптивая досталась кобылица:
Всю жизнь гонюсь –
И не могу догнать!
Из детства пыл - догнать, победить. Протянувшийся через долгие годы жизни:
Но не сдаюсь,
Не уронил аркана,
И жертва, вижу, стала уставать…
Ярким штрихом вписывается в образ погони отроческая приключенческая литература. И – житейское благоразумие:
Лишь подлый страх нашептывает рьяно:
«Поберегись… Ждёт пропасть…
Стой… Несдобровать…»
Этот шепот перекрывает мудрая насмешка много испытавшего и познавшего правду отчаянно скачущего за судьбой храбреца:
Есть шанс догнать –
И буду догонять!
Все возрасты жизни сошлись в образе поэзии. Память детства помогает высказаться развернутой игрой стиха - о добре и зле:
Обидели птицу, разрушив гнездо,
И с горя, не в силах сдержаться,
Она ворвалась в ненавистный ей дом,
За горе сполна рассчитаться!..
Влетела как вихрь! И осколки звенят
Тарелок, графинов, стаканов!..
«Ну что раскричались,
Гоняясь толпой?
Не видите – птица в обиде?
Чем зря ее злить бесполезной метлой,
Котлетой ее угостите!»…
Присев, поклевала, взмахнула крылом…
И больше со зло не влетала!
Басня о вороне учит читателя жалостью к обиженному. И жалит горьким смехом сатиры того, кого уже не выучить иначе.
«ЗАБРОШЕННЫЙ САД»
За прочным высоким забором
Возвышенно липы шумят.,
А рядом тускнеющим взором
Глядит умирающий сад.
У лип
Все сорта перегноя,
Искусственный плещет ручей,
А сад, задыхаясь от зноя,
Пьет липовых сладость речей.
Последние фрукты из сада
На рынок хозяин увез,
Чтоб липам шумящим в награду
Купить заграничный навоз.
Зря ветер, срываясь, сердито
Шумит и не может понять,
Что липы – усадьбы элита!
А сад – просто труженик- сад.
Поэт назвал свое басенное творчество – «басенной лирикой». По большей части справедливо. В ней запечатлена мудрость природы и берущую с нее пример человеческую мудрость:
По выжженной земле бежит ручей,
Пустыню песней жизни беспокоя
Припав к воде ворсинками корней
Деревья кронами хранят её от зноя.
И там, где смертью
Всех венчает зной,
Два смертных существа, объединясь,
Живут –
Своей довольные судьбой,
В одно земное чудо превратясь…
Вот и семья – крепка одной стезей,
Верней
Вдвоем
Сквозь зной и лютость стуж:
Семья – судьба, согретая женой,
Которой крылья расправляет муж.
В понятиях жанра басня – та же притча. Так ее во многих случаях понимает и Василий Ловчиков, создавая волнующие и заставляющие задуматься шедевры. Их мораль устремляет вглубь и ввысь обыденную, полную забот и безмятежного отдыха жизнь. В них содержатся размашистые, как ветер, призывы будить безмолвие людского существования. Учась на всепланетных примерах вечного движения, вечных перемен:
Пусть до последнего заката
Деревья вслух поговорят!
Пусть объяснятся меж собою
Сухим, прощальным языком,
Пока расплатятся с тобою
Последним сорванным листком…
Спеши, спеши, осенний ветер,
Буди безмолвие лесов!
Учась у шумного осеннего ветра, у дождавшегося своего звездного часа камыша: «А вокруг будет гордо звучать не расслышанный в прошлом камыш». Автор попутно одаряет читателя афоризмом:
Чтобы слышно для всех прозвучать –
Вовсе громко не надо шуметь!
Ловчиков не считает себя творцом афоризмов. И тем не менее они рассеяны по многим стихам, балладам, поэмам. Как подкрепление истинности его убеждений: «когда дойдет до каждого из нас, что только мы и есть ее Мессия!». Сильно сказано о России. В стихотворении «К Черному морю» афористично выпевается морская судьба: «…и сердце моряка тобой болит»!..А басенная мудрость поэта бьет ключом. Шутливо, как в восприятии народом полетов в космос. «Коли не знаешь броду»:
В Подмосковье изморозь в июне,
В Грузии полуфунтовый град,
И болят суставы тети Груни –
В космосе витки мотает «Шаттл»!
Тете Груне близок этот взгляд.
Да и как не верить, взвесьте сами:
Люди в космос – косточки гудят,
И погода тут же с чудесами…
О космосе русским народом придумано уже множество шуток и припевок. Автор тоже поддерживает эту традицию. Но в его шутке есть доля правды. И остроумное для космической эры планеты остережение:
Что гласит:
«Коли не знаешь броду –
Осмотрись и зря не суйся в воду!».
Сыновнее чувство к своей планете одарило поэта мистическим инстинктом. Он сам ищет брод в космических потоках. Словно бросая вызов занятым исключительно своими научными, техническими проблемами специалистам – и не учитывающим ответ космоса. А его надо слышать, понимать… В этом творческая задача, которую возлагают на себя писатели, поэты, даря неведомым мирам свою чуткую любовь. Василий Ловчиков, сам технарь, слышит это желание:
Словно космос, в споре за права,
Людям о себе напоминает!
Патриотическую волю земли он ловит в случаях, вроде бы неприметных, даже редко кем замечаемых. И буквально подтаскивает к ним читателя.
И грустит, и спорит с зорькой
Голос Ольги Воронец…
И тут же:
Прилетел и сел на крышу,
Ближе к песне, соловей.
А вот от «модной грусти» Кикабидзе соловей улетел «прочь к кустам». Потому что его песня оказалась «соловью не по устам». Речь тут не в песенных предпочтениях. И не в национальных. Поэту, как и соловьиному горлу, не удается спеть «неслыханным дуэтом», чтобы «зазвучали дом и сад». Родное звучание в лад поэт перекладывает на соловьиное горло.
Так же понимаешь пристрастие поэта к совсем не шутливой, насыщенной сарказмом, а то и гневом басенной сатире, к афористичным метким строкам. Его бьющую ключами народной жизни веру в непобедимость России. Его гордость и боль. С жаром и доверием воспринимаешь смелость поэта в высказывании собственного взгляда на былое и недавно былое, на сегодняшний день, на героев, политиков, на подвиги друзей-соратников, на вечную красоту и нынешнее разорение России. Его слово-стрелу о Руси изначальной, о подвиге Рюрика:
Он умер, но Русь устремилась в века… Его гнев и боль от существования в современности, где «лишь редкая от стрессов передышка».
Там, за окном
Волнуется народ…
Современный человек стоит перед выбором. Эпоха выборов, растянувшаяся с «пятилетки пышных похорон» по нынешний день, только показала бессмысленный разброд гражданского общества страны. А на самом деле, как сказано у Ловчикова: «Власть, словно спутница Луна, одним и тем же боком светит!». Поэт в гуще общего разброда, участвует в нем сатирическим словом.
Там, за окном,
Весенняя капель,
И солнце все теплее – лето ближе!
Не оттого ли
Все сильней в толпе
Кипящий ропот недовольства слышен?
И там же реют в солнечных лучах
Предвыборные броские плакаты;
А с них зовут
Мессии на словах
Нас к урнам Мистер-Иксы –
Кандидаты!
И автор с горьким сарказмом «прошелся» по списку тех, кто жаждет овладеть его Родиной:
Средь них и тот,
Кто нас тащил в тупик,
А нынче «рыжих»
За развал ругает,
Прославленный слезами большевик,
Как видно,
Вновь
В вождях рыдать желает…
От списка партий
Пробирает страх!..
К примеру, тот,
Кто партию создал,
На бывших ЗЭКов
Гласно сделав ставку.
И в рай свой курс
Наглядно показал
С попом и женщиной
Устроив в Думе драку…
За реформистов – как голосовать?
Сначала
Сбережения отняли
И за «бумажки» стали раздавать
Всё то, что мы
Годами создавали!
Для перечисления понадобилась поэма. Узнаваемые персонажи корчатся в поэме, меняя окраску:
Иль этот пышноусый генерал,
Что стал вождем,
Поспешно цвет меняя,
И в чемоданы факты собирал…
Неважно, когда в течение бурных десятилетий проходят выборы, на сочувствие и жалость давят все провозглашатели предвыборных речей. Ловчиков дает общую картину происходящего в стране, даря насмешкой и доверчивость народа:
Народ –
Он за обиженных стеной!
А значит – обижай того,
Кто нужен!
И вот мы наблюдаем всей страной
За этою тусовкой неуклюжей…
И поэт выносит на читательскую аудиторию свою «предвыборную речь»:
Я понял вдруг,
Что нам на долю выпал
Запрятанный
А пучину громких слов,
Увы, умом
Не постижимый выбор!
В этом заявлении совместились и задор, и трагизм эпохи, и собственная растерянность автора, и вера в вечное возрождение любимой Родины. Вера, основанная на ее истории, на собственной судьбе. И вера в детство – жизнерадостно зреющее, несмотря ни на какие невзгоды. И, конечно, в родную землю:
И ты, земля,
Вскормившая народ,
Которым невозможно не гордиться,
Цвети и знай,
Что богатырский плод
На скудной почве не родится!
Вскормленный древней землей поэт, неся в самом себе века, не может не решать, под каким флагом ему жить. Трудно менять флаги, под которыми Русь творила свою историю. Василий Ловчиков застал острый, чреватый роковыми поворотами миг замены государственного флага. Творчески он не мог обойти его: «Багряный флаг в семнадцатом году сменил трехцветный на флагштоке власти…» .Важная для поэта тема разработана как тема лирическая, с вкраплением голосов из народа. Дававший присягу солдат, верный присяге стране, не может отмолчаться, потому что знает вескость своего поэтического голоса. Берет на себя нелегкую ношу – выговорить, под каким он стягом? Вглядывается в историческую глубь. И – отвечает:
И вот теперь
На прежний общий шлях
С протянутой рукою возвратились,
И вновь подняв
Трехцветный русский флаг,
Из сказки в прозу будней
Опустились.
Поэма «Два флага» - слово гражданина. И поэта. Он сказал – значит, выбор продиктован временем. Он – «на прежнем общем шляхе». Да, Советский Союз – общая сказка, которой заслушивались люди на всей земле. А сегодня Россия зреет для новой сказки. Пусть поэт называет ее прозой будней. И доводит до читательского слуха мнение ветерана войны:
«Других вождей
Судить я не берусь,
Селянин всех их осудил с лихвою,
Но знаю –
Душегуб калечил Русь
И смертный приговор
Он вынес Строю!..»
Поэт завершает историческое раздумье свойственным его перу реальным звучанием:
Теперь мы ждем,
Что «вздор» тот прекратится!..
И Русь шагнет на путь, который нам
И по ночам в прекрасных снах не снится!
Пульс поэзии бьется в России неустанно. Признанный современниками, соратниками по судьбе, друзьями по творчеству Василий Дмитриевич Ловчиков, издав свой первый сборник в Воронеже, уже в Москве вступил в Союз писателей России. Стал членкором Международной Академии поэзии. Избран академиком Международной академии духовного единства народов Мира. Прозвучал песнями на Российскому радио в исполнении ансамбля ГРУ «Атлантик-плюс». Участвовал в вечерах поэзии в Центральном доме литераторов в Москве, в юбилейных концертах ансамбля «Атлантик-плюс» в Москве, выступал на творческих вечерах в Воронеже. Совместно с Руководителем организации ветеранов военной разведки Прохоровым Василием Ивановичем он создал литературно-творческое объединение (ЛТО) при ветеранской организации. Сначала Ловчиков руководил в ЛТО секцией поэзии, затем возглавил Объединение. Было издано пять сборников стихов и прозы под общим названием «Верность Отечеству», альманах «Мы служим России», выпущено четыре аудиальбома песен и ро-мансов на стихи поэтов-разведчиков. К участию в этих изданиях были привлечены свыше ста авторов. Василий Дмитриевич помогал издаваться начинающим поэтам. Двое из них приняты в члены Союза писателей. Члены ЛТО выступали во многих воинских коллективах. Организовали и провели с участием Ловчикова в ряде воинских частей конкурс на лучшие маршевые и лирические военные песни. Его маршевая песня также заняла первое, а лирическая – второе места. На Всероссийском конкурсе в честь 200-летия российского подводного флота Василий Дмитриевич стал лауреатом и был награжден дипломами Правительства Москвы и Главкома ВМФ, а также памятной медалью. За активное участие в работе ЛТО награжден знаком «Орден гвоздики».
Соратник по службе и работе в ЛТО, товарищ по творчеству Виктор Леуш с восхищением рассказывает: « Не удивительно и то, что на творческих встречах с ним люди нередко плачут или выражают восторг, постигая суть его стихов, а также песен и романсов, которых у него больше шестидесяти».
Хочется еще раз вспомнить добрые слова о Василии Ловчикове земляка – воронежского поэта Николая Белянского: «Нельзя дробить живое, мудрое, светлое. Прочтите произведения Василия Ловчикова, благородные ростки которых всходили на Воронежской земле».
Свидетельство о публикации №113111400378