Период

Фрагмент занятия


Период - по-гречески обход, круг, круговращение.
Сильно распространенное простое предложение или многочленное
сложное предложение, характеризующееся со стороны содержания
значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы,
а со стороны интонации распадением на две части: повышение и  понижение голоса.

Периоды бывают разных видов. Сегодня речь пойдет о периоде уступительном.
В повышении содержится условие, препятствующее совершению того,о чем говорится в понижении.

Такое вступление сделала я в 10 классе при изучении темы "Синтаксис сложного предложения".

Много примеров можно взять из "Мертвых душ" Гоголя.

Я  покажу свою миниатюру, состоящую из одного сложного предложения.


КАК ни старалась мама с первого дня моего рождения найти во мне исключительность,
записывая  свои наблюдения над развитием дочери (первые два зуба в три месяца - рано, конечно), первые слова в десять месяцев, первые шаги в девять,
самостоятельное чтение детских книг в четыре года, КАК ни надеялась
на то, что во мне откроются необыкновенные способности то ли к рисованию, то ли к спорту, то ли к игре на фортепиано, потому что среди предков были музыканты,
ВУНДЕРКИНДА из меня не получилось: звезд с неба не хватала, просто хорошая ученица, умеренно прилежная, умеренно активная, в общем-то благополучная,  в девятом классе вдруг  открывшая в себе странное качество: цветной слух, как позже узнала, нечастое явление, называемое Синопсией (видимо, все-таки кое-какое наследие предков-музыкантов)...

После чтения этой автобиографической миниатюры я предложила школьникам
попробовать составить свой период на любую тему.

Рассказала и о происхождении выражения "Звёзд с неба не хватает".

Оно пришло в русскую речь из чиновничьей среды. На Руси чиновники были
всегда очень уважаемым и важным кланом со своими законами и правилами.
Но и среди них была своя иерархия. Кто-то более удачлив и очень
быстро продвигается по карьерной лестнице, то есть получает более высокие чины
и награды (звёзды). А кому-то не везло. И среди таких появилось
выражение "Мы звёзд с неба не хватаем". Оно обозначало, что
каждое свое продвижение они добывали трудом.

Одного из учеников заинтересовал другой вопрос:

-Скажите, а в своих детях Вы тоже искали исключительные способности?

-Нет,- ответила я.- Для меня важнее было, чтобы они выросли хорошими людьми...




П О С Л Е С Л О В И Е



ВАСИЛИЙ МАРЦЕНЮК

С неба звезд мы не хватали,
Такие были времена
-По разнарядке разбирали
Звезды,славу,ордена.


Рецензии
Знаком с периодическими функциями, периодическими дробями, ... (это в математике), периодическими процессами (хотя бы смена дня и ночи!), но в русском языке?! Не знал.
Не позавидуешь школьнику (и не только), коему в диктанте продиктовали подобное предложение-монстр.
Интересно.

Данила Халевин   18.11.2013 11:54     Заявить о нарушении
Спасибо за монстра))) А когда читаем Гоголя -Мертвые души- там их много))) И читать положено на одном дыхании.

Лариса Ищенко2   18.11.2013 12:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.