Философ из Чегема

«Сейчас общепризнанно, что двадцатый век оказался самым трагическим в истории человечества. Он оказался не только самым трагическим, но и самым позорным. Африканизация мира происходила быстрее, чем окультуривание Африки. В сознании многих и многих людей джаз победил Бетховена.
Легко представить, что мировая культура воспитывает какое-то количество людей и делает их достаточно нравственными и законопослушными. Но какое количество? Этого никто не знает. Зато мы догадываемся, что новые поколения (новые дикари), хотя частично окультуриваются, но большая их часть пополняет ряды неокультуренных людей. И тут математически ясно, что человечество постепенно дичает, а огромные технические достижения двадцатого века маскируют одичание душ.
Более того, эти одичавшие люди создают свою дикую масскультуру, лишенную этического начала, которая угодна одичавшим людям и еще больше способствует их одичанию…»

Эти мысли принадлежат одному из самых известных писателей, книгами которого зачитывались в конце двадцатого века.  А его «Чегемские рассказы» вошли в золотой фонд русской литературы.
Фазиль Абдулович Искандер, родившийся в Сухуми 6 марта 1929 года в семье бывшего владельца кирпичного завода, иранца по происхождению. Когда мальчику было девять лет, отца арестовали. Мать-абхазка увезла Фазиля к родственникам в небольшое село Чегем, которое он впоследствии обессмертил своими рассказами.
Русскую школу мальчик окончил с золотой медалью и без проблем поступил в Москве в Библиотечный институт. С четвертого курса, когда ситуация в стране начала меняться в лучшую сторону, перевелся В Литературный институт им. А.М.Горького, который и закончил в 1954 году.
В 1954-1956 работал журналистом в Брянске (газета «Брянский комсомолец») и Курске (газета «Курская правда»). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х годов, после чего перебрался на постоянное жительство в Москву.
В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил:
«Я — безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен».
Может быть, поэтому он не стал ни председателем Союза писателей Абхазии, ни Народным писателем республики – то есть не получил ни одного из тех отличий. Которыми так щедро осыпали его коллег: Кайсыма Кулиева, Расула Гамзатова, Мустая Карима. А может быть, он сознательно держался в стороне от всевозможных лавровых венков, поскольку за них нужно было так или иначе платить. И не столько деньгами, сколько совестью и принципами.
Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в журнале «Новый мир»  повести «Созвездие Козлотура». До этого были попытки писать стихи (сборник «Горные тропы» вышел в Сухуми в 1957 году) и опубликованные в «Юности» «Чегемские рассказы», которые далеко не сразу завоевали любовь читателей.
Искандер-прозаика отличает богатство воображения: он предпочитает повествование от первого лица, выступая в роли явно близкого самому автору рассказчика, охотно и далеко отклоняющегося от темы, который среди тонких наблюдений не упускает случая с юмором и критически высказаться о современности.
Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос о детстве «Чика», повесть-притча «Кролики и удавы»», повесть-диалог «Думающий о России и американец». А также популярны повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения.
В 1979 году повесть Фазиля Искандера «Маленький гигант большого секса» попала в «самиздатовский» альманах «Метрополь». Художник Борис Жутовский описывал это так:
«Как ни крути, а все в России от царей. Да если ковырнуть историю - всегда так и было, а может, и будет.
Вожак в стае зверей на земле всегда много значил. И в сказках, и в жизни. В то время императором был еще шепелявый, а Скуратовым - поэт. Брежнев с Андроповым.
Слухи ходили - поэт.
Потом подтвердилось. Тихий был человек, молчаливый, но шлейф тянул иезуитский. Хотя просто в яму не сбрасывал и на дыбу не пялил. И не гуртом, а каждому свой грузик на шею. Вася Аксенов удумал журнальчик «там» издать. Набрал разных. Издал. Булат и я отказались. Скуратов колокольчик развесил - кому что. А Фазилю совсем вроде ничего. Национальный кадр. И маленькая Абхазия, и можно сделать морду великодушия и мудрости. Да, главное - ведь эпос пишет, свой, абхазский, про Чегем и Сандро, а там побаловался. В это время мы и познакомились. У Сани Городницкого в застолье.
Вот и сидим за столом. Пьем, галдим. Фазиль во главе стола - восточный человек, ритуал блюдет, весело и хорошо. Потом уж, потом спрашивает, а вот у меня «там» «Кролики и Удавы» вышли, а как бы здесь издать? Совсем уж наш брат обнаглел по прежним-то временам.
Я ему говорю, Фазиль-де, ведь есть у вас, у абхазов, Абрыскил, ну это вроде Витязя в Тигровой Шкурке или там Ильи Муромца. А я его иллюстрировал как-то. В памяти. По национальному эпосу вроде шел, ну как в вузы процент студентов. Блеснул глазом, задумал чего-то под густой шевелюрой, губами пожевал весело…
…Потом корыто треснуло, и выборы-перевыборы. Фазиль даже в Верховный Совет попал - как умный, «как не тот», как «оттуда». Но недолго поскучал и ушел тихонечко - не царское это дело.
Потом на Кавказе началось, племянников его постреляли в родном нам всем Мухусе. И горько это все было, и страшно - все камушки и деревья там родные всем. А дальше - больше, кровь пошла, головы отрезанные. Кавказ взбаламутился донельзя, держава развалилась на все куски…
 Но мы все равно сидим у Саньки или у Фазиля, пьем, Ким и Санька песни поют, еды полон стол и к ночи по домам разъезжаемся. Город светлый. Постреливают, поворовывают, ну а везде-то как? Стая - она везде стая. Главное, нюх проявить - чутье верхнее…»
Но это все было позже. Хотя как общественный деятель и духовный авторитет общества, Фазиль Искандер неоднократно выступал в защиту малочисленных народов, хотя политикой, как таковой, никогда не занимался. От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался: не ассоциировался у него Владислав с сильным политиком.
(Тут я могу его понять: многие годы проработала в одном институте с доктором исторических наук  Владиславом Ардзинбой и ни на одном собрании голоса его не слышала. Хотя в курилке, случалось, перебрасывались парой-тройкой общих фраз).
Переехав в Москву, Фазиль Искандер почти автоматически стал старейшиной и наиболее уважаемой фигурой в московской абхазской диаспоре. Но до сих пор переживает из-за того, что  свобода, которую Россия получила в 91-м и за которую он сам ратовал, будучи депутатом последнего Верховного Совета СССР, принесла обществу освобождение не только от тоталитаризма, но и от стыда, совести и морали…
«…Нынешняя жизнь полна неутешительных парадоксов. Сегодня само слово «стыд» стало неприличным, будто нецензурщина или ругательство,  а вместе с ним слова «бескорыстность» и «совесть». На человека, который их произносит, смотрят с опаской. Мол, чего от него ждать?.. Я долго думал: в чём же дело? И понял: в глубине души нашего человека живёт стремление к абсолюту. Стремление к абсолюту совести породило великую русскую литературу. А стремление к абсолюту свободы - великое одичание общества. Продолжу стихами:
«Куда ни сунься - всюду хам.
 Что остаётся делать нам?
 Как хамскую умерить прыть?
 Попробуйте перехамить!»
А что ещё остаётся делать? Вот так мы всей страной и «перехамливаем» друг друга. И многие внутренне порядочные люди уже перестают этому сопротивляться.
«От Белоруссии и до Камчатки
 Жизнь положила тебя на лопатки»...
 Один интеллигентный человек недавно сказал мне: «Я устал от честности. Это не значит, что я впаду в бесчестность, но могу впасть в безразличие...»
Когда Фазиля Искандера спросили, почему он, абхазец, предпочел Россию, почему по примеру Вахтанга Кикабидзе не отказался от Ордена Дружбы Народов, заявив при этом: «Моя родина, Грузия. Мне дороже. В фильме «Мимино» герои говорят: «Человек должен жить на своей земле», писатель ответил:
-  Я об этом никогда не задумывался. Хотя меня иногда спрашивают: «Почему вы выбрали в качестве места жительства Москву, а не родной Сухум?» Что им ответить? Я русский писатель. Пишу свои произведения на русском языке, воспевая при этом свою Абхазию. В Москве я не чувствую себя чужаком. Я её, собственно, и не выбирал. За меня выбрала жизнь, ещё в молодости. Я здесь учился, потом работал. И свой тут уже давно. Недавно мой сын Александр спросил меня: «Пап, а тебе когда-нибудь мешало, что ты не русский?» Я подумал и ответил: «Ты знаешь, Саша, - нет, никогда!» И не мне одному. «Нерусскость» в России не была помехой очень многим. Только в последнее время это стало для кого-то проблемой. Но она, эта проблема, несвой¬ственна самой России. Значит, всё вернётся на круги своя.
И действительно уже возвращается. В 1993 году Фазиль Искандер стал лауреатом Пушкинской премии, а в 1999 году -  премии «Триумф». Недавно он получил сразу две награды за свой труд: литературную премию «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика» и премию Правительства РФ в области культуры.
Однако патриарх отечественной и мировой литературы, которому в марте исполнилось 84 года, не почивает на лаврах, а продолжает творить и, кроме того, довольно резко высказывается по поводу российской действительности.
«Иллюзии насчёт демократии развеялись без следа. Чего же ждать в будущем? Если свобода снимает оковы нравственности и допускает беспредел – это, конечно, зло. А свобода, которая защищает естественные интересы человека, - благо. Как отличить одно от другого? В этом и есть «быть или не быть» будущей России. В СССР оставаться порядочным было легче: в те годы зло имело чётко очерченные границы. Если кто-то нарушал их вопреки своей совести, то он хотя бы осознавал, что творит. Нынешнее зло расплывчато и туманно и поэтому гораздо страшнее...
…Советская власть, загнав народ в яму, тем самым невольно оградила его от пропасти. А сейчас мы, не удерживаемые ничем, балансируем на самом краю нравственной бездны. Митинги шумят, а народ безмолвствует, потому что не знает: быть или не быть «стыду и совести»? Есть ли свет в конце тоннеля? В любом случае есть совет: «Если у выхода из пессимизма вас ожидает цинизм, поворачивайте обратно...» Преобразования в стране ещё не закончились. На Западе свобода пришла на столетия раньше, чем в России. Они там научились обуздывать её излишества. А мы - нет…
…Цену свободы невозможно измерить. Но всё-таки необходимо, чтобы страна была свободной. Взять себя в руки и жить настоящей, честной и полноценной жизнью человек должен в любом случае. Нам с вами ничего не остаётся, как подчиниться этому закону. Разумеется, я бы хотел, чтобы всё было легче и разумнее. Да и кто бы не хотел? Но мы же с вами в России… А вся Россия – это зал ожидания счастья.»
Одна из книг Фазиля Искандера называется «Праздник ожидания праздника». Действительно, красных дат календаря всё больше, а веселья в душе как-то не  прибавляется. Почему? Писатель считает, что причина этого заключена в нас самих:
- Прежде праздник был освобождением от гнетущих обязанностей, которые навязывала народу власть. Диктат исчез, но и лёгкости на сердце поубавилось. Почему? Люди не уверены, что всё в стране делается правильно, что мы идём трагическим, но верным путём. И не находят в этой неопределённости повода для праздника. Для многих жизнь стала менее осмысленной, а для кого-то и вовсе превратилась в хаос. Мы стали скептичнее. А скепсис, когда он принимает не личный, а общенародный характер, не несёт в себе ничего хорошего. Народ не может и не должен жить дальней целью, ибо она всегда служит оправданием ближайшему мошенничеству… Тем не менее пафос искренней веры должен перекрывать все неудачи и лишения. Веры в свой труд, семью, малую и большую Родину. И даже в правительство, которое редко ошибается, а если и сделает неверный шаг, то всё-таки покается… Если такой веры нет, остаётся только надежда…
 Да, самому отвечать за всю свою жизнь нелегко: требуется незаурядное личное мужество. Эта черта характера должна войти в плоть и кровь. Вообще настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один… Иногда проще закрыть глаза на реальность и пойти в кабалу. И необязательно к тоталитарному государству. Повсеместная продажность или воровство соседа тоже могут внушить легковерному человеку пафос, что так и надо жить… Разочарование людей понятно: энтузиазм не может подхлёстывать слишком долго. Во всякой работе есть естественные ритмы. Их длительное нарушение приводит к надрыву и депрессии. Вот мы и надорвались…
Люди быстро забывают прошлое, а потом «восстанавливают» его в памяти по книгам. Фазиль Искандер больше доверяет собственным воспоминаниям и рассказам очевидцев:
- Абхазия ведь не всегда входила в состав Грузинской ССР. Очень короткое время, с 1921 по 1922 год, она была Абхазской ССР, то есть имела тот же статус, что и Грузия. Потом кто-то втолкнул Абхазию в объятия Грузии.  Имена ведь в то время не назывались. Но Абхазия вошла в состав Грузии, по-моему, не в 22-м, а в 32-м году. Но до 1936 года Абхазия еще держалась на своих ногах – покамест ею правил Лакоба. Это был умный, самостоятельный и довольно либеральный политик.
Поэтому-то он и был отравлен Берией! Что я знаю? От Берии пришло указание, чтобы Лакоба явился к нему в Тбилиси. Нестор Аполлонович обычно ездил к Берии со своей женой, но на этот раз отказался от того чтобы взять жену с собой – видимо, понял, что дела там сложные. Он приехал в Тбилиси, и в первый же день в ЦК Грузии они с Берией разругались вдрызг. Лакоба ушел к себе в гостиницу. Через какое-то время в телефоне раздался голос не то жены Берии Нины, не то его, Берии, матери. И этот голос сказал Лакобе: « Зачем вы ссоритесь, Нестор? Ведь вы же друзья. Приезжайте к нам, вместе пообедаем (или поужинаем)...» В общем, уговорила Лакобу приехать к Берии. Я уверен, что она (жена или мать Берии) ничего не знала о замысле Берии. При встрече Берия протянул своему «другу» бокал с отравленным вином. После обеда Берия и Лакоба пошли в театр, где Лакоба почувствовал себя плохо, встал и пошел к выходу. Уже на улице он сказал своему шоферу по-абхазски всего два слова, но звучат они очень сильно: «Меня убили!». Он повторил эти слова несколько раз, видимо, уже почувствовав действие яда. Он едва добрался до своего номера в гостинице, лег и умер. Через какое-то время, полчаса или час, в гостинице появился Берия....
Я был тогда мальчишкой и смутно помню, как было объявлено, что Лакоба умер от сердечного приступа или что-то в этом роде. Труп его привезли в Абхазию, но жена Лакобы была очень отважной женщиной: зная сложные отношения между мужем и Берией, она пригласила своего врача, который определил, что Лакоба был отравлен. Тогда она попросила врача поехать в Москву и сообщить там о причине смерти Лакобы. Врач поехал, но по пути его перехватили, повезли в Сочи, дальше след этого врача теряется. Очевидно, он тут же был или расстрелян, или посажен. После этого в Абхазии начались процессы наподобие проходивших в Москве. Главным обвинителем на лакобовском процессе по бериевской раскладке должна была стать жена Лакобы.
Главное обвинение мертвому состояло в том, что он якобы был турецким шпионом. Но вдова Нестора Аполлоновича, несмотря ни на какие пытки, не предала своего мужа, поэтому не предстала на суде в качестве обвинителя. От пыток она сошла в тюрьме с ума и там же умерла.
Вот такая история…»
А ведь испокон веков отношения между абхазами и грузинами
были абсолютно нормальными. Недоразумения начались с закрытия абхазских школ и перевода их на грузинский язык: якобы один и тот же язык, хотя это совсем другая группа языков. Затем, вторая причина: после 1936 года все абхазское руководство было заменено грузинским, что было очень болезненно воспринято абхазцами, особенно старшими поколениями. Сейчас сохраняется хрупкая стабильность, но сколько она продилтся – никому не ведомо.
Кроме того, у Фазиля Искандера существует и своя точка зрения на национальный вопрос:
- Миллионы бывших неграмотных людей стали полуграмотными и втянуты в политическую жизнь. Неграмотный человек прежних времен нравственно выше сегодняшних полуграмотных людей, которыми в наш век ловко манипулировали политики. Неграмотные люди прежних времен все-таки нравственно опирались на патриархальную мораль, которую вырабатывали тысячелетиями. Полуграмотный человек покинул этот берег, но не выплыл на берег общечеловеческой культуры.
Национализм, заметно усилившийся в двадцатом веке, тоже результат одичания человеческих масс. Национализм — это когда свинья вместо того, чтобы чесаться о забор, чешется о другую свинью.
В двадцатом веке техническое развитие возглавило цивилизацию, а гуманистическое развитие осталось где-то в стороне.
Тоталитарное государство запрещает правду, но тем самым развивает тайную свободу, тайную любовь к правде. И в конце концов эта тайная свобода рано или поздно разрушает деспотию.
Современное демократическое общество со своей громадной индустрией развлечений отвлекает человека от правды, явно не запрещая ее. И это отвлечение человека от правды трагических вопросов существования в исторической перспективе более медленно, но верно разрушает человека.
Главная задача нового века — сделать все зависящее от нас, чтобы гуманистическая культура возглавила цивилизацию, а не техническое развитие, как это происходит сейчас, когда само техническое развитие поощряется военными заказами государства и примитивными требованиями рынка развлечений. Вспомните, сначала появилась атомная бомба, а потом ее брезгливый подарок — атомная электростанция. И так во всем.
Все правительства мира должны найти в себе силу благородства ограничить свое честолюбие, чтобы привлечь к духовному управлению государством людей с наибольшим нравственным авторитетом в своей стране. Только тогда гуманистическая культура возглавит человечество и спасет его от еще большей катастрофы в грядущем. Но если катастрофа случится и часть человечества останется в живых, она, эта часть, отрезвеет от религиозного потрясения. Но надо все сделать, чтобы это не случилось.
То, что я предлагаю, в конечном итоге сводится к следующему: культура играет в мировые шахматы, а политики только честно передвигают фигуры. Тоже достаточно почетно…»
А напоследок – размышления Фазиля Искандера о современной литературе и не только о ней:
«В советской литературе после сталинского периода дети и внуки репрессированных большей талантливостью полностью победили детей и внуков репрессировавших. Хотя дети и внуки последних ни в чем не виноваты, им неоткуда было взять этическую энергию первых.
В литературе этическая пустота непременно приводит к эстетическим изыскам. И это ясно почти физиологически. Под давлением смысла слово делается тугим, трудным для обработки вне прояснения смысла. Без давления смысла слово делается дряблым, поддается любым изгибам. Вот мое отношение к новейшим модным направлениям в литературе.
...Слишком пристальное внимание к сосуду, из которого пьешь, всегда есть снижение внимания к тому, что пьешь.
...В Европе крепкие напитки прихлебывают, а в России всегда пьют залпом. В России пьют залпом, потому что не уверены, что у них не отнимут напиток, пока они его будут прихлебывать.
Но вот у нас демократическая Конституция, а народ продолжает пить залпом. Значит, еще не очень верит в нее…»


Рецензии
Спасибо Вам Светлана, ничего не могу сказать, так как мало знаю. Но вижу одно, мы массово духовно нищаем. Но благодаря Вашему старанию появляются надежды на обратимость процесса. Вы даже не представляете, как много делаете для этого. Бывает важно открыть двери для проветривания помещения, а для развития духовности указать путь. С Уважением и Поклоном к Вам, Пётр.

Морозов Пётр   15.11.2013 00:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Пётр. Делаю, что могу, рада, если это приносит хоть чуточку пользы.
Со взаимным уважением,

Светлана Бестужева-Лада   15.11.2013 01:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.