Человек о себе и о сверхвысоком

09.11.2013
Человек о себе и о сверхвысоком:
«Умнеть всегда нелегко»
«Коридор необходимости»
«Истинная структура мира»
Первое. Человек смотрит на жизнь как понимающее существо. Он движим в своих начинаниях и деятельности – высоким и абсолютным. Но он идет по коридору необходимости.
Уже в XVII столетии Бенедикт Спиноза скажет: “ Свобода – эта познанная необходимость!» Браво! Бессмертный Барух Спиноза. Этот великий мыслитель взорвет церковную рухлядь того времени. Он сформулирует великолепную дефиницию: «Сausa sui!» (субстанция есть причина самой себя.) Ей для возникновения и развития не нужен никакой Бог!
Второе. Правильно считают, что умнеть всегда нелегко, и что в нашей жизни очень многое зависит от нашей культуры слова, чем выше она, тем больше становиться эффект диалога, в котором участвуют земледелец и община, учитель и его подопечные, врач и пациенты, пророк и его эпоха.
В частности, о феномене пророчества А.С.Пушкин скажет так:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей."
В стихотворении «Пророк» Александр Сергеевич использует образ шестикрылого серафима, занимающегося очень высокое место в иерархии духовных сущностей. Уточним и сошлемся на Исаию: «Первую, высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: Серафимы, Херувимы и Престолы…Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестикрылые Серафимы».
Исаия подчеркивает: «Серафимы — огнеобразны…Бог наш есть огнь поядающий»
Серафимы пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви, «серафим» в переводе с древнееврейского языка означает: пламенеющий.
Третье. Дорогой читатель, образно поэтические возможности разума – неисчерпаемы. Спрашивается: «На каком этапе антропосоциогенеза мог сложиться разум и откуда пришла к нему удивительная продуктивность философско-поэтического содержания?»
Пушкинский пророк начинается так:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
И дальше великий поэт предлагает свою феноменальную версию всех этапов человеческого саморазвития. Какими мы были? Какими мы стали? Какими мы будем? Об этом и рассказывает гений русской поэзии.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвигнул.
Как труп в пустыне я лежал
И бога глас ко мне воззвал…
В этой строфе представлены взгляды современников Пушкина – на структуру мира. Каким он может быть? – небесным и земным, морским и степным, горным (каменным) и лесным; В далеком прошлом наша планета была горящей звездой, потом она остыла, потом были разнее периоды, когда и образовалась ее гранитные и базальтовые слои (достигающие 25км высоты). Под нашими ногами бурлит магма. Там, в ядре царит многомиллионная температура. Сколько так будет продолжаться? Каково же наше место в Космосе? – разумных существ живущих на постепенно остывающей звезде.
Поймем же себя утверждая – умнеть всегда не легко.
09.11.2013


Рецензии