12. Мой Демон светлый...
http://stihi.ru/2013/04/22/65
«Демона не понимают, путают с дьяволом…
а Демон по-гречески… значит „Душа“...
Михаил Врубель
Печаль моя – ты,
вечный Демон мой, пришедший из дождей и ожиданья…
Желает к т о подобного свиданья с отвергнутой и трепетной душой?
Не знаю, Демон…
Только образ твой
зачем-то много лет меня тревожил…
Ты в жизни грешной что-то подытожил, наполнив тьму звенящей тишиной
там,
среди волн,
в безумии стихий,
где ветры вырывали покаянье…
Вдруг показалось, что твоё изгнанье, – с холстов моих – сошедшие штрихи...
Поверит кто, что через много лет
душа твоя –
с моей душой
со-
гласна?..
Не избежать мне этого соблазна – писать безумством ясным * твой портрет,-
мой Демон светлый -
тайная любовь,
печаль моя,
мой Бог -
исповеданье...
суббота, 9 ноября 2013 г.
* "писа'ть безумством ясным" -
Врач-психиатр Ф. А. Усольцев, в клинике которого лечился Врубель, писал в своих воспоминаниях: “Часто приходится слышать, что творчество Врубеля больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить... До тех пор пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть, он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства...”
* * *
Врубель обращается к образу «Светлого» Демона, стремится уйти от христианского понимания своего героя, как олицетворения тьмы, одинаково не принимая как старые традиции, так и современные трактовки европейского символизма. Он говорил: «Демона не понимают, путают с дьяволом… а Демон по-гречески… значит „Душа“...
Демон Врубеля ближе всего поэтическим образам философии Ф. Ницше, его Христа-Диониса, и отражает характерное для религиозных исканий эпохи стремление примирить христианство и язычество.
Сверхчеловеческие черты врубелевского Демона нейтрализуются его отстранено-созерцательной природой. С другой стороны высокая степень духовной концентрации в состоянии героя Врубеля перекликается с учением Шопенгауэра о противостоянии «мировой воле» с помощью экстатического творческого созерцания, открывающего сознанию высшие формы Прекрасного, как абсолютные идеи, то, что он называл «высшим благом и состоянием богов». Таким образом, Демон в значительной мере отражает отвлеченную идею некоего духовного состояния, нежели является персонификацией определенного героя.
Е. Середнякова. ГТГ.
Демон – центральная тема Врубеля
*** *** ***
Цикл "Тоска по Врубелю. Исповеданья"
12. Мой Демон вечный
http://stihi.ru/2013/05/02/8610
11. Устал я, Демон...
http://stihi.ru/2013/05/02/8610
10. Врубель. Pieta... Монолог
http://www.stihi.ru/2013/05/04/39
9. Царевна всех царевен...
http://www.stihi.ru/2013/05/01/6811
8. О Душе твоей тоскую...
http://www.stihi.ru/2013/04/28/2820
7. Ты, Врубель, Бог...
http://www.stihi.ru/2013/04/27/53
6. Сумел предугадать - зачем, скажи? Гадалка
http://www.stihi.ru/2013/04/25/2205
5. Судьбы ли око?.. Азраил
http://www.stihi.ru/2013/04/23/3278
4. Умри в ней и... Воскресни!
http://www.stihi.ru/2013/04/21/11086
3. Бессмысленность... Благодарю...
http://www.stihi.ru/2013/04/21/5923
2. Сегодня ночью...
http://www.stihi.ru/2013/04/21/5281
1. Твой Демон
http://www.stihi.ru/2013/04/19/234
...
На фото:
Врубель. Голова Демона, 1889 год. ГТГ
Е. Середнякова. Государственная Третьяковская галерея
Демон – центральная тема Врубеля
Свидетельство о публикации №113110902225
Спасибо, милая моя Ольга, спасибо!!!
Прочтите - поймёте...
http://www.proza.ru/2005/05/02-68
Рута
Рута Марьяш 09.11.2013 19:39 Заявить о нарушении
С уважением и нежностью,
ольга.
Миоль 09.11.2013 19:50 Заявить о нарушении