О донских казаках

                «Казак без веры – не казак»

Приустав в Диком Поле за редкой удачей гоняться,
В тихой гавани древней, спокойной и вольной реки
С дальних княжеств и ханств начал пришлый народ собираться.
Из насиженных мест за свободою шли в казаки.

Чья в них кровь порождала отвагу, находчивость, дерзость:
Киммерийско-ногайских, татаро-монгольских племён?
Иль степенных славян, сохранившим оседлости верность,
Из пленённых на Калке… и более поздних времён?

В казаках узнавались черты и черкеса и турка,
Русич – статью, душой, а в седле разудалый калмык…
Куньи шапки носили, кафтаны, черкесские бурки,
Сапоги, кушаки и удобный в походах башлык.

Поклонялись Христу, подпоясав себя кушаками,
Не гнушались брать в жёны себе басурманский ясырь*
И короной российскою крест на церквях украшали.
Русский царь был всегда казакам поводырь.

Из зимовий и юрт средь степи возникали станицы.
Курени за двухрядным, землёю набитым плетнём
Казаки на Дону называли своею столицей,
На земле им подаренной Грозным московским царём.

И совсем ни к чему казакам было знаться с землёю.
Басурманьи «стада» урожая собрать не дадут.
Потому казаки и привыкли кормиться разбоем,
Тем, что мимо, другие, к себе Диким Полем везут.

Степь бескрайняя, конь, да надёжная острая шашка
Воспитали в них дерзких вояк и рубак удалых,
Заговоренных жизнью и словно рождённых в рубашках,
Есаулов, хорунжих, полковников их войсковых.

,Харцызяк** приручило Великое Войско Донское,
А Романовы воинам дело нашли на века.
Охранять рубежи, покорённые сильной Москвою,
Им велели цари, да столь милая сердцу река.

Расстреляли царей, но и  власти народной не стало,
Что Великих вояк на Дону истребляла как класс.
И нужда в казаках для страны в мирных далях отпала…
Дон всё также течёт… Только время иное сейчас!

*  Ясырь -  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия определяет ясырь как «казачью военную добычу, прежде всего пленных, которых казаки освобождали за выкуп или оставляли у себя для ведения хозяйства. Особенно это было характерно для женщин (ясырок); дети, рожденные от пленниц, со временем могли стать казаками».
** Харцыз», «харцызник», «харцызяка» — слова тюркского происхождения, которые Владимир Даль объяснял как «проедала, шатун, волочуга


Рецензии
Интересно как-то у Вас получается,Евгений,о казаках пишите,а возрождение казачества Вам ненужно,где логика?
Если я Вас правильно понимаю,все те казаки,кто погиб и воюет за Донбасс ряженые?
Вы сами с донской земли ,я тоже,а вот взгляды диаметрально противоположные.
Скажу одно:мне очень жаль.

Олег Кашицин   14.03.2019 14:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Олег! Судя по энергетики вашего отзыва и категоричности вами написанного, вы ещё молоды и предпочитаете видеть всё окружающее вас двухцветным - белым или чёрным. Это не беда. Всему своё время. Но , по сути ваших вопросов...
Я - за продолжение развития человечности. И насколько мне известно - в моём окружении ещё никто никого не воскресил. Всему своё время. Отслужил своё - подвинься, дай другим пожить. Что касается меня , то я стараюсь писать о том что видел и знаю, а не о том, о чём мне рассказывают. Вот это... http://www.stihi.ru/2011/02/16/7603 я лично наблюдал в Ростове ,да и здесь в Донбассе. Ну, а что наши взгляды разошлись, так в этом ничего удивительного нет ... Вы - молоды, я - стар. вам хочется ещё бегать, кричать и размахивать шашкой,
а мне уже не можется. Я предпочитаю знать, а вы - верить. Так что нам трудно быть похожими. Но я склоняю голову перед теми, кто помнит дела своих отцов и тех, кто отдал свои жизни в борьбе с бесчеловечностью (фашизмом). Об этом надо стараться помнить всегда. Спасибо, Олег за то внимание, что вы уделили моим стихам. Мне тоже жаль, что вы обратили в них внимание только на наши различия. Но, судя по тематике ваших работ, у нас дело общее - борьба с фашизмом.
С уважением и пожеланием творческих успехов.

http://www.stihi.ru/2011/02/16/7603

Евгений Крюков-Донской   14.03.2019 15:48   Заявить о нарушении
Слава Богу,что мы всё таки в одном окопе.
Относительно Вас я конечно молод(мой отец практически Ваш ровесник).
Навязывать свою точку зрения не буду,не к чему,но хочу сказать,я всю жизнь считал себя казаком и по духу и по рождению.
Отец родом из Куйбышевского района,это рядом с Вашей малой Родиной.
В отношении казаков скажу следующее:я не знаю,что Вы видели,а там,где я живу,в Антраците мы помогаем городу чем можем.
Кто-то воюет,кто-то разгружает гуманитарку,кто-то обеспечивает вместе с полицией правопорядок в городе и т.д.
В составе нашего юрта есть казаки,которым около восьмидесяти лет.
По поводу ряженых:таковыми являются те кто сам себя провозгласил казаком.Согласен,такого беспредела хватает сейчас и в 14г.тем более хватало.
Лично я принимал присягу на верность Родине в ХРАМЕ.
Цель казака-защита ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ.
И не всякий тот казак,кто ходит в папахе.
А были казаки во все времена:и в Первую Мировую,и в Великую Отечественную,и сейчас.
Кстати,воевали казаки не только на лошадях.
Был и донской флот,и авиация,и танковые полки.
Мне кажется,у Вас какая-то обида на казаков,возможно и небезосновательная.
Будет время,прочитайте мои"ЗАПИСКИ ЖИТЕЛЯ ДОНБАССА",там,в последних 2-х частях о казаках.И,прошу,не судите строго настоящих казаков.
С уважением,Олег.

Олег Кашицин   14.03.2019 23:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.