Об ограничениях и свободе

Свобода и несвобода.

Помнится, Дмитрий Анатольевич Медведев, находясь на президентском посту, в одном из своих выступлении произнес такую фразу: свобода лучше чем несвобода. Фраза действительно в своем роде верная, и человеку современному очень приятная на слух, но достаточно абстрактная, всеобъемлющая разные уровни свобод, и ограничении. Поэтому, спустя продолжительное время, накопив в этой области некоего опыта, путем наблюдений и анализа, я попытаюсь, пусть не разобрать все уровни по деталям, но, по крайней мере, разграничить эти уровни. По крайней мере, пофилософствовать, а этого уже, как минимум, сподвигнет читателя на собственные размышления. И быть может, они будут гораздо вернее моих.
Само понятие свободы, если анализировать его обобщенно, достаточно расплывчато, и чтобы понять его суть, нам необходимо прибегнуть к приведению примеров. Причем каждый, обособленный пример будет раскрывать различные уровни свободы.
Пусть не все, но многое, как известно, познается в сравнении. И свобода в числе этого множества. Свобода, как ощущение свободы душевной, в первую очередь, рождается в условиях, когда былое рабство, будь то греховное, или зависимость от конкретного земного хозяина, отпускает человека или он самостоятельно, путем собственного выбора, опять же, осуществляемого в рамках свободы выбора, разрывает его узы. В сравнении с былым рабством появляется ощущение свободы; это, я думаю, понятно. Вместе с тем, ощущение свободы в одном человеке не гарантирует аналогичное ощущение в другом, которому рабство, как таковое не было знакомо. Я полагаю, что Христианин - бывший наркоман ощущает большее освобождение от греха, нежели интеллигент, который рюмки водки за жизнь свою не выпил, и познал Господа, живя по совести. Я полагаю, что не стоит спорить над тем, что освобождение от греховных пороков у них, по качеству, количеству, различное. И интеллигент поэтому, наверное, и меньше чувствует ощущение свободы, потому что не настолько был порабощен грехом. Духовная свобода от грехов от внешних обстоятельств слишком не зависима, она зависит более от пристрастий и поступков человека. Это что касается духовной свободы.
За духовной свободой следует свобода душевная. Душевная свобода отличает ощущением свободы, и от внешних обстоятельств зависит существенно, отталкивается от них, но далеко не всегда. Следует заметить, что раб покорно выполняющий свою работу, и уважающий своего господина ощущает более свободы, нежели работник, ненавидящий свою работу, и начальника своего. А между тем, их отличает разный уровень свободы. Раб зависим от господина не только в работе, но и в повседневной жизни; работник же, в свою очередь, взаимодействует с начальствующим только плодами своего труда, своим временем. К сожалению эти два состояния, в наше время, часто путаются. Тем не менее, если не отрываться от действительности,и не пускаться в трансцендентные размышления, то стоит определить, что раб, конечно, в большинстве случаев ощущает себя более несвободным, если так можно выразиться. Рабу присуще ощущение, что за ним следят, его направляют в действиях, ругают не по существу, когда он не выполняет уже никакой свободы, ведь как такового свободного от рабства времени нет; он раб в любое время суток. Тогда как работник, мало того, что свободен в выборе рабочего места, ограниченных разными сопровождающими факторами, но все же свободен, но и имеет, помимо рабочего времени, еще и свободное время, которым имеет право распоряжаться, по собственному усмотрению. Некоторые даже на работе ощущают себя свободными от самой работы. Думаю, это не новость. Однако моя цель - не рассмотрения трудовых взаимоотношении, а анализ видов, уровней, и широты свободы.
Под свободой, некоторыми людьми, нередко понимается вседозволенность, попрание законов государства, общественных, нравственных устоев. Такая свобода часто оканчивается несвободой уже материальной, абсолютной, казалось бы. Но и это не вполне ясно.
Некоторые личности и в тюрьме, пусть не чувствую полную свободу, по крайней мере, ощущают в себе ее больше нежели другие заключенные, кто полагает, что на воле оставил все, и жизнь закончена. Человек смирившийся, но надеющийся более свободен, нежели узник, который поставил на своей жизни крест. Впрочем, об этом легко только рассуждать.
Свобода душевная зависит от внешних обстоятельств, от обязанностей, и обязательств, и человек успешный, благополучный, семейный, едва ли мысленно свободнее узника, находящего в тюрьме. Но он способен по возможности избавиться от гнетущих мыслей, путем сокращения уровня своего потребления, своей семьи, если это, конечно же, возможно. В этом заключается его мысленная свобода. По части передвижения, прогулок, и прочего подобного он, естественно, свободнее узника, или раба. Но мысленная свобода все же у последних шире, а вот насчет душевной - зависит от конкретной ситуации.
Свобода - это в первую очередь ощущение ее, зависимое, в зависимости от человеческих потребностей, от того, что человек себе позволить может и чего не может. Зачем, скажите, человеку свобода покупать имбирь, если от его употребления у него случается аллергия, или для чего человеку незрячему свобода в выборе салона для приобретения машины. Этим я хочу сказать, что многая свобода нам не нужна, некоторой за всю жизнь свою мы не касаемся. Она проходит мимо нас и мы ее не замечаем. Однако главное, что у нас есть - это свобода выбора. И это, наверное, еще более абстрактная фраза, чем сказанная в былое время Дмитрием Медведевым.



Ограничения.

Тем не менее, на одной свободе ограничиться, и ни одним словом
не обмолвиться об ограничениях, как таковых, -
все равно, что описать лес, как цветущую зеленую крону,
без стволов, и животных, и птиц; и об этом сегодня пишу уже стих.

Человеку свобода дается во благо, чтобы он выбирал жизни путь
в разных сферах, вредил, жил для блага, выбирал жить в семье,
или отшельником быть, зарабатывать много, или есть как-нибудь,
свет искать, с ним идти и дарить, иль прожить в абсолютной, во тьме.

Но свобод абсолютных нигде отыскать в нашем мире никак невозможно,
как бы в этом, порой, человек ни старался себя обмануть,
сколько бы ни прошел он опасностей, или жил осторожно,
не найти абсолютных свобод, хоть весь мир попрек обогнуть.

Только есть колоссальная разница, большое по свойству различие:
человек выбирает себе, иль ему из-под палки внушат,
что такое мораль, или нормы культуры, законы, приличия.
Из-под палки мораль – что холодной воды поутру полн ушат.

Не о тех я законах, которые приняты властью, в совете,
о которых дискуссии слышаться часто во всех отраслях,
и которым должны подчиняться и взрослые, дети,
потому что иначе в стране абсолютно любой ожидается крах.

Тем не менее, всех государства законов недостаточно, чтобы
человеку прожить в чистоте, иль хотя бы не слабым, больным,
а для этого нужно держаться в узде, ограничив потребность утробы,
а в душе подавить зависть, корысть, и ложь, равнодушие, злобу,
и прощать, иногда замечая погрешность свершенной вины.


Рецензии