Другие определ. Дух-ти. Глава 4 В-в религиозные
на которое они способны, убеждают публику, что
вне религии духовности нет и быть не может.
Представители самых различных конфессий едины в
том, что только в религии человек обретает
духовность. Так на позиции отождествления
духовности с религией стоит, на сколько можно
судить, С.С.Аверинцев. Идеолог бахаизма У.С.
Хэтчер, приступая к анализу вопроса о соотношении
религиозности и духовности, приводит слова
главного пророка бахаизма Баха-Уллы: "Через
учение этой Дневной Звезды Истины ( Явителя или
Пророка Бога) каждый человек будет развиваться
и совершенствоваться до тех пор, пока не
достигнет состояния, позволяющего ему проявить
все возможности, которыми наделена самая истинная
внутренняя сущность его. Именно ради этой цели в
каждом веке среди людей появлялись Пророки Бога
и Его Избранники, и они обнаружили такую силу,
которая рождается лишь от Бога и такую мощь,
котрая может быть открыта лишь Предвечным".
(Хетчер У.С. "Понятие духовности",Киев,92,с.8).
Духовность мыслится У.С.Хэтчером
как феномен, существующий лишь в рамках
религиозного миропонимания. Религиозно
ориентированные мыслители не могут занимать
в данном вопросе иной позиции: отойти от неё значило
бы для них поступиться мировоззренческими
принципами. Здесь находится порог, за который
теолог не может перешагнуть. Здесь
располагается предел, до которого религиозное
сознание способно терпеть плюрализм и свободу
мнений.
Религиозно-апологетическому пониманию
проблемы противостоит позиция воинствующего
атеизма, которая заключается в утверждении,
что религии свойственна ложная, иллюзорная
духовность. Такие идеи приводятся, например, в
книге В.Е. Доли с красноречивым названием
"Иллюзия духовности". Данный исследователь
определяет духовность в широком смысле как
совоокупность всех функций сознания, а в узком -
как "способность человека сделать высокие
ценности и цели, идеи и идеалы движущей силой
своего поведения". Исходя из трактовки понятия
духовности в узком смысле слова, В.Е.Доля
задался целью доказать, что "религия даёт
человеку лишь иллюзию, суррогат духовности,
превратную, иллюзорную её форму". В.Е.Доля
выстраивает в своей книге определенную систему
доказательств заявленного тезиса, но мы не
видим особого смысла эти доказательства
анализировать.
Ортодоксально-религиозная и
ниспровергательски-атеистическая позиции
зациклены на взаимных обвинениях и не дают
возможности объективно-аналитически подойти к
решению проблемы. Для начала рассмотрим
следующий вопрос: предопределяет ли
мировоззрение личности весь строй её мыслей и
чувствований? Конкретизируем: если человек
является, к примеру, христианином, значит ли
это что он честен, добр, справедлив,
милосерден, короче говоря, обладает полным
набором христианских добродетелей? Они
несомненно могут быть ему присущи. Но
обязательно ли они ему свойственны? Вопрос
звучит риторически, ведь каждый знает, может
привести немало случаев, когда искренне и
глубоко верующий человек в моральном плане
далеко не безупречен. Среди верующих есть и
просто безнравственные люди. Их
безнравственность - это результат влияния
религиозного мировоззрения, как это
утверждается в зубодробительной атеистической
литературе (к счастью, не вся атеистическая
литература такова) или чего-то другого? Если
христианство не учит людей ничему плохому, то
отчего так много грешников среди христиан?
Здесь не место разбирать эти вопросы; нам
важно указать на необходимость различать
содержание мировоззрения и его бытование в
голове отдельного человека.
Как защитники религии, так и ниспровергатели
как бы не замечают данного различия. Они тратят
пыл на доказательство величия (или, наоборот,
ничтожества) религиозных принципов, вместо того,
чтобы вести речь об интериоризации этих
принципов индивидом".
Р.Л.Лифшиц "Духовность и бездуховность
личности", Екатеринбург, 1997,
с.82-83
* * * * *
"Какая же позиция личности в мире может быть
охарактеризована понятием "духовность"? Что
является её антиподом? Чтобы ответить на эти
вопросы, обратимся к смыслу понятия "Дух".
Дух - противоположность материи. Материя
воплощает в себе внешнюю необходимость, дух -
сфера внутренней свободы. Материя развивается в
соответствии с объективными законами, дух -
творит. Свобода и творчество - атрибутивные
характеристики духа. Стало быть духовность это
такая жизненная позиция личности в мире, в
которой реализуется её внутренняя свобода и
творческое начало. Если попытаться найти
общий знаменатель атрибутивных характеристик
духа, то им, вероятно, будет открытость.
Открытость личности навстречу миру - такова,
коротко говоря, сущность духовности.
Соответственно бездуховность - противоположная
жизненная позиция личности, её субъективная
отгороженность от мира."
Там же. С. 24
* * * * *
"Категория духовности в религиозном
представлении рассматривается как
приближенность, приобщенность к Богу,
включенность в Него, ощущение тесного духовного
контакта с божественной сущностью. Праведность
представляет собой служение Богу, стремление
строить свою жизнь в соответствии с принципами
высшей сущности. Сказанное следует дополнить
упоминанием об ощущении радости, благодати,
внутренней гармонии при духовном контакте с
Богом или его образом, что подтверждает
правильность выбранной позиции.
В нерелигиозном смысле, имея в виду
психоэнергоинформационную модель, категории
духовности и праведности можно рассматривать
как включенность в высшие механизмы
материального мира, стремление соответствовать
его принципам и законам, строить свою жизнь с
точки зрения обеспечения его максимальной
гармонии и устойчивости. Мир в этом случае
можно рассматривать как
психоэнергоинформационную систему, которая
служит источником образов и ощущений при
энергоинформационном контакте. Как и в случае
религиозных представлений, контакт с высшими
реальностями в их нерелигиозном представлении
также может приносить положительные эмоции
на уровне гармонизации сознания. Этика тогда
становится социально адаптированным кодексом
поведения, опирающимся на принципы гармонии и
устойчивости плотного мира, которые можно
рассматривать как гармонию и устойчивость
психоэнергоинформационного поля или потока.
Так как одним из источников этого поля можно
считать не индивидуальное психополе, а
согласованное в процессе социального общения
психосоциальное информационное поле, критерии
этики и духовности могут соотносится с
принципами социальной гармонии. Не вдаваясь в
высоконаучные рассуждения, на бытовом уровне,
этичность, духовность и праведность можно
рассматривать как ощущение себя гражданином
Мира, жителем Вселенной, ответственным за них
и оценку с этих позиций своих поступков и
помыслов".
"Атеизм и духовность" А.М.Никифоров в
сб.: "Этика и наука будущего. На пути
к духовно-экологической цивилизации."
М, 2002, Дельфис. Материалы Второй
Российской междисциплинарной научной
конференции. С.39-40
* * * * *
"Духовность - 1)нематериальность, бесплотность;
2)одухотворенность; наполненность творчества,
творящим духом; 3)процесс гармоничного развития
духовных способностей человека."
В.Кемеров "Философская энциклопедия.
"Панпринт", 1998
* * * * *
Отец Никодим:
"-Что такое духовность? Она определяется наличием
шести духовных чувств (духовных каналов):
Свободы, Силы, Совести, Любви, Веры, Воли."
Семинар Российского философского
общества №25, апрель 1993
* * * * *
"Духовный человек - это человек, который
чувствует, осознает, живет и действует с
сознанием приобщенности к миру высшему,
духовному, к Богу, к Высшему Разуму. Для человека
духовного раскрыт высший духовный мир,
вневременной и внепространственный, вечный и
сверхчувственный, полностью определяющий наше
земное существование."
Папков В.А. "Живые соборные системы",
м., 1996, с.32
Свидетельство о публикации №113110700072