Стихотворение месяца 15 - обзор Р. Кругляковой

Рита Круглякова http://stihi.ru/avtor/r375336168054


1. «предсказание

1-е, что бросилось в глаза при прочтении – хаотичность в расстановке знаков препинания. Запятые отсутствуют полностью, что затрудняет восприятие. Вот, например, какой смысл автор вкладывал в фразу «вечер топлива нет» я так и не поняла. Кто уселся за бортом, прокалившись, тоже непонятно. Но вот двоеточия, тире, вопросительный знак и даже скобки – на своих местах. Такая непоследовательность создает впечатление неряшливости и даже какого-то неуважения к читателю: догадайся, мол, сам, что я имею в виду.
2-е – значения слова «разбосячить» я не нашла ни в одном словаре. Хорошо, предположим, это авторский неологизм, относящий читателя к известному слову «босяк». Кто же такой «босяк»? Открываем словарь, читаем (цитирую из словаря): Слово Босяк в словаре Ожегова
БОСЯК, -а, м. Опустившийся человек из деклассированных слоев населения. || ж. босячка, -и. || прил, босяцкий, -ая, -ое.
Слово Босяк в словаре Ефремовой
1. Опустившийся, обнищавший человек из деклассированных слоев общества (в Российском государстве до 1917 г.).
Не думаю, что автор имел в виду именно это. Неологизм оказался неточным и не несущим требуемого автору оттенка, а значит, неоправданным.
3-е. «Скоро сутки сольются с заходом» - а разве заход не часть суток и существует отдельно от них?
«что потом? не сорвался «входящий»
дом семья двое дочек растут» - а если бы сорвался этот «входящий», выходит, и семьи никакой не было бы? И ЛГ запросто бы с этим смирился?
Из плюсов стихотворения могу назвать кольцевую рифмовку, которая в нынешнее время почему-то используется довольно редко. Из минусов, кроме вышеперечисленных, нестройность композиции, какую-то растрепанность, сумбурность. Оценка 4/3.

2. «А король опять голый?»

Ну, что скажешь? Стихотворение злободневное, наболевшее, однако произвело впечаление некоего баловства, стеба. Автор, вы ведь и сами не относитесь к стиху серьезно?)) Ну были бы у вас рифмы, допустим, «Абрама – Обама», а так – «кто – никто», «добыл – добил»… «С чьего дивана?» - полагаю, диван не песочница, туда абы -кого особо не пускають…) «Рассеется сей дым» - какая-то неуклюжая, да еще и неблагозвучная строка – корни-омонимы, плюс ненужный архаизм . «Чародейство жду от мага» - жду чего? – чародейства. Родительный, а не винительный падеж. Техника – 3. Артистизм – 4.

3. «Порядок слов...»
В этом стихотворении с ритмом и размером – беда. Он выдерживается только в первых 4 строках. Далее: о каких сонмищах идет речь? Слово «каверна» этого не объясняет. Непонятно также, что было бы, если бы кровь на дверях была голубой, впрочем, как и то, какую вообще смысловую нагрузку в этом стихотворении несут забрызганные кровью двери, и сонмища, и кабацкий стол, с которого бросают перья(???), и лежбище. Да простит меня автор, но мне стихотворение показалось всего лишь нагромождением каких-то жутковатых образов, порожденных ночным кошмаром. О порядке, как слов, так и всего остального, здесь речь не идет. Оценки 3/3.

4. «Осенние узоры»
В общем-то стихотворение красивое и создает какую-то особую атмосферу.
Из минусов могу назвать:
1 – е. строфа:
Несовпадение времен: Не говори - расссмотри – рисовали. Мне кажется, если бы было «рисуют» или «нарисуют» - было бы лучше. Здесь же весьма приблизительная рифма « мраке – мягких», но она не так уж режет слух, чтобы к ней сильно придираться.
2 –е . строфа
Во-первых , «повторят» - ударение в этом слове должно падать на последий слог, а не на второй. Во-вторых, насколько мне известно, смолы в просторах моря повторяют не лиственный мотив липы, а хвойный – сосны. В-третьих, как-то не совсем понятно, кто этот «всякий» - фонарь, янтарь или еще кто-то.
Строки: «С веток
свесилась луна,
Слитки лун –
слетают с веток.»
Ну, в общем, мне понравились «слитки лун», но в этом катрене рядышком двукратный повтор слов «веток» и «луна». Акцент на звуке «л» -на мой взгляд, неплох: придает стихотвориеню плавность и нежность.
Последняя строфа - здесь мне не понравился растворенный в лужах сахар. Не внушил доверия. По-моему, в здравом уме его там никто растворять не будет. Может быть, раз желтизны коснулся огонь стихов, она превратилась в пепел, который тоже вполне можно растворить в лужах, причем это не будет выглядеть таким несоответствием? Оценка 4/4.

5. «Очень тихо…»

Хорошая зарисовка, умиротворяющая, хоть и жутковатая поначалу, когда натыкаешься на «погост». Из плюсов стихотворения я бы и назвала эту не совсем обычную подачу темы. (Я лично кладбищ боюсь).
Из недостатков: 1) глагольная рифма «парят – говорят» в первом катрене, который стоит на самом видном месте и потому создает первое впечатление о мастерстве автора. Я вообще не люблю глагольных рифм, но если уж их использовать, то где-нибудь в середине стихотворения, где они не так бросаются в глаза.
2) « Сложные проблемы просто» - «сложные» и «просто» - парадокс. Вот если бы было, допустим, «Ни одна проблема просто Здесь не стоит ни гроша.», мне кажется, звучало бы лучше.
3) Также не совсем удачным показалась замена точного определени «вполголоса» на сомнительное «вполсилы». Создается впечатление, что в обычной жизни эти люди кричат.
Оценка 4/4.

6. «В копилку общую на память»

Ну, а что здесь разбирать, я не знаю. На мой взгляд, мастерски написано. Я бы сама у такого автора поучилась.)) Оценки 5/5.

7. «Дефицит»

Рифмы мне кажутся неплохими. Вызвало сомнение – «лихая судьба» и «равнодушья плеть». Объясню почему. Слово «лихой» многозначно, и несет не один, а несколько смысловых нагрузок: 1) приносящий беду, злой, тяжкий. 2) удалой, молодецкий. 3) быстрый, стремительный 4) залихватский, бойкий, горячий. Потом подумала и решила, что, несмотря на кажущуюся простоту, слово это удачное и, в общем-то, точное. Тут и «плеть» стала понятной и уместной.
Единственное, стихотворение показалось мне немного оборванным, как будто это только отрывок какой-то мысли, но не вся мысль. И еще, две последние строки: «Где бы взять теплоты и света мне, чтоб хотя бы тебя согреть?» - вызвали легкое недоумение. Ведь теплота и свет рождаются в душе, но никак не в равнодушной толпе. Из души, вероятно, и надо взять, толпа к этому не имеет отношения. Оценка: 5/4.

8. «Осенний карнавал»

Стихотворение понравилось. Немного сумбурно, правда: здесь и флирт ветерка, и
тихо крадущееся солнце, и сердечный набат (на фоне такой спокойной и умиртотворенной картины) и сразу же - задушевная песня.
Смутила также строка «Вскипает яростной волной…» - сразу же всплыла в памяти известная песня-гимн Великой Отечественной: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна». Для «золота обновок» «яростная волна», пожалуй, звучит чересчур претенциозно.
В строке «Смешал вдруг шёпот с тишиной!» - слово «вдруг» показалось ритмической заплаткой. Оценки: 4/4.

9. «Осень»

Тоже душевное стихотворение! Хорошо читается, несмотря на простенькие (меня – дня) , иногда приблизительные (мудра – всегда, глазах – сказал) рифмы. А вот рифма «шьет – еще» - понравилась! Хотя, шьют все-таки не ткань, а платье, юбку, в общем, какую-нибудь вещь, а вот ткань ткут. Оценка 4/4.

10. «Было?»

Ай-яй-яй, автор, как же это вы потеряли внутреннюю рифму в двух последних строках? Ведь на протяжении всего стихотворения она прекрасно отслеживается, и, кроме того, везде довольно удачна. Или нарочно записали стихотворение так, как будто строки рифмуются попарно, чтобы скрыть ее отсутствие?
Во-вторых, строке «Покурите, уроды, теперь мы подождем» - сбой ритма на слове «теперь».
В –третьих, строки «Громко клацнут затворы и взлетит серый дым, Это души с укором: порох не был сырым!» Душам что, больше и укорять не в чем, кроме того, что порох сухой? Вот тут как раз тот случай, когда говорят: «не донести мысль».
Оценка 4 /4.

11. «Странный мужчина»

Эмоционально, смело! Однако в строке «Навсегда у тебя забирает!» - один лишний слог. Также вызвали сомнения рифмы «мужчиной – скотиной» (банально, что ли), «бывает – забирает» (тоже очень простая глагольная), «даже – унижаться» (весьма приблизительная). Ну и в художественном плане не хватило какой-то авторской изюминки – слишком уж много таких историй, рассказанных примерно одинаково. Оценка 4/3.

12. «Тропинки на ладонях»

В этом стихотворении мне все понравилось, и придираться не вижу смысла. Оценки: 5/5.

13. «Выплеск»

Это стихотворение тоже показалось добротным и хорошо сделанным. Единственное, что чуть царапнуло при таком уровне (а высокий уровень – это и высокий спрос) – употребление краткого прилагательного «крылата», которое в современном языке выполняет функцию сказуемого. Здесь же сказуемое – глагол «есть». Поэтому в данном случае краткое прилагательное придает первой строке оттенок архаичности, что не очень желательно. И второе замечание. Почему-то имя и фамилия Феофана Грека разделены частицей «ли». Для чего, непонятно. Единственное, что приходит в голову – строка таким способом подгонялась под размер. И чуть ниже похожая картина: «Доменико ль Эль-Греко». Вдобавок ко всему, фонетически это звучит как «Карл у Клары…». А рифмы очень хороши! Итак, оценка: 4/4.

14. «Петух, ты не прав!»

Понравилось стихотворение! Только «загорелый спирт» смутил. Хотелось бы знать, на каких таких курортах загорает спирт?) В гугле ответа не нашла, посему 4 /5.
15. «Бессонная ночь»

Понравилось. Придраться не к чему. Оценка 5/5.

16. «Далеко за Сергиев Посад»
Сергиев Посад – город в Московской области, Александров – тоже город, как я понимаю, но уже где-то под Ярославлем. Построение предложения меня запутало, и подумала, что речь идет об Александровом (раз уж Сергиев Посад) посаде– а это рынок в Запорожье. Вот автору в этом случае не помешали бы сноски в конце. А то в этой географии запросто запутается человек неискушенный, вроде меня.
Ну, и опять-таки, так не любимая мною глагольная рифма. А катрен последний, т.е. ударный. Правда, кольцевая рифмовка в этом случае спасает положение. Вообще, это тот случай, когда опоясывающая рифма придает стихотворению плавность и смягчает звучание не всегда точных рифм: «исчезнуть – отрезом», «морось – поезд», «серым – ферма».
«Может быть в туман, а может в морось» - эта фраза откровенно слабая для Вашего уровня, автор. Во-первых, повтор слова «может» , причем слишком близко друг от друга. А во-вторых, создало впечатление ритмической заплатки как проходная, необязательная фраза.
Оценка 4/4.

17. «Предзимнее солнце»

В этом случае глагольная рифма «сжался – сжалься» мне даже очень пришлась по душе: во-первых, у глаголов разные наклонения, и имеют они разные функции и разную эмоциональную окраску. К технике претензия только одна. Стихотворение написано, можно сказать, «высоким штилем». Вот слова, это подтверждающие: «темь», «сжалься», «оковы», «муза», «унынье». Их достаточно много, и они создают общий фон и настроение. Откуда же в этом возвышенном, с выдержанным стилем, стихотворении взялось новомодное словечко «позитив»? Как гром среди ясного неба…
Ну и еще «подборка мрачных тем» смутила. Какие это темы, музыкальные, что ли, и где или откуда же звучит эта подборка?
Оценка 4/4.

18. «Осенний лист»

Понравилось. Не знаю, правда, хорошо это или не очень, но весьма пропитано лермонтовскими мотивами. Идея и ритмический рисунок напоминают известный «Парус». Оценка 5/4.

19. « Риторический вопрос»

Хорошо! Интересно! Нестандартно. Читаешь и почти физически ощущаешь игру автора со словом. Понравилось… Оценка 5/5.

20. «Хотелось ошибаться…»

По технике – несколько раз в стихотворении то теряются, то неожиданно возникают новые слоги. По сюжету – не поняла, это одно стихотворение, посвященное одной особе или же цикл стихов, объединенных общей тематикой? И, честно говоря, слабо представляю себе, как это произведение оценивать. Где-то написано Вы – с заглавной буквы как обращение к женщине, дальше появляется восклицание: «Друзья!» и речь о поэтах и поэзии. Или в первой части «Вы» – это тоже к поэзии? В общем, я запуталась. И мало что поняла из всего этого, кроме того, что у автора скопилось немало яда: «По жилам разливается отрава
Не только у меня - ещё у Вас». Оценка 3/3.

21. «Закат»

На протяжении всего стихотворения – сбои ритма. Я бы даже сказала, что ритма, как такового здесь нет вообще. 1 катрен – 19 – 18 – 17 – 17. 2 – ой – 17 – 17 – 18 – 19. 3-ий – 18 – 18 – 18 -17. 4-й – 18 – 18 – 17 – 17.
Непонятны фразы: «Когда ты на моём горизонте возник из ниоткуда мечты» (???), «явился мне ты на закате и с ним за горизонт ушёл» ( прямо закат захватив с собой?), «и ночь, не проронив ни звука, отозвала голодных псов» ( откуда отозвала и каких псов, и почему о них нет ни единого слова, чтобы хоть малейшее представление составить о том, что автор имел в виду?), также непонятен «ненарочный сон». Обычные люди вообще-то сны себе не выбирают. Стихотворение больше напоминает пробу пера. Непонятно так же, почему оно написано столь длинными строками, имитирующими внутреннюю рифмовку, тогда, как каждая из полустрок – это отдельная строка, а двустишие – целый катрен с перекрестной рифмовкой. Оценка 2/3.

22. «и-о-на-ни-не»

Стихотворение впечатлило, но название я не поняла, сколько ни пыталась. Почувствовав глубокую умственную неполноценность, смею спросить у автора, что же он хотел донести до читателя этим названием? Оценка 5/5.

23. «Ангел»

Хорошая лексика и красивое стихотворение. Замечаний по технике и всему остальному нет. Здесь я тоже поставлю 5/5.


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.